Представьте: за окном — золотой сентябрь, а в головах у студентов и школьников — кромешный ад сессии и контрольных. Руки так и тянутся зашвырнуть учебник подальше и сделать всё по-быстрому, «лишь бы сдать».
Раньше в ход шло всё: замусоленные решебники (ГДЗ), старшая сестра, смиренно согласившаяся помочь, и прочие кустарные методы. Но теперь! Теперь в кармане у каждого есть собственный цифровой гений — ChatGPT.
Преподаватели хмуря брови, качают головами и говорят, что это жульничество. Но поздно! Джин уже вырвался из бутылки, и обратно его не запихнуть. Так что вместо борьбы с ветряными мельницами, университетам по всему миру пришлось срочно отвечать на вопрос: а что, собственно, с этим делать? Давайте заглянем в их своды правил и посмотрим, кто как выкручивается.
Политика университетов в отношении использования ИИ быстро развивается и варьируется от полного запрета до активного поощрения. Однако можно выделить несколько общих тенденций и подходов, характерных для университетов по всему миру.
Общая тенденция: От запрета к регулированию и интеграции
Изначально многие учебные заведения реагировали запретами (особенно на экзаменах и в письменных работах), но по мере развития технологий пришло понимание, что это не решение. Сейчас большинство ведущих университетов движется в сторону разработки четких правил, обучения академической честности с учетом ИИ и интеграции этих инструментов в учебный процесс.
Условно политику можно разделить на три лагеря:
- Рестриктивная (Ограничительная): Акцент на запретах и обнаружении использования ИИ.
- Адаптивная (Приспосабливающаяся): Акцент на правилах и обучении этичному использованию.
- Интегративная (Интегрирующая): Активное поощрение использования ИИ как части учебного процесса и исследовательской работы.
Большинство современных политик стремится к адаптивной и интегративной моделям.
Ключевые элементы политик ведущих университетов
1. Академическая честность и цитирование
Это краеугольный камень большинства политик. Университеты требуют прозрачности в использовании ИИ.
- Обязательное указание: Студенты и исследователи должны явным образом указывать, какие инструменты ИИ были использованы, для каких целей и с какими промптами.
- Цитирование: Разрабатываются руководства по корректному цитированию генеративного ИИ (как стабильного источника, которым он не является). Например, многие рекомендуют использовать сноски или приложения с описанием роли ИИ в работе.
- Запрет на прямое представление текста/кода ИИ как собственного: Это приравнивается к плагиату.
2. Использование на экзаменах и оценивании
Здесь политики наиболее строги и разнообразны:
- Полный запрет: На закрытых экзаменах (при личной сдаче) использование любых электронных устройств и, соответственно, ИИ запрещено.
- Разрешенное использование: В некоторых случаях, особенно для творческих заданий или проектов, использование ИИ может быть разрешено по согласованию с преподавателем. Важен контекст и цель задания.
- Переосмысление оценивания: Многие университеты пересматривают форматы экзаменов и эссе, смещая фокус на:
Устные экзамены (vivas)
Презентации и защита своих работ
Рефлексивные эссе о процессе использования ИИ
Задания, требующие критического анализа и проверки сгенерированного ИИ материала.
3. Обучение и развитие навыков
Передовые университеты не просто запрещают, а учат использовать ИИ ответственно и эффективно.
- Воркшопы и курсы: Проводятся занятия для студентов и преподавателей о возможностях и ограничениях ИИ, этических дилеммах и лучших практиках.
- Развитие "AI Literacy": Упор на то, чтобы студенты могли критически оценивать выводы ИИ, проверять факты, формулировать эффективные промпты и понимать базовые принципы работы технологий.
4. Исследования и научная деятельность
Для преподавателей и исследователей политика обычно более либеральна:
- Разрешено для: идеации, редактирования текстов, синтаксиса, перевода, обработки данных, написания кода.
- Запрещено или требует указания: Использование ИИ для генерации гипотез, анализа данных или написания ключевых разделов статей без явного указания и проверки. Конфиденциальные данные нельзя загружать в публичные ИИ-модели.
- Соавторство: ИИ не может быть указан в качестве соавтора научной публикации.
5. Защита данных и конфиденциальность
Важный аспект, особенно в свете GDPR (Общего регламента по защите данных) в Европе и других законов о защите данных.
- Запрет на загрузку конфиденциальной информации: Студентам и сотрудникам запрещено вводить персональные данные, конфиденциальные исследовательские данные или материалы, защищенные авторским правом, в публичные ИИ-чаты (как ChatGPT или Gemini).
Примеры из разных регионов мира
- США (например, Гарвард, MIT, Стэнфорд): Были среди первых, кто разработал подробные руководства. Делают акцент на "ответственном использовании", обязательном цитировании и пересмотре методов оценивания. MIT, например, предлагает множество курсов по ИИ-грамотности.
- Великобритания (например, Оксфорд, Кембридж): Также приняли гибкий подход. Russell Group (объединение ведущих вузов Великобритании) выпустила заявление о пяти принципах использования ИИ, включая поддержку академической честности и подготовку персонала и студентов.
- Австралия: Университеты активно разрабатывают политики. Например, Университет Мельбурна четко требует указывать использование ИИ, в то время как UNSW (Университет Нового Южного Уэльса) подчёркивает, что использование ИИ без указания является академическим нарушением.
- Европа (например, университеты Германии, Франции): Часто более строгие правила в связи с GDPR. Много внимания уделяется защите данных. Некоторые университеты даже разрабатывают или внедряют собственные, локальные ИИ-инструменты с повышенной защитой конфиденциальности.
- Азия (например, Сингапур, Гонконг, Япония): Подход варьируется. Некоторые технологически продвинутые университеты (например, в Сингапуре) активно интегрируют ИИ в обучение, в то время как другие могут придерживаться более традиционных и ограничительных взглядов.
Что по этому поводу думают в России?
Политика российских университетов в отношении использования ИИ находится на стадии активного формирования и пока значительно менее едина и проработана, чем в ведущих западных вузах. Однако общие тенденции и первые шаги уже clearly прослеживаются.
Общее состояние: "Режим разработки" и разрозненность
В отличие от скоординированных действий ассоциаций вузов на Западе, в России пока нет единой общефедеральной политики. Каждый университет (или даже отдельный преподаватель внутри него) вынужден вырабатывать свои подходы. Это приводит к большому разбросу: от полного запрета до осторожных экспериментов.
Ключевым внешним фактором является позиция Министерства науки и высшего образования РФ. Пока что оно не выпустило обязательных для всех предписаний, но обозначило общий курс:
- Не запрещать, а регулировать.
- Использовать ИИ как инструмент в помощь преподавателю и студенту.
- Развивать отечественные аналоги (например, ChatGPT-подобные модели от Сбера, Yandex) и отдавать приоритет им.
Ключевые элементы формирующейся политики
1. Академическая честность: Запрет плагиата, но не использования
Это основной и самый распространенный пункт.
- Прямой плагиат: Представление текста, сгенерированного ИИ, в качестве собственной работы единогласно приравнивается к плагиату и является нарушением академической добросовестности.
- Требование указания: Многие вузы в своих проектах политик требуют от студентов обязательного указания факта использования генеративного ИИ, перечня использованных инструментов и даже примененных промптов (запросов). Сокрытие использования ИИ может караться так же строго, как и списывание.
- Пересмотр заданий: Преподавателям рекомендуется перерабатывать задания, чтобы они требовали критического мышления, анализа и личной рефлексии, которые сложно полностью переложить на ИИ.
2. Использование на экзаменах и зачетах
Здесь политика в большинстве вузов жесткая и запретительная.
- На прокторинговых экзаменах (которые стали нормой во многих вузах после пандемии) использование любых посторонних программ, включая ИИ, технически блокируется и является основанием для удаления с экзамена.
- На традиционных "живых" экзаменах использование телефонов и ноутбуков обычно запрещено правилами.
3. Данные и конфиденциальность
Этот аспект становится ключевым.
- Запрет на загрузку конфиденциальных данных: Студентам и преподавателям категорически запрещено загружать в публичные зарубежные ИИ-системы (как ChatGPT) тексты диссертаций, научные статьи, персональные данные студентов или любую другую информацию, представляющую ценность или являющуюся конфиденциальной.
- Приоритет отечественным аналогам: Устанавливается рекомендация использовать российские сервисы (например, GigaChat от Сбера, YandexGPT), так как они работают в рамках российского юрисдикции и законов о защите данных.
4. Стимулирование использования в учебном процессе
На этом делается большой акцент.
- Для преподавателей: ИИ предлагается использовать для:
Составления планов лекций и семинаров.
Генерации идей для заданий.
Проверки грамматики и стиля текстов.
Создания персональных образовательных траекторий для студентов. - Для студентов: Разрешается и поощряется использование ИИ для:
Поиска идей и структурирования информации.
Редактирования и корректуры собственных текстов.
Объяснения сложных тем "своими словами" (как умный поисковик).
Помощи в изучении программирования (аналог GitHub Copilot).
Примеры политик конкретных университетов
- НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики): Один из первых разработал и опубликовал подробные "Временные правила использования генеративного ИИ". Они требуют обязательного указания использования ИИ в работах. Преподаватель имеет право ограничить или запретить его использование в рамках своего курса. ВУЗ активно проводит семинары для преподавателей по интеграции ИИ в учебный процесс.
- МГУ им. Ломоносова: Занял более осторожную позицию. Акцент делается на недопустимости плагиата и использовании ИИ только как вспомогательного инструмента с обязательной проверкой всех фактов. Разрабатываются собственные системы на базе ИИ.
- ИТМО (Университет ИТМО): Как технический вуз, занимает более прогрессивную позицию. Здесь поощряется экспериментирование, в том числе использование ИИ для написания кода, анализа данных и оптимизации процессов. При этом также действуют строгие правила цитирования.
- РЭШ (Российская экономическая школа): Приняла политику, очень близкую к западным аналогам: обязательное цитирование, запрет на использование для выполнения экзаменационных заданий и письменных работ, если иное не разрешено преподавателем.
Итог и рекомендации для студентов/преподавателей в России
- Нет единого правила. Все зависит от вашего конкретного вуза и, что еще важнее, — от позиции каждого преподавателя.
- Спросите первым делом. Перед использованием ИИ в любой учебной работе обязательно уточните у преподавателя, разрешено ли это и в каком объеме. Молчаливое использование крайне рискованно.
- Декларируйте и цитируйте. Если использование разрешено, подробно опишите в сноске или приложении, как именно вы использовали ИИ (например: "Для редактирования грамматики текста использовался сервис YandexGPT; для генерации первоначальных идей по структуре работы — GigaChat").
- Отдавайте предпочтение российским сервисам при работе с данными, касающимися учебы или исследований.
- Помните: ИИ — помощник, а не автор. Ваша собственная аналитика, критика и выводы — это то, за что вы получаете оценку. Текст ИИ — это сырая заготовка, которую вы должны critically переработать.
В целом, российская система высшего образования повторяет общемировой тренд: переход от первоначального шока и запретов к попыткам адаптации и интеграции, но с заметным запозданием и с сильным акцентом на кибербезопасность и импортозамещение.
А как вы относитесь к применению ИИ в университетах?
Вам также могут понравиться: