Середина сентября отметилась в истории Сургута несколькими важными событиями, предопределившими развитие города. Но было и кое-что неожиданное. Вспоминаем, чем жил Сургут в эти дни в разные годы.
Старт освоения нефтяных богатств
13 сентября 1957 года в Сургут прибыл отряд геологоразведчиков во главе с Фарманом Салмановым. Этот день ознаменовал начало новой стадии освоения природных ресурсов региона.
Караван из двух барж, на которых находились семьи переселенцев, оборудование и необходимые материалы для геологоразведочных работ, двигался из Кемеровской области к месту назначения около месяца. По прибытии в Сургут была создана Юганская разведка структурно-поискового бурения. Название организации связано с первой геологоразведочной экспедицией в районе Большого Югана, которая работала в 1934-1935 годах. Возглавил новую структуру Фарман Салманов, которому на тот момент было 26 лет.
С приездом геологов жизнь в Сургуте и вокруг него изменилась кардинально. Однако путь к нефтяным богатствам оказался долгим и трудным. Лишь спустя почти четыре года, 30 марта 1961 года, было открыто первое крупное месторождение – Мегионское. За ним последовали Усть-Балыкское и Западно-Сургутское месторождения.
17 сентября 1964 года была организована Правдинская нефтеразведочная экспедиция глубокого бурения, также под руководством Фармана Салманова. За время существования экспедиции ее коллективом открыты такие известные месторождения нефти, как Салымское, Приобское, Приразломное и другие.
Ан-24 в небе
14 сентября 1964 года в районе Черного Мыса впервые приземлился самолет Ан-24, рассчитанный на сорок пассажиров, выполнявший рейс по маршруту «Тюмень – Сургут», положив начало регулярным пассажирским перевозкам. За 1964 год Сургутский аэропорт обслужил более 50 тысяч человек.
До этого времени воздушное сообщение с Сургутом осуществлялось преимущественно на самолетах Ан-2, которые могли перевозить всего 10-12 человек и выполняли различные задачи для геологов, рыбаков, геофизиков, связистов и медиков. Однако с ростом промышленного значения района и расширением инфраструктуры возникла необходимость в более вместительном и современном транспорте.
В то время сургутский аэродром располагался на земельном участке площадью 32 га в районе Черномысовской сельхозартели «Ленинский путь», на непригодной для полеводческих работ территории. Служебные помещения авиаторов находились на том месте, где сейчас проходит Комсомольский проспект, аэровокзал – в здании №24.
Через несколько лет стало понятно, что аэропорт оказался в пределах городской застройки, что ограничило его дальнейшее развитие. Новый аэровокзал на том месте, где мы его знаем сейчас, принял первый самолет 15 апреля 1971 года. Примечательно, что им стал Ан-24 рейса «Москва – Тюмень – Сургут».
Мост цвета спелой дыни
16 сентября 2000 года был открыт автомобильный мост через Обь, ставший важной транспортной артерией региона на долгие годы.
Распоряжение о возведении моста было подписано губернатором ХМАО Александром Филипенко 30 марта 1995 года. Генеральным проектировщиком выступил институт «Гипротрансмост», в разработке проекта участвовали более 50 специалистов. Исполнителем строительных работ стал АООТ «Мостострой-11». В том же году началось строительство моста, расположенного в 67 метрах от существующего железнодорожного перехода, введенного в эксплуатацию в 1975 году.
Примечательна конструкция моста: вантовая система с одним пилоном высотой 150 метров. Общая длина моста составила 2110 метров с центральным пролетом в 408 метров. В процессе строительства было использовано 17 тысяч тонн металлоконструкций, а общая протяженность сварных швов достигла 80 километров. Последний шов был сварен 29 июня 2000 года лично губернатором ХМАО Александром Филипенко, что стало символом завершения грандиозного проекта.
По результатам народного конкурса мост получил название «Солоха», в честь генерального директора «Мостострой-11». Впоследствии, в 2021 году, он был официально назван именем Валентина Солохина, увековечив тем самым память о человеке, внесшем значительный вклад в его создание.
На момент своего открытия сургутский мост стал одним из самых протяженных вантовых мостов с одним пилоном на постсоветском пространстве. Однако несмотря на распространенное мнение, информация о включении в 2000 году моста в Книгу рекордов Гиннесса как обладателя самого длинного пролета среди однопилонных сооружений не подтверждается. В бумажном издании Книги рекордов того года упоминания сургутского моста нет. Но это не умаляет его значимость в обеспечении транспортной доступности региона.
Отметим, что в 2018 году было принято решение о строительстве второго сургутского моста через Обь, который возводится примерно в двадцати километрах выше по течению. Строительные работы начались 6 июля 2022 года. Ожидается, что он будет сдан с опережением сроков – уже в ноябре этого года.
Сургутское мыло
19 сентября 1989 года Сургут удивил необычной новостью: местный мясоперерабатывающий завод выпустил опытную партию хозяйственного мыла.
Вместо традиционных ингредиентов местные производители решили использовать технический жир, извлекаемый из сточных вод технологического цикла завода. Как объяснил директор предприятия Анатолий Смагин, после специальной обработки и нескольких этапов переработки жир превращался в жидкую субстанцию, которую разливали по формам. Так после застывания получалось хозяйственное мыло.
Первым получателем экспериментальной тонны необычной продукции стала Станция переливания крови. На тот момент цех для экспериментального производства еще находился в стадии строительства. Планировалось, что в дальнейшем мыло будет поставляться в социальные учреждения города.
Однако экспериментальное производство просуществовало недолго, и через некоторое время было забыто. Сургутское мыло, не превратившись в массовый продукт, осталось лишь интересным эпизодом в истории городской промышленности.
Читать статью и следить за актуальными новостями на сайте Сургутской трибуны