Найти в Дзене
К Р Е А К Р А Т И Я

Субъектность. Продолжение.

Я этот принцип очень хорошо знаю по буддистскому контексту. Когда мне были интересны какие-то интересные люди, у которых смыслового ресурса и позиции было гораздо больше, чем у меня, я все время к ним заходил с каким-то подгоном, просто ритуально. Это работает. Человек сразу открывается, если он видит твою субъектность, просто на уровне интуиции и бессознательного. Если ты проявляешь субъектность как готовность рискнуть ресурсом - даже если человек не рефлексивен, он это почувствует. Субъектность — это всегда весомая позиция в поле. В отличие от невозможности быть субъектом, если во времени не выполняются хотя бы минимальные обязательства. Отсутствие субъектности всегда означает отсутствие договоропригодности. Какие бы замечательные цели не ставились в деловом партнерстве, какие бы прекрасные чувства не испытывались в паре, при отсутствии субъектности это все проекции, подражательный косплей на задачи, цели и чувства значимых мифологических персонажей. Отсутствие субъектности это всег

Я этот принцип очень хорошо знаю по буддистскому контексту. Когда мне были интересны какие-то интересные люди, у которых смыслового ресурса и позиции было гораздо больше, чем у меня, я все время к ним заходил с каким-то подгоном, просто ритуально. Это работает. Человек сразу открывается, если он видит твою субъектность, просто на уровне интуиции и бессознательного. Если ты проявляешь субъектность как готовность рискнуть ресурсом - даже если человек не рефлексивен, он это почувствует.

Субъектность — это всегда весомая позиция в поле. В отличие от невозможности быть субъектом, если во времени не выполняются хотя бы минимальные обязательства.

Отсутствие субъектности всегда означает отсутствие договоропригодности. Какие бы замечательные цели не ставились в деловом партнерстве, какие бы прекрасные чувства не испытывались в паре, при отсутствии субъектности это все проекции, подражательный косплей на задачи, цели и чувства значимых мифологических персонажей.

Отсутствие субъектности это всегда косплей. Это значит, что у вас не свои чувства, не свои цели и не свои задачи.

Ко мне регулярно приходят люди, которые выгорели после больших конференций миллионеров и прочих успешных людей. Они приходят на конференцию на 300 человек, "бери больше, кидай дальше", показывают фильм с каким-нибудь Маском, Безосом или Тони Роббинсом. Это косплей. Им в голову кладутся чужие цели типа красного Феррари. Никто не задается вопросом, на кой хрен мне красный Феррари в своем Усть-Пердюйске? Что я буду ним делать? Отбиваться от бомжей? Красный Феррари – это фантастическая цель. Но чужая. Пока ты к этой цели ползешь, естественно ты выгоришь 20 раз. Потому что никакой субъектности.

Такая же история в отношениях. Например, какая-нибудь провинциальная девушка, насмотревшись "Секса в большом городе", вдруг начинает косплеить главную героиню. Что будет? Мало хорошего. Потому что задача не ее, переживание не ее, чувство не ее. Это чувство героев с телека, которые она воспроизводит. В результате - конфликты и социальное осуждение. Ладно бы жила в Нью-Йорке и тусовалась среди “богемы”, но в российской глубинке это так себе стратегия. С большими побочками.

Люди могут живут так, как им нравится, но есть среда, есть имманентные субъектные цели, а есть навешенные, которые субъектность приглушают. Что происходит, если субъектности нет, а цели чужие? Ты иерархически в системе опускаешься на уровень ниже. А если субъектность есть, наоборот - иерархический статус вырастает.

Такой подражательный косплей необходим на стадии формирования идентичности, но это как в той притче - чтобы переправиться на другой берег, нужна лодка, но если после переправы ты понесешь лодку на плечах, ты идиот. Лодка нужна для того, чтобы переправляться через реку, а шарахаться с ней по горам это бред. Здесь такая же история. Для формирования первичной идентичности, конечно, нужны образцы и идеалы. Вопросов нет. Но к какому-то определенному этапу идеалы первичной идентичности должны закончиться, и должна сформироваться аутентичная субъектная стратегия, не похожая ни на кого. На какие-то модели можно опираться, но не ни в коем случае не слепо копировать. Иначе потом расстановщики устанут расплетать. До 30 лет ситуация еще куда ни шло, потому что можно более-менее восстановиться. А после 30-35 времени на восстановление нужно гораздо больше.

Если человек не субъектен, то договор с ним заключают только при поручительстве более субъектного партнера. В архаичной гендерной динамике это папа или старший мужчина. В ситуации кредита в банке это какой-то поручитель, с которого в случае чего можно спросить. Поэтому на самом деле договор с ним. А реальная субъектная история, это когда договор заключают с вами, и в процессе выполнения договора вы удерживаете субъектность, чего бы оно не стоило. Тогда вы как рождаетесь как субъект.

У всех, и у меня в том числе, есть множество дыр, где не хватает субъектности. Это не страшно. Важно, чтобы субъектность соблюдалась в критических сферах. В бизнесе, в браке, в отношениях с родителями - там нужна максимальная субъектность. При этом это не так энергозатратно, как некоторые думают. Потому что если ты долгое время занимаешься тягой штанги, любой вес после этого кажется легче. С субъектностью так же. Если ты поставил себе цель какое-то время жестко выполнять договоренности, без всяких отговорок, это все равно, что ты тягаешь штангу. После нескольких месяцев такой практики вес штанги (т.е. количество и характер обязательств) начнет повышаться. И субъектность в том числе, поскольку субъектность имеет свойство нарастать в зависимости от того, как я выполняю договор.

Договоренности это кровь и плоть социализации. Вся социализация это твои договоренности с окружающими людьми и с миром вообще. Если косячишь - ты не субъект, значит стоишь в детской позиции. Кто ж тебе доверит ресурсы, серьезные проекты или серьезные переживания?

Андрей Двоскин , цитаты из новой книги "Футуропия"