Пенсионерка Нина Ивановна давно считалась негласно «хозяйкой двора». В пятиэтажке, где она проживала, было четыре подъезда, но все знали трудолюбивую женщину, потому что она, будучи одинокой, практически всё теплое время года обихаживала около своего подъезда и рядом с детской площадкой клумбы, которые сама же когда-то и сделала. А ещё она организовывала на субботники в апреле не только своих ровесников, а и детвору, и двор был ухоженным, чистым, и балкон Нины Ивановны выделялся среди прочих яркими геранями, пышно цветущими всё лето.
Активную и трудолюбивую женщину уважали ещё и за доброе сердце: она ладила с детьми, и кормила нескольких бездомных кошек, ютившихся в морозы в подвале дома, а летом в густых зарослях сирени в углу двора. Животные никому не мешали, были чистыми, так как кормила их сердобольная пенсионерка постоянно, и даже следила за их здоровьем, покупая на небольшую пенсию кроме корма ещё и капли от блох, и для глаз.
Время шло, и понемногу жильцы дома менялись, уже не все обращали внимание на бабушку у клумб. Нина Ивановна старела, и трудиться не могла уже как раньше, но она, понимая, что скоро, возможно уже и не сможет содержать такое количество цветов, начала чуть убавлять свои яркие плантации, оставляя только неприхотливые многолетники типа хост, разбитого сердца, медвежьих ушек, и кустов роз.
- И этого вполне достаточно, - говорила соседкам Нина, - хоть бы за ними последить, и то хорошо. Но я налаживаю всё новые знакомства с детьми. Всё-таки они самый отзывчивый народ.
- Да, тебе в помощь молодых надо. Но не все любят в земле копаться, больше предпочитают в свободное время лежать на диване или ехать на море… - вздыхали пожилые соседки.
- Цветы – они хоть только на тёплый сезон, - говорила Нина, - а вот кошки, хоть их и не так много, всего семь, но круглый год есть хотят…
- Да, тебе даже заболеть нельзя, не то, что уехать в санаторий, - говорили соседки.
- Верно, никому не хочется ухаживать за старенькими кошками. Это хорошо, что они у меня все стерилизованные, а не то бы тут уже было бы их невесть сколько… - Нина гладила кошек, которые на её голос всегда сбегались к ней, и сидели кто под лавочкой, кто близко в кустах, а две кошечки прыгали на руки. Это были Лина и Киса, которые жили зимой у неё дома, знали все порядки и выходили вместе с хозяйкой на улицу гулять.
- Меняются в доме люди. Сколько квартир уже перепродали, и много стало молодёжи, малышей, - констатировала соседка Галина.
- Нам смена растёт, - улыбалась Нина, глядя как молодые мамы ведут своих детишек к детской площадке.
- Вот у тебя детей нет, а ты ведь там чистоту наводишь, и цветы сажаешь. Пора бы кому-то из молодых и передать эту заботу, - советовали старушки.
Нине Ивановне уже исполнилось семьдесят пять лет, и здоровье стало подводить. Не всегда она могла уже трудиться во дворе, но и желающих из новосёлов не находилось, чтобы начать ухаживать за клумбами.
Нина Ивановна в прошлом была учительницей начальных классов, к детям подход имела, и ребята, завидя её у детской площадки уже знали, что сейчас старая учительница будет полоть между кустами хризантем, а потом и поливать свои цветы. Нине Ивановне удалось сплотить вокруг себя несколько ребятишек из приехавших недавно в дом. Она показывала девочкам, какие где цветы, когда они зацветают, и учила запоминать их названия.
- Ну, наша Нина опять урок преподаёт, - улыбались соседки, глядя из окон, - молодую смену готовит. И правильно.
А эта подготовка ребят дала свои результаты. Девочки знали, что в коридоре под лестницей баба Нина хранит тяпочки, ведро и лейку, и даже без неё уже сами понемногу начинали ухаживать за цветами.
Однажды Нина Ивановна почувствовала себя плохо, поднялось давление ни с того ни с сего. Скорая увезла её в больницу, лишь только женщина передала ключи от квартиры соседке Галине, такой же пенсионерке и своей приятельнице.
- Девчонки всё знают. Но главное – кошки. Корм в кухне, в ящике, берите и кормите кто сможет… Я постараюсь быстрее поправиться, виновато шептала Нина Ивановна.
Галина была старше подруги на семь лет, и ходила с палочкой, поэтому ни о какой помощи по уходу за цветами речи и быть не могло. Однако, кормить кошек она обещала – не пропадать же животным с голода.
Нина звонила из больницы, волновалась, но Галина просила её не переживать.
- Всё тут в порядке. Я даже не ожидала, что у тебя столько помощников. Дети тебя жалеют и передают привет. Лечись сколько необходимо, и приезжай только когда разрешат врачи, - уверяла Галина.
Нина действительно намеревалась пролечиться, потому что понимала, что дома ей самой не справиться с болезнью.
А во дворе дети разнесли весть о болезни бабушки Нины, и о том, что несчастные животные остались одни. Конечно, нашлись и равнодушные к этому известию, но многие прониклись жалостью к женщине и решили помочь. Лето подходило к концу, погода августа не радовала теплом и родители, видя, как переживают помощники Нины Ивановны, развернули пропаганду по устройству кошек в добрые руки. То, что не удавалось годами бабе Нине, с помощью интернета молодые родители сделали: начали находить ответственных хозяев для немолодых кошек.
Договор был такой: разрешить хозяйке, которая выйдет из больницы, убедиться в хороших условиях для её питомцев – разрешить ей сделать визит к каждой кошке. Люди соглашались.
Лишь двух кошек оставили бабе Нине: Лину и Кису, которые у неё были домашними, своими. Женщине осторожно рассказали, что многие решили взять к себе бесхозных животных, и баба Нина, сначала встревожилась, но ночь подумала и согласилась, когда узнала, что можно будет навестить её кошек.
Дети, кормившие животных, поймали пятерых кошек и котов, отдали новым хозяевам и записали адреса их нового проживания. Оставалось дело за состоянием здоровья Нины Ивановны. Она уже стала чувствовать себя лучше, но врачи делали обследование и пока не отпускали её домой.
Как обрадовалась Нина, когда её Галина с двумя девочками со двора навестили её в больнице. Она вышла к ним в холл, где были большие диваны и немного посидела, слушая рассказ девочек о том, как устроены её кошки.
- Даже не верится! А вы молодцы. И почему мы раньше не могли этим заняться? – улыбалась Нина.
Когда она вышла из больницы, то первым делом посмотрела во дворе на цветы. Всё было в порядке, сухие цветы и листья на клумбах обрезаны, а её две кошки встречали хозяйку у подъезда, гуляя с Галиной.
Нина Ивановна через неделю нанесла с девочками визит к двум кошкам, которые оказались теперь в соседнем доме. Действительно, им было там хорошо и сытно. Хозяева даже покупали особый корм для пожилых кошек.
Об остальных питомцах Нина узнала по фото, которые прислали девочкам по интернету. Этого было достаточно, чтобы увидеть, что кошки в тепле и заботе.
- Как мне вас благодарить, даже не знаю! Вот современная молодёжь! Сумели организовать такое великое и доброе дело…- пенсионерка обнимала своих помощников.
Осень уже приближалась. Первое сентября на радость выдался солнечным и тёплым, словно по заказу. Дети нарядные, с цветами шли в школу, а Нина с Галиной сидели на скамеечке и провожали их добрыми напутствиями. Ребята махали женщинам, а родители улыбались.
- И вас с праздником, вы же учительница! – говорили они.
- Да, мой профессиональный праздник тоже. Начало года – начало учёбы, начало пути в страну знаний… - говорила Нина Ивановна, словно выступала на школьной линейке.
- Я ведь хоть и не семейная, но никогда не была обделена вниманием от детей. Потому и дружу до сих пор больше с детьми…- призналась Нина Галине, - да одна ты у меня в подругах. Спасибо и тебе… Выручила.
Солнце светило будто бы и не уходило лето, и женщины наслаждались теплом.
- Да вы со мной, две мои девочки, остались…- Нина смотрела на Лину и Кису, которые грелись на солнышке у клумбы.
Розы набирали новые бутоны. Начиналась ещё одна волна цветения – осенняя.
- Не будем грустить, скоро бабье лето. Ни разу не подводило… - сказала Галя, - так что ещё будет и нам радость, и кошкам, и цветам.
Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала.
Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на рассказ! Спасибо за донат!