Найти в Дзене

«Шоколад»: когда аромат сильнее сюжета

«Шоколад» – тот случай, когда кино и книга расходятся в ощущениях. Фильм лёгкий, тёплый, «жюльет-биношевский» волшебный реализм; книга гуще, прянее, местами вязкая. Лично у меня первые десять глав романа Джоанн Харрис "Шоколад" шли тяжело: автор щедро «напыляет красоту» – метафоры, вкусы, ароматы – да так активно, что неловко, будто тебя угощают слишком сладким десертом, а отказаться неприлично. Но именно эта чрезмерность – часть авторского замысла: соблазн, чувство вины и свобода выбора здесь подаются через вкусовые и тактильные образы. Давайте разберёмся, кто и как работает на эту тему в тексте и чем экранизация всё изменила. Не забудь заглянуть в мой Telegram 😉 Вианн Роше Чужая для городка Ланскне-су-Танн, мать-одиночка и хозяйка шоколадной лавки. Её «магия» – не заклинания, а интуиция: видеть, чего на самом деле хотят люди, и давать это в правильной форме (иногда в форме пралине 😊). В книге Джоанн Харрис это «домашнее колдовство» и женская автономия; в фильме –ещё и обаяние, та с
Оглавление

«Шоколад» – тот случай, когда кино и книга расходятся в ощущениях. Фильм лёгкий, тёплый, «жюльет-биношевский» волшебный реализм; книга гуще, прянее, местами вязкая. Лично у меня первые десять глав романа Джоанн Харрис "Шоколад" шли тяжело: автор щедро «напыляет красоту» – метафоры, вкусы, ароматы – да так активно, что неловко, будто тебя угощают слишком сладким десертом, а отказаться неприлично. Но именно эта чрезмерность – часть авторского замысла: соблазн, чувство вины и свобода выбора здесь подаются через вкусовые и тактильные образы.

Давайте разберёмся, кто и как работает на эту тему в тексте и чем экранизация всё изменила.

Не забудь заглянуть в мой Telegram 😉

Главные действующие лица (и зачем они здесь)

Вианн Роше

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Чужая для городка Ланскне-су-Танн, мать-одиночка и хозяйка шоколадной лавки. Её «магия» – не заклинания, а интуиция: видеть, чего на самом деле хотят люди, и давать это в правильной форме (иногда в форме пралине 😊). В книге Джоанн Харрис это «домашнее колдовство» и женская автономия; в фильме –ещё и обаяние, та самая лёгкость, которой многим не хватило в романе.

Кюре Франсис Рейно

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Не «главгад», а идеологический антагонист. Его пуризм и личные травмы сталкиваются с философией наслаждения и принятия. В книге он – священник, символ аскезы и контроля, в фильме эту роль переложили на мэра, чтобы смягчить религиозный конфликт и перевести спор в плоскость светской власти.

Анук

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Дочь Вианн, проводник в «другое» с воображаемым кроликом Пантуфлем и детской свободой не «стыдиться желаний».

Ру

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Речной странник, красноволосый «чужой среди чужих». В тексте он лакмус: рядом с ним городок проявляет настоящий цвет – кто готов к принятию, а кто нет.

Жозефина и Поль-Мари Мускат

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Пара, на которой роман показывает бытовое насилие и зависимость. Жозефина, «сжатая пружина», со временем выбирает самостоятельность – одна из самых сильных линий о личной свободе.

Арманда Вуазен

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Старая «ведьма здравого смысла»: любит жизнь, шоколад и внука Люка, спорит с порядком и возрастом. В фильме образ Арманды (Джуди Денч) – сердцевина той самой тёплой ноты, которая делает кино мягче книги.

Каролин Клермон и Люк

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Дочь Арманды «правильная» до жестокости, и её сын – мальчик с тягой к мраку и поэзии. Их линия про страх и контроль: когда желание защитить становится запретом на жизнь.

Гийом (и его пёс Чарли), Нарцисс

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

«Малые роли», из которых складывается сообщество. Они получают ровно столько конфет в коробке, сколько нужно, чтобы увидеть, как работает городок: слухи, ритуалы, сочувствие и сплетни.

Почему герои "не заслужили" мою симпатию при прочтении романа?

Из-за «вязанки приёмов»: когда каждый персонаж несёт идею, а не плоть и кровь. Кюре вызывает отторжение своей праведной жестокостью, а финал с его участием – испанский стыд. Некоторые сцены (включая сексуальную) кажутся приклеенными ради контраста «грех/наслаждение». Это про вкус: кому-то нравится горький шоколад 90% какао, меня же им перекормили.

Как построен роман (и почему это важно)

Два рассказчика, Вианн и Рейно, дают нам два мира: мир желания и мир запрета. Приём работает как «литературный монтаж»: одна и та же реальность звучит по-разному в зависимости от того, кто держит микрофон.

Где и когда

Ланскне-су-Танн – вымышленный городок, в котором крошечные привычки важнее законов. Вианн приезжает во время Масленицы, накануне поста, то есть ставит лавку с шоколадом ровно тогда, когда «нельзя». Это и есть конфликт: удовольствие vs вина, тело vs запрет.

Фильм, который «улетел» в другую тональность

Что меняют киношники

В экранизации Лассе Халльстрёма действие перенесено в
1959 год и «противостояние» смягчено – религиозную фигуру кюре заменяет мэр. От конфликта идей остаётся сюжет о свободе и доброте – и шоколад в кадре работает как визуальная магия.

Музыка и признание

Музыка Рэйчел Портман – отдельный слой нежности. Кино было номинировано на
5 «Оскаров»: «Лучший фильм», актёрские и сценарные номинации, а также за музыку.

Кадр из х/ф "Шоколад"
Кадр из х/ф "Шоколад"

Темы, из которых сварен «Шоколад»

  • Соблазн и вина. Лавка открыта в пост – «грех» становится публичной практикой удовольствия.
  • Женская автономия. Вианн, Жозефина, Арманда – три режима выбора себя.
  • Чужие среди «своих». Любовь/непринятие «других» – от речных кочевников до «несанкционированной» радости.
  • Магия повседневности. Еда как язык эмоций: кому-то – горячий шоколад, кому-то – пралине с солью, кому-то – честный разговор.

«Не моя», но зачем-то нужная книга

Моё ощущение простое: книга не моя. Слишком плотная «эстетическая глазурь», не всегда убедительные переходы, персонажи, в которых идея громче человека. Кюре вызывает «испанский стыд», и финал с ним – из той серии, когда хочется закрыть глаза.

Но я понимаю, за что «Шоколад» любят: это текст о
праве хотеть и наслаждаться, о женской самостоятельности и о том, что сообщество можно «расколдовать» не лозунгами, а маленькими жестами заботы.

А фильм – да, ближе. Там больше воздуха, и музыка делает то, чего не хватило при чтении: приглашает, а не навязывает.

💬 А вы на чьей стороне – «книги с 90% какао» или кино «как чашка горячего шоколада»?