Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🔴🇩🇪📰(+)SZ: «США: демократия становится всё мрачнее: тем больше причин иметь бесстрашную прессу» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «США: демократия становится всё мрачнее: тем больше причин иметь бесстрашную прессу» рассказывает, что американский президент и его вассалы ведут массированную атаку на традиционные СМИ, в некоторых случаях с успехом. Как должны реагировать журналисты и издатели. Уровень упоротости: высокий 🔴

Виновен: таким был заголовок в газете The New York Times в мае 2024 года, когда Дональд Трамп был осуждён судом на Манхэттене © Штефани Шпиндель/REUTERS
Виновен: таким был заголовок в газете The New York Times в мае 2024 года, когда Дональд Трамп был осуждён судом на Манхэттене © Штефани Шпиндель/REUTERS

Своим фильмом «Неприкасаемые» великий актер Роберт Редфорд, скончавшийся на этой неделе, пять десятилетий назад создал памятник журналистике, независимой, бесстрашной, расследовательской журналистике, которая сегодня всё больше находится под угрозой.

В США она подвергается нападкам со стороны Дональда Трампа и его приспешников, которые сначала заявляли, что хотят восстановить свободу слова, а теперь на самом деле пытаются заставить замолчать тех, кто пишет о них недостаточно благоприятные отзывы. Правые популистские политики в Европе также пытаются делегитимизировать эту журналистику и подорвать её. Потому что Трамп и его адепты знают: если вы хотите укрепить свою авторитарную власть, вам нужно ослабить все столпы демократии: законодательную, исполнительную, судебную, а также четвёртую — свободную прессу.

В фильме «Неприкасаемые» Роберт Редфорд воплощает один из величайших примеров для подражания этой свободной прессы: Бода Вудворда из The Washington Post, который вместе с Карлом Бернстайном раскрыл Уотергейтский скандал. «Следуй за деньгами», — советует репортёру секретный источник Вудворда по кличке «Глубокая глотка» в ключевой сцене фильма: следуй за деньгами! «Глубокой глоткой», как мы знаем сегодня, был тогдашний заместитель директора Федерального бюро расследований США Марк Фелт. Денежный след вёл прямо в непосредственное окружение президента Ричарда Никсона. Вудворд и Бернстайн скрупулёзно раскрыли возмутительную систему, включавшую взломы, прослушивание телефонных разговоров и беспрецедентную клеветническую кампанию против политических противников. В итоге Никсону пришлось уйти в отставку.

Сегодня ФБР находится под властью Белого дома, многие традиционные СМИ ослаблены, потому что давно проспали интернет, а газета The Washington Post принадлежит уже не издателю Кэтрин Грэм, которая была столь же неподкупна, как и её редакторы, а приятелю Трампа и основателю Amazon Джеффу Безосу, который, как и другие технологические предприниматели, подчиняется президенту. «Следуй за деньгами», к сожалению, сегодня имеет другое значение: делай то, что выгодно твоим бизнес-интересам и интересам клана Трампа.

Уже одно это пугает: США правит президент, который в первую очередь заботится о своём бизнесе, даже сейчас в борьбе с The New York Times. На этой неделе он предъявил газете иск на $15 млрд, поскольку считает, что её расследования нанесли ущерб его репутации и прибыли как предпринимателя. Ранее он уже подавал огромные иски о возмещении ущерба к другим газетам и телеканалам: эта схема знакома ему ещё со времён его карьеры магната недвижимости. Любой, кто встанет на пути Трампа, будет засужен в случае сомнений.

Президента не волнуют технические ошибки, которые он хочет исправить в репортажах, как это делают, например, юристы прессы в Германии, которые принимают меры против реальных или предполагаемых ложных обвинений от имени своих клиентов. СМИ придётся смириться с такими запросами на контрстатьи, а также с их печатанием, если они не провели должного исследования или сообщили неверную информацию.

Целью Трампа, Дж. Д. Вэнса и их активистов-MAGA является свержение журналистики: они хотят запугать и оттеснить устоявшуюся прессу — якобы «фальшивые СМИ», о которых Трамп разглагольствует уже много лет. В то же время они продвигают мир благонамеренных блогеров, подкастеров и порталов, которые передают свою собственную версию правды через Интернет и социальные сети. Поэтому неслучайно, что Трамп заставляет неугодные ему новостные агентства удалять из пресс-пула Белого дома и заменять их журналистами правого толка. Свою собственную платформу в социальных сетях он называет «Правдой», а его правительство отменяет государственную поддержку общественного вещания и начинает усложнять работу иностранных — в том числе немецких — корреспондентов.

Совсем недавно, после убийства Чарли Кирка, Трамп и его сторонники пошли ещё дальше. Дж. Д. Вэнс стал журналистом. Из своего кабинета в Белом доме вице-президент вёл «Шоу Чарли Кирка», популярный подкаст, который регулярно транслируется примерно на 200 радиостанциях США, и приглашал к себе на беседы представителей правительства. Чтобы понять масштабы такого превышения границ, можно сравнить это с тем, как если бы Фридрих Мерц веёл подкаст Маркуса Ланца («Ланц и Прехт») из канцелярии и пригласил в качестве гостей нескольких министров и пресс-секретаря своего правительства.

The New York Times показывает, как журналисты должны реагировать на нападки на свободу прессы. В отличие от корпорации Disney, которой люди Трампа на этой неделе пригрозили отзывом лицензий на вещание, после чего она отменила ток-шоу Джимми Киммела на ABC, газета не отступает. Напротив, она заявила, что её редакторы продолжат добросовестно и бесстрашно вести расследование. Более того, ожидается, что иск Трампа будет отклонён, как и все другие иски, поданные им против газеты за последние годы.

В обществе, которое становится всё более поляризованным, надёжные СМИ важны как никогда. Свободная пресса — это важный корректор, кто бы ни был у власти, кто бы ни хотел её запугать. Поэтому тем более важно, чтобы журналисты могли сосредоточиться на своём ремесле, на добросовестных исследованиях и чистых репортажах; чтобы они сами не становились активистами в этой разгоревшейся культурной войне; чтобы издатели и владельцы стояли за свои редакции — как в своё время Кэтрин Грэм.

Потому что одно можно сказать наверняка: атаки на свободную прессу будут продолжаться, как в США, так и в этой стране. Или, перефразируя слоган The Washington Post «Демократия умирает во тьме», придуманный Бобом Вудвордом, можно сказать, что она становится только темнее.

Автор: Ульрих Шефер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: искренне болею за Трампа, чтобы он надрал как следует задницу всем этим либеральным пропагандонам из Fake News.

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🍩 Угостить автора пончиком