Приходишь в кафе, приносит официант блюдо, а внутри всё сжимается:
— «Это не то, что я хотела», или
— «вкус совсем не тот»
Но вместо того, чтобы сказать об этом, ты глотаешь недовольство вместе с едой. А потом злишься. На себя. На официанта. На весь мир.
Знакомо?
☄Порой, чтобы решиться озвучить просьбу, нам сначала надо разогнать себя злостью:
«Да сколько можно меня не уважать!»
«Они думают, я не замечу разницу?»
«Я же не прошу невозможного — просто нормальное блюдо!»
Но эта злость накапливается, и вылетает уже в форме агрессии.
🤢 А бывает наоборот: злость копится внутри, но мы так и не даём ей выйти — остаёмся в молчаливом «проглатывании».
Почему так?
Потому что включается страх:
– «Вдруг подумают, что я мелочная?»
– «Вдруг обо мне плохо подумают?»
– «Вдруг другой человек разозлится и я не выдержу его недовольства?»
Это кажется невыносимым. И тогда мы предпочитаем промолчать.
💡 Важно понять:
– Просьба ≠ унизиться.
– Отстаивание своих границ ≠ быть «капризной».
— Просить ≠ обременять, мешать, быть «плохой»
Необязательно доводить себя до кипения, чтобы решиться попросить о своём.
Как это сделать?
👉 Практика РЭПТ здесь такая:
- Рационально: у меня есть право попросить, это часть нормального взаимодействия.
- Эмоционально: моя неловкость и страх — это чувства, они естественны, но они не обязаны управлять мной.
- Поведенчески: я могу говорить спокойно и твёрдо, потому что у меня есть полное право на свою просьбу.
Не нападать и не оправдываться, а просто обозначать.
Примеры:
– «К сожалению, блюдо несвежее/пережаренное. Я хотела бы заменить его»
– «Извините, я ожидала другое блюдо. Можно его заменить?»
— «Похоже, это не то блюдо, которое я заказывала. Можно уточнить?»
– «Я заказывала без соли/острого, а здесь есть. Можно приготовить по заказу?»
– «Это не соответствует тому, что было указано в меню. Я хотела бы вернуть»
– «Я рассчитывала на другое качество. Могу попросить заменить?»
Почему это работает❓
Такие фразы работают, потому что:
- Они конкретные (говорят о факте, а не о личности).
- Они спокойные (без «ужасное», «кошмарное», «вы всегда…»).
- Они короткие — без оправданий, длинных объяснений и чувства вины.
Это простые фразы. Но за ними стоит внутреннее
«Я имею право быть услышанной»
✨ И самое важное: каждый раз, когда ты позволяешь себе сказать, неловкость уменьшается. А самооценка растёт — потому что ты выбираешь заботиться о себе, а не о чужом воображаемом недовольстве.
В своей практике я часто помогаю людям преодолевать ограничивающие их убеждения и учу отстаивать свои границы спокойно, без саморазрушительной агрессии
🗓 Для записи пиши в ТГ @anna_cbt_psy
Автор: Немировская Анна Вячеславовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru