Найти в Дзене
Психолог Никита Носов

Как "правильно" помочь своему ребенку?

Каждый сентябрь в школу идут не только дети, но и родители.
Вместе делают уроки «по ночам», спорят с учителями, следят за расписанием… Искренне желая помочь, многие родители оказываются в ловушке гиперопеки. В итоге ребёнок не учится справляться с задачами сам: тревожится, когда остаётся один на один с трудностями, и привыкает к мысли, что без взрослого не справится. И вот тут встаёт вопрос: где заканчивается гиперопека и начинается здоровая забота? Гиперопека — это избыточная, тотальная вовлеченность родителя в жизнь ребенка. Когда взрослый забирает у ребёнка возможность пробовать, ошибаться и находить решения — «Не трогай», «Сиди ровно», «Я сделаю за тебя». Здоровая помощь, напротив, строится на поддержке, а не на замене. Родитель создает условия для проявления самостоятельности ребенка. Он рядом, но не впереди.
Вместо: «Ты сделал математику? Ты поел?» — «Какое задание самое сложное сегодня? С чего планируешь начать?» 1. Следуйте правилу «Зоны ближайшего развития», о которой говорил
Оглавление

Каждый сентябрь в школу идут не только дети, но и родители.
Вместе делают уроки «по ночам», спорят с учителями, следят за расписанием…

Искренне желая помочь, многие родители оказываются в ловушке гиперопеки. В итоге ребёнок не учится справляться с задачами сам: тревожится, когда остаётся один на один с трудностями, и привыкает к мысли, что без взрослого не справится.

И вот тут встаёт вопрос: где заканчивается гиперопека и начинается здоровая забота?

Гиперопека — это избыточная, тотальная вовлеченность родителя в жизнь ребенка. Когда взрослый забирает у ребёнка возможность пробовать, ошибаться и находить решения — «Не трогай», «Сиди ровно», «Я сделаю за тебя».

Здоровая помощь, напротив, строится на поддержке, а не на замене. Родитель создает условия для проявления самостоятельности ребенка. Он рядом, но не впереди.
Вместо: «Ты сделал математику? Ты поел?» — «Какое задание самое сложное сегодня? С чего планируешь начать?»

Как помогать без контроля?

1. Следуйте правилу «Зоны ближайшего развития», о которой говорил Л. Выготский, советский психолог, педагог. Помогайте ребёнку только в том, что он пока не может сделать сам, но уже может с вашей помощью. Всё остальное — его территория ответственности.

2. Учите стратегиям, а не решайте задачи. Например, не мирите с другом, но предложите слова для примирения.

3. Разрешайте ошибаться. Ошибка — это опыт, а не провал. Если ребёнок ошибается, значит идет развитие.

4. Поддерживайте усилия, а не результат. «Я вижу, как ты старался» - эта фраза учит ценить процесс и не бояться неудачи.

5. Работайте над своей тревожностью.

Эмоциональная поддержка ребенка:

  1. Проявляйте эмпатию и уважение к чувствам ребенка, даже если вам кажется, что ситуация незначительна.
  2. Поддерживайте, а не критикуйтечрезмерно, чтобы избежать страха ошибок и снижения мотивации.
  3. Создайте конструктивный диалоги будьте готовы слушать своего ребенка.
  4. Хвалите за усилия и старания, а не только за оценки.

Помощь в учебе:

  1. Развивайте чувство времени и ответственность, позволяя ребенку самостоятельно планировать свой день, но с вашим участием.
  2. Организуйте учебное пространство и помогайте ребенку научиться эффективно складывать вещи на свои места и собирать портфель.
  3. Поддерживайте интерес к учебе, показывая важность знаний на личном примере, посещая музеи и проводя интересные опыты.
  4. Не решайте проблемы за ребенка, а предоставьте ему пространство для роста и самостоятельно учиться на своих ошибках.

Взаимодействие со школой:

  1. Поддерживайте дружелюбные отношения с учителями и администрацией школы, чтобы создать атмосферу сотрудничества.
  2. Принимайте участие в школьных мероприятиях, проявляя свою вовлеченность в образовательный процесс.

Важно помнить:

  1. Будьте рядом, но постепенно отходите в сторону, позволяя ребенку самостоятельнее принимать решения.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не отмахивайтесь от его проблем.
  3. Узнайте о консультационной поддержке в вашей школе, которая может быть полезна для вас и вашего ребенка

Часто гиперопека — это следствие наших собственных страхов и нереализованных амбиций. Спросите себя: «Я помогаю, потому что это нужно ему, или чтобы успокоить себя?».

Чем старше ребёнок, тем больше «зона самостоятельности» — и тем важнее, чтобы помощь родителей смещалась от контроля к поддержке и диалогу.

Если вам нужна помощь психолога - записывайтесь ко мне на консультацию.

Посты без цензуры, анонсы подкаста и многое другое в телеграме.

Слушайте бесплатный Подкаст Простая психология