Найти в Дзене

Тайная жизнь книгопечатников XVI века: что им нельзя было печатать, а что стоило головы

Оглавление
Средневековая типография
Средневековая типография

Однажды в 1559 году Папа Павел IV проснулся и понял, что мир катится в тартарары. Не в переносном смысле, а совершенно буквально — люди читали какую-то дичь вместо того, чтобы молиться и платить десятину. Что он сделал? Правильно, создал первый в истории официальный список запрещенного контента — Index Librorum Prohibitorum. И понеслась...

Представьте себе: вы живете в эпоху, когда Интернет еще не изобрели, но уже есть свой аналог блокировки каналов. Только вместо бана вам грозит костер. Буквально.

Гутенберг запустил печатный станок, и все заверте...

В 1440 году немецкий ювелир Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок с подвижными литерами, даже не подозревая, что создает первую в истории платформу массовых коммуникаций. За 50 лет — с 1450 по 1500 годы — количество книг в Европе выросло с нескольких тысяч рукописных экземпляров до более чем 9 миллионов печатных.

Иоганн Гутенберг
Иоганн Гутенберг

Власти просто не успели понять, что происходит. За весь XVI век объемы печатной продукции выросли до 150-200 миллионов копий.

Немецкие печатники, спасаясь от кредиторов (сам Гутенберг умер банкротом), массово мигрировали в Венецию — главный торговый хаб Средиземноморья конца XV века. Если вы печатали 200 экземпляров книги в Венеции, то могли продать их по всей Европе благодаря развитой торговой сети.

Венеция стала настоящим Силиконовой долиной книгопечатания. Местные власти были довольно лояльны — им было выгодно, чтобы через их порты текли не только товары, но и идеи. Плюс венецианцы всегда были предприимчивыми: если что-то можно было продать, они это продавали.

Альд Мануций: первый стартапер от книгоиздания

Сам и страница книги, отпечатанной в его типографии
Сам и страница книги, отпечатанной в его типографии

Альд Мануций (около 1449-1515) основал издательство "Альдина" и революционизировал книжную индустрию. Этот чувак был как Стив Джобс от печати: он изобрел портативные карманные книги и стандартизировал использование знаков препинания.

Мануций первым начал печатать маленькие портативные книги, что дало толчок персональному чтению. До этого книги были размером с современную пиццу и весили как кирпич. Альд сделал их размером с современный смартфон — и читать стало модно.

Что нельзя было печатать: топ запрещенки XVI века

С начала XVI века церковные власти по всему католическому миру начали составлять списки еретических книг. Тридентский собор (1545-1563), созванный Католической церковью для борьбы с протестантизмом, привел к систематизированному подходу к запрету книг.

Категории запрещенного контента:

Списки запрещенных книг делились на три категории:

  1. авторы, чьи произведения были запрещены полностью (например, Лютер),
  2. авторы, чьи работы были частично запрещены,
  3. и еретические произведения анонимных авторов.

Полностью забаненные авторы — это как быть заблокированным на всех платформах одновременно и навсегда. Мартин Лютер попал в эту категорию после того, как написал свои "95 тезисов", направленных против католической церкви.

Частично забаненные — когда можно читать автора, но не все его произведения. Как современная возрастная маркировка, только с угрозой отлучения от церкви.

Риск для печатников был реально высоким. Основная опасность исходила от церковной цензуры, инквизиции и властей, особенно в странах с жёстким контролем над публикациями.

Наиболее опасными были:

  • книги религиозных реформаторов (Лютер, Кальвин);
  • политические памфлеты и сатиры против власти;
  • трактаты с «еретическим» содержанием или магией/оккультизмом.

Типичные наказания включали:

  • конфискацию оборудования и книг,
  • тюремное заключение,
  • публичное наказание, порку, штрафы,
  • смертную казнь (чаще в странах с инквизицией: Испания, Франция, Италия).

Например, Яков ван Лейсвелт, фламандский издатель из Антверпена, опубликовал в 1526 году первую полную нидерландскую Библию, основанную на переводе Мартина Лютера. За это его обвинили в распространении несанкционированных религиозных текстов, и в 1545 году он был казнён.

Во Франции судьба печатника была похожей: Этьен Долет, известный гуманист и печатник, был арестован за публикацию еретических книг и публично сожжён в Париже в 1546 году.

Подпольный бизнес печатников: как работала контрабанда идей

С середины XVI века цензура стала постоянной реальностью издательского дела, когда правители и власти наконец осознали влияние печатных материалов.

Но печатники были не дураки. Они быстро поняли: запрещенное продается лучше разрешенного. Развился целый теневой рынок интеллектуального контента.

Схемы обхода цензуры:

  • Съемные обложки — одну и ту же книгу можно было продавать под разными обложками.
  • Подставные авторы — настоящие авторы скрывались под псевдонимами.
  • Контрабандные маршруты — книги провозили теми же путями, что и шелк или специи.
  • Мини-тиражи — печатали маленькими партиями, чтобы в случае облавы потери были минимальными.
  • Вкладыши — запрещенные страницы прятали внутрь разрешенных книг.

Власти могли отменить лицензию на печать, возбудить судебное дело против автора, печатников-книготорговцев и разносчиков, а также изъять и даже уничтожить копии.

Любой, кто умел обращаться с печатным станком, потенциально мог распространять "вредную" информацию.

Женщины в нелегальной печати

Об этом мало пишут в учебниках истории, но женщины играли важную роль в подпольном книгопечатании. Жены и дочери печатников часто становились связующим звеном в цепочке контрабанды — их меньше подозревали, и они могли свободнее перемещаться.

Некоторые вдовы печатников продолжали семейный бизнес, формально оставаясь в тени, но фактически руководя всей операцией. Это был один из немногих способов для женщины XVI века стать бизнесвумен, пусть и нелегально.

Как цензура способствовала прогрессу

Ирония истории: попытки контролировать печать только ускорили ее развитие. Печатники стали более изобретательными, начали использовать более совершенные технологии, развили международные сети распространения.

Цензура фактически создала первый международный рынок интеллектуальной собственности. Идеи стали товаром, который можно было контрабандой перевозить через границы и продавать втридорога.

К концу XVI века печатники заложили основы того, что мы сегодня называем свободой слова и информации. Они доказали, что идеи нельзя остановить силой — их можно только сделать дороже и желаннее.

Индекс запрещенных книг действовал с 1560 по 1966 год и запрещал тысячи названий — но ни одну книгу так и не удалось уничтожить полностью. Где-то всегда находился печатник, готовый рискнуть жизнью ради права людей читать что хотят.

История циклична, человеческая изобретательность — вечна, а если вы еще не подписались на этот канал, то пора! 😁