Чарли Кирк. Фото: Zuma / TASS
Смерть 31-летнего консервативного лидера Чарли Кирка нельзя называть «сакральной жертвой» в прямом смысле этого слова. Но она, если использовать название движения, которое он возглавлял — Turning Point, — стала «поворотным моментом» в американском обществе, раскрутив правоконсервативное движение по всей стране и, как пишут местные обозреватели, «продвинув общество еще на один шаг» к гражданской войне.
Кирк — комментатор подкастов и основатель Turning Point USA — скончался от огнестрельного ранения в шею во время мероприятия в Университете долины Юты 10 сентября. Выступление проходило в ходе поездки по студенческим кампусам под лозунгом «турне Возвращения Америки».
Дональд Трамп, объявивший об аресте подозреваемого в убийстве 22-летнего Тайлера Робинсона, сказал, что в случае установления его виновности, стрелок должен быть приговорен к смертной казни. В своей соцсети Truth Social президент назвал Кирка «великим» и «легендарным» и выразил соболезнования вдове Кирка Эрике и их семье (у пары двое детей). «Чарли, мы тебя любим!» — написал Трамп.
Ответственность «левых безумцев»
Сразу после убийства президент сказал, что «радикальные левые» несут ответственность за большую часть политического насилия в стране. Трамп объявил журналистам: «У нас есть радикально настроенные левые безумцы, и нам просто нужно избить их до полусмерти (to beat the hell out of them)». Впрочем, слова президента можно понимать метафорически (он намекал на необходимость политической победы американских правых над американскими левыми), Трамп уточнил позже, что хотел бы, чтобы его сторонники ответили на убийство Кирка «ненасилием».
В какой-то момент Эйнсли Эрхардт, один из консервативных ведущих программы Fox & Friends, задал Трампу «неудобный» вопрос: «У нас есть радикалы и справа. Как нам исправить эту страну?» Президент, не дожидаясь, пока вопрос будет задан целиком, ответил. «Я скажу вам кое-что, что может создать мне проблемы, но мне все равно.
Радикалы справа часто радикальны, потому что не хотят видеть преступления. Радикалы слева — это проблема, они жестоки, они ужасны и они политически подкованы (savvy)». Как видим, «политическую подкованность» президент рассматривает как «угрозу».
Трамп заявил, что в отношении 95-летнего филантропа Джорджа Сороса и его семьи следует начать расследование на предмет «левой агитации». Сорос был крупным спонсором либеральных групп и давней мишенью для правых. Не обошлось и без бывшего президента Джозефа Байдена. Нынешний хозяин Белого дома заявил, что тот понятия не имел, что происходит, пока «радикально-левые» советники не взяли контроль над страной. Трамп объявил, что наградит Кирка Президентской медалью Свободы посмертно.
Джей Ди Вэнс отменил поездку в Нью-Йорк на мероприятие, связанное с 21-й годовщиной атаки террористов 11 сентября, чтобы на борту своего вице-президентского самолета (Air Force Two) сопроводить тело из Юты в Аризону, где 21 сентября пройдут похороны. Дальше — больше. Вэнс в качестве ведущего выступил в программе «Шоу Чарли Кирка» в «честь погибшего друга». (Еще один большой друг покойного — Дональд Трамп-мл. назвал Кирка «рок-звездой Республиканской партии»). Вэнс рассказал о том, что именно Кирку он позвонил, когда рассматривал возможность баллотироваться в сенат в 2021 году, и позже тот поддерживал его кандидатуру на пост вице-президента «как публично, так и в частном порядке».
Среди гостей передачи были пресс-секретарь Белого дома Каролин Ливитт, бывший ведущий Fox News Такер Карлсон, министр здравоохранения и социальных служб Роберт Ф. Кеннеди-младший и глава аппарата Белого дома Сьюзи Уайлз. Вэнс объявил, что в смерти виноваты левые, назвав «невероятно разрушительным движение левого экстремизма, которое усилилось за последние несколько лет и является одной из причин гибели Чарли от пули убийцы».
Чарли Кирк. Фото: Zuma / TASS
Заместитель главы аппарата Белого дома Стивен Миллер выступил с угрозами политическим противникам: «Мы направим весь свой гнев на организованную кампанию, которая привела к убийству, на искоренение и ликвидацию этих террористических сетей. Мы задействуем все ресурсы, имеющиеся в министерстве юстиции, министерстве внутренней безопасности и во всем правительстве, чтобы выявить, пресечь, демонтировать и уничтожить эти сети и снова сделать Америку безопасной для американского народа».
Лидеры демократов осуждают убийство и призывают к объединению нации перед угрозой новой волны насилия, но их голоса тонут в потоке прямых призывов к мести.
Стюарт Роудс, помилованный Трампом основатель крайне правой организации «Хранители клятвы», приговоренный к 18 годам за участие в бунте в Капитолии 6 января, призвал президента объявить военное положение и мобилизовать ветеранов в качестве лидеров ополчения во время выступления на шоу консервативного ведущего Алекса Джонса. Ссылаясь на убийство Кирка, рост преступности, проблемы с иммиграцией и сопротивление левых политике Трампа, Роудс призвал президента применить Закон о восстании и назвать левых политиков «открытыми мятежниками». Он заявил, что ветераны «готовят предложение» Трампу, в котором описывается, как они могут организовать и обучить гражданских лиц защищать свои общины в чрезвычайных ситуациях.
Закон 1807 года наделяет президента полномочиями задействовать вооруженные силы США для обеспечения соблюдения закона и подавления таких событий, как гражданские беспорядки.
И хотя в истории не бывает абсолютных аналогий, вспомнился бывший полпред президента РФ Игорь Рюрикович Холманских, в бытность свою начальником сборочного цеха «Уралвагонзавода», предложивший помощь президенту Путину по разгону митингов в 2011 году: «Если наша милиция, или, как сейчас она называется, полиция, не умеет работать, не может справиться, то мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять свою стабильность».
Возвращаясь к Америке. Дональд Трамп, не дожидаясь массовых беспорядков, под предлогом войны с преступностью уже ввел федеральные силы в Лос-Анджелес (суд наложил запрет, Белый дом его оспорил), округ Колумбию и грозится это сделать в Мемфисе, Чикаго, а СМИ пишут еще о Бостоне.
Райан Николс, еще один участник беспорядков 6 января, помилованный Трампом, призвал подписчиков соцсетей выявлять и преследовать людей, которые выражают радость по поводу убийства Кирка или критикуют личность покойного. «Отмечайте их, их работодателей и сделайте так, чтобы им было неловко даже выходить из дома», — написал он в сети X. «Нью-Йорк таймс» пишет о конкретных случаях, когда люди теряли работу, либо были отстранены от исполнения обязанностей за критику Кирка. Это сейчас происходит в США с ее знаменитой Первой поправкой, гарантирующей свободу слова.
Во вторник Тайлер Робинсон, содержащийся под стражей в тюрьме штата Юта без права внесения залога, из подозреваемого стал обвиняемым в убийстве на уровне штата, всего семь обвинений (федеральные обвинения еще последуют). Ему грозит смертная казнь (к чему призывал Трамп).
По словам губернатора Юты Спенсера Кокса, Тайлер Робинсон проживал в округе Вашингтон со своей семьей, но не был студентом Университета Юты. Подозреваемый не состоит ни в одной партии, а оба его родителя — зарегистрированные республиканцы. Отец и мать сами выдали его, когда увидели фотографию в СМИ предполагаемого убийцы. По версии правоохранителей, Робинсон проникся левой идеологией на радикальных сайтах даркнета. Как сообщил директор ФБР Кэш Патель, анализ ДНК Робинсона соответствует следам с места преступления — на отвертке, спусковом крючке и полотенце, обернутом вокруг ствола, из которого был убит Кирк.
«Вашингтон пост» со ссылкой на агентов полиции сообщила, что незадолго до ареста подозреваемый якобы сознался в содеянном («Привет, ребята, у меня для вас плохие новости. Это был я вчера в Университете Юты. Извините за все») и написал, что идет сдаваться. Сообщения были стерты, как и якобы имевшиеся в соцсетях записи неустановленного автора накануне атаки о том, что Чарли Кирка «ждет ужасный день» и «он надеется, что его буквально испарят (hope someone evaporates him literally)».
Важная деталь — Робинсон делил жилье с неким Лэнсом Твиггсом — человеком, проходящим сейчас процесс гендерной трансформации из мужчины в женщину. Твиггс, которому не предъявлено обвинение в причастности к преступлению, «не подозревал, что происходит, и сейчас работает со следователями», — рассказал CNN губернатор Юты Кокс. Дело в том, что погибший Кирк критиковал либеральную политику в отношении трансгендеров: гормональную терапию для детей и участие трансгендеров в женских спортивных соревнованиях. «Лови, фашист» — это одна из нескольких надписей на гильзах стрелявшего. Удивляет гравировка «Bella Ciao» — это название песни итальянских партизан-антифашистов, исполнявшаяся участниками движения Сопротивления в Моденских горах во время Второй мировой войны.
Сейчас многие обозреватели проводят аналогии с атаками ультраправых, которые не вызвали в здешнем обществе нынешней волны с призывами к насилию над оппонентами, их увольнениям с работы или немедленной высылки из страны, если речь идет об иммигрантах.
Среди заметных инцидентов, предшествовавших гибели Кирка, скончавшегося от раны в больнице, было убийство Мелиссы Хортман, представителя штата Миннесота, и ее мужа. Другой сенатор-демократ Джон Хоффман и его жена были тяжело ранены в результате другого инцидента. По заявлению властей, подозреваемый в обоих инцидентах составил список из десятков законодателей, в основном демократов, защитников права на аборт в качестве других потенциальных целей.
Чарли Кирк и Дональд Трамп. Фото: AP / TASS
Трамп, помиловавший всех, кто был осужден за федеральные преступления, связанные со штурмом Капитолия, даже тех, кто совершил насилие в отношении полицейских, не высказывал бурной реакции, когда нападали на его политических противников. Ни Обама, ни Байден не призывали «избить до полусмерти» членов организаций «Гордые парни», «Хранители клятвы» и других «ядерных трампистов», отмеченных готовностью применить насилие. Президенты до Трампа пытались или хотя бы говорили о необходимости нации объединиться. Трамп делает ставку только на своих сторонников, а задачей таких, как Кирк, было расширение его электоральной базы.
Повороты Чарли Кирка
Чарли Кирку было 18 лет, когда бизнесмен из Иллинойса Уильям Монтгомери, услышав, как он очаровывает молодежную аудиторию в католическом колледже, посоветовал ему воздержаться от поступления в колледж и заняться политической агитацией молодежи. Когда Кирк и Монтгомери (он скончался в 2020-м от последствий COVID-2019) основали Turning Point USA (TPUSA) в 2012-м, в правое крыло республиканской партии было вовлечено движение «Чаепитие», активисты которого выступали за ограничение роли правительства. Кирк отразил эту позицию в дерзком лозунге организации: «Большое правительство — отстой (sucks)».
В кампании-2016 Кирк сначала поддерживал сенаторов Круза и Рубио и только потом перешел в лагерь Трампа. Трамп приметил харизматичного молодого союзника, который в его первый срок участвовал в двух мероприятиях в стенах Белого дома. Согласно налоговым отчетам, во время первого срока Трампа казна организации резко выросла с 4,3 млн долларов в 2017 финансовом году до 55,2 млн долларов в 2021 финансовом году.
Политические взгляды Кирка изменились: от «чаепития», смыкавшегося с идеями либертарианства, он перешел к христианскому консерватизму. Хотя еще в 2018 году он заявлял, что политика и религия не должны смешиваться.
В апреле 2022 года, выступая в церкви в Сент-Луисе, он сказал, что изучал религиозные взгляды отцов-основателей и сожалеет, что не привлек церковь к политике раньше. «Я просил у Бога прощения», — сказал он в этой речи.
Кирк «расширяется», создавая политическую организацию — Turning Point Action, собравшую в 2020-м 1 млн долларов в поддержку Трампа и ни одного цента Джо Байдену, победившему тогда. Многие общественные организации и частные доноры часто разделяют взносы на обе партии. Но не Кирк. Создан и религиозный «филиал» организации — Turning Point Faith.
В своей речи на республиканском съезде в прошлом году Кирк заявил, что статистика показывает, что все меньше молодых американцев имеют собственное жилье и заводят семью. «То, чем наслаждались наши родители, все больше становится недоступным для поколения Z и миллениалов, — сказал он. — Американская мечта стала предметом роскоши для богатых».
Замечу, что ядерный электорат Трампа проголосовал против социальных программ госпомощи и предоставления жилья молодым семьям, содержащимся в пакете Камалы Харрис.
С 2016 года организация Кирка составляет черные списки профессоров университетов, обвиненных в левой пропаганде. А в 2021 году они запустили веб-сайт School Board Watchlist («Черный список школьных советов»), на котором публикуются имена и фотографии членов школьных советов, которые ввели обязательное ношение масок или антирасистские учебные программы.
На первых порах важную роль в становлении Кирка сыграл спонсор Республиканской партии, предприниматель из Вайоминга Фостер Фрисс. Он входил в консультативный совет организации вместе с Джинни Томас, женой судьи Верховного суда США Кларенса Томаса. Барри Рассел, президент и генеральный директор Независимой нефтяной ассоциации Америки (IPAA), является ключевым консультантом TPUSA. В этом году ежегодная зарплата Кирка превысила 407 тыс. долларов.
До последнего он продолжал ездить по университетам, агитируя за республиканцев и консерватизм. «Я делаю работу за вас», — пошутил Кирк на съезде, обращаясь к партийным боссам. Сейчас многие вспоминают его слова о том, что гарантированное Второй поправкой право на личное огнестрельное оружие неизбежно приведет к каким-то жертвам, но идея выше «побочных результатов». Вспоминают об этом, потому что Кирк стал жертвой человека, имевшего доступ к оружию.
Дональд Трамп и Чарли Кирк. Фото: Zuma / TASS
Свежие опросы общественного мнения показали, что рейтинг Трампа составляет 41%. Это хуже, чем у большинства его предшественников, начиная с Клинтона. Но ядерная база «трампизма» — белые мужчины, представляющие рабочий класс, опасающиеся, что иммигранты заберут их рабочие места и выступающие против траты бюджетных денег на международную поддержку Украины, против соцпрограмм для афроамериканцев и других меньшинств (их должны получать «ответственные белые мужчины, переживающие временные трудности», а не «черные ленивые мамочки, садящиеся на шею общества») по-прежнему горой за президента. К ним прибавились, благодаря таким как Кирк, «разочарованные молодые люди». Третий слой — люди старше 64.
Любопытное явление отмечает политобозреватель Дэвид Зангер.
Во второй срок Трампа наблюдается отсутствие маршей правых радикалов. Это, по словам лидеров их движения, объясняется тем, что президент принял их повестку дня.
«То, что мы делали и о чем говорили в 2017 году, было табу. Теперь это не так — теперь это мейнстрим», — сказал Энрике Таррио, председатель «Гордых парней». — Честно говоря, на что нам жаловаться в наши дни?»
Еще одно меткое замечание обозревателя Чонси ДеВега: «Хотя республиканцы «движимы духом малого государства», по мере того как Трамп расширяет свою власть и контроль над всеми сферами американской жизни, те же самые так называемые принципиальные консерваторы, десятилетиями кричавшие о «правах штатов» и недопустимо «большом правительстве», показательно дружно замолчали».
Правый радикализм становится «мейнстримом». А раскол в обществе расширяется. У Трампа большинство в Конгрессе, а в Верховном суде перевес консерваторов — то есть контроль над всеми тремя ветвями власти. На своих критиков в «четвертой власти» — СМИ Трамп подает в суды: ответчиками были телекомпании ABC и CBS, только что он подал иск против New York Times на сумму 15 млрд долларов. Критикующие президента СМИ обвиняются в «клевете» и объявляются «врагами народа». Противников Трампа увольняют с госслужбы, мигрантов после собеседования и просмотра личного айфона в аэропорту могут не пустить обратно в страну. Убийство Кирка только добавляет дров в этот разгорающийся костер.