Найти в Дзене

Как использовать критику во благо команды

Замечание руководителя — и вы уже собираетесь писать заявление об увольнении? Критика давно вошла в рабочую повседневность, но всё ещё вызывает обиду и конфликты. Почему так происходит и как это изменить? Мнение доктора филологических наук, доцента, профессора кафедры восточных и романо-германских языков ЧелГУ Анны Таскаевой. — В рабочей среде критика так же естественна, как совещания и отчёты. Руководителям регулярно приходится указывать на недочёты, а сотрудникам — принимать замечания. Но почему вместо конструктивного разговора так часто возникает напряжение? Проблема в том, что одни не знают, как корректно высказывать претензии, а другие — адекватно реагировать на критику. Ключ к гармоничному общению довольно прост: важно то, что мы говорим и то, как мы говорим. Освоив несколько простых правил, можно превратить критику в стимул для роста. Более того, от этого навыка напрямую зависит атмосфера в коллективе, соответственно — и эффективность работы в целом. Итак, приступим. Вот основны

Замечание руководителя — и вы уже собираетесь писать заявление об увольнении? Критика давно вошла в рабочую повседневность, но всё ещё вызывает обиду и конфликты. Почему так происходит и как это изменить? Мнение доктора филологических наук, доцента, профессора кафедры восточных и романо-германских языков ЧелГУ Анны Таскаевой.

Анна Таскаева, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры восточных и романо-германских языков факультета Евразии и Востока ЧелГУ
Анна Таскаева, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры восточных и романо-германских языков факультета Евразии и Востока ЧелГУ

— В рабочей среде критика так же естественна, как совещания и отчёты. Руководителям регулярно приходится указывать на недочёты, а сотрудникам — принимать замечания. Но почему вместо конструктивного разговора так часто возникает напряжение? Проблема в том, что одни не знают, как корректно высказывать претензии, а другие — адекватно реагировать на критику.

Ключ к гармоничному общению довольно прост: важно то, что мы говорим и то, как мы говорим. Освоив несколько простых правил, можно превратить критику в стимул для роста. Более того, от этого навыка напрямую зависит атмосфера в коллективе, соответственно — и эффективность работы в целом.

Итак, приступим. Вот основные моменты.

- Критика только в приватной беседе
Обсуждайте ошибки наедине, чтобы не ставить человека в неудобное положение. Например, вместо публичного «Вы опять всё сделали неправильно!», скажите с глазу на глаз: «Давайте после совещания обсудим некоторые моменты».

- Формула «плюс — минус — плюс»
Начните с похвалы, затем укажите на недочёт и завершите поддержкой. Например: «Презентация выполнена отлично, но данные в таблице нужно перепроверить. Уверен, в следующий раз будет идеально», или «Мне нравится твоя активность, но в этот раз ты не согласовал свои действия. Давай договоримся в следующий раз заранее обсуждать все шаги».

- «Я‑высказывания» вместо обвинений
Говорите от первого лица о своих переживаниях и наблюдениях, не начинайте фразу с «ты» или «вы». Вместо «Ты подвёл команду» лучше сказать: «Я очень расстроен из‑за срыва сроков».

- Признание и решение при критике
Если вас критикуют и вы ошиблись — не оправдывайтесь, признайте это и сразу предложите решение: «Да, я задержал отчёт. Извините, исправлюсь — доделаю и отправлю через час».

- Уточняйте смысл критики
Уточняйте детали, если критика непонятна. Попросите конкретики: «Вы сказали, что работа плохая. Можете пояснить, какие именно моменты нужно доработать?» Если критика справедлива, согласитесь и предложите план на будущее: «Вы правы, я поторопился. В следующий раз предложу план до начала работы».

- Благодарность и границы
Благодарите даже за жёсткие, но полезные замечания: «Спасибо, что указали на недочеты, учту на будущее». Если критика необоснованна, не вступайте в спор — возможно, просто человек не в духе (со всеми бывает, согласитесь). Но при регулярных необоснованных выпадах стоит обсудить ситуацию: «Я заметил, что вы часто критикуете мою работу без объяснений. Давайте разберёмся, в чём загвоздка».

Критика — это не нападение и не признак неуважения, а возможность стать лучше, точка роста. При тактичной подаче и спокойном принятии многие рабочие ситуации перестают быть источником стресса. Попробуйте применять эти правила в течение недели — и вы заметите, как изменится качество ваших рабочих диалогов и обстановка вокруг вас.

Материал подготовлен изданием "Деловой квартал" и пресс-службой ЧелГУ. Фото из личного архива Анны Таскаевой.