Найти в Дзене
Метод ЛЭТИ

Трансформация образовательного пространства в ЛЭТИ – для новых возможностей и самореализации студентов

Российское высшее образование переходит на новую модель – новую систему массово запустят в 2027-2028 учебном году, а ведущие вузы страны начнут переход еще раньше – в 2026-2027 учебном году. Сегодня уже более 12 тысяч студентов учатся по новым программам, а 6 университетов полностью перешли на трехлетний цикл апробации. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» как ведущий технический университет, участник программы «Приоритет 2030» и федерального проекта «Передовые инженерные школы» поддерживает инициативу перехода на новую систему высшего образования и планирует присоединиться к участникам пилотного проекта. Сегодня в университете реализуется проект трансформации образовательной среды, начато внедрение новой модели управления образовательным пространством. Проректор по учебно-методической работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Екатерина Филатова рассказала о новой образовательной модели и возможностях, которые она открывает. В новой модели, которую планируют внедрять в ЛЭТИ, заложены два базовых принципа – принцип открытости о
Оглавление

Российское высшее образование переходит на новую модель – новую систему массово запустят в 2027-2028 учебном году, а ведущие вузы страны начнут переход еще раньше – в 2026-2027 учебном году. Сегодня уже более 12 тысяч студентов учатся по новым программам, а 6 университетов полностью перешли на трехлетний цикл апробации. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» как ведущий технический университет, участник программы «Приоритет 2030» и федерального проекта «Передовые инженерные школы» поддерживает инициативу перехода на новую систему высшего образования и планирует присоединиться к участникам пилотного проекта.

-2

Сегодня в университете реализуется проект трансформации образовательной среды, начато внедрение новой модели управления образовательным пространством. Проректор по учебно-методической работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Екатерина Филатова рассказала о новой образовательной модели и возможностях, которые она открывает.

Трансформация системы управления образовательным пространством вуза

В новой модели, которую планируют внедрять в ЛЭТИ, заложены два базовых принципа – принцип открытости образовательного пространства и принцип адаптивности. Открытость заключается в том, что мы даем доступ в наше образовательное пространство всем участникам. Сейчас у нас традиционно в образовательном пространстве задействованы кафедры, но мы хотели бы, чтобы в нем также участвовали и научные подразделения, и подразделения, реализующие молодежную политику, а также «внешний контур» – наши партнеры-предприятия, государственные организации и другие университеты. То есть необходимо создать такое открытое пространство, в котором все участники могли бы равноценно предлагать свои образовательные события, а руководитель образовательной программы (РОП) совместно со студентами – собирать из них образовательные траектории.

Что такое образовательное событие

-3

В целом, образовательное событие – это некоторое действие, направленное на профессиональное или личностное развитие, итогом которого является достижение конкретного образовательного результата. И это не только привычные нам дисциплины учебного плана. Например, это может быть участие в олимпиаде, хакатоне или другом соревновании. Если мы говорим про молодежную политику, это может быть выступление на КВН как пример развития личностных качеств и навыков самопрезентации. Главное – зафиксировать некоторые образовательные результаты, которые можно потом с методической точки зрения перевести в матрицу компетенций, которая у нас сформирована в каждом учебном плане.

Адаптивность образовательного пространства

-4

Принцип адаптивности, с одной стороны, заключается в том, что университет должен реагировать на изменения, которые происходят во внешней среде – в экономике, в индустрии, в образовании и в обществе в целом. С другой стороны, образовательное пространство должно также по возможности адаптироваться под реалии нового поколения студентов и совместно с ними проектировать их дальнейший жизненный путь. Таким образом, мы говорим и о внешнем контуре, и о внутреннем.

Обновление образовательной деятельности – требование времени

Прежде всего, потребность связана с тем, что меняется внешняя среда университета – как с точки зрения контура наших партнеров в связи с тем, что промышленность, индустрия, технологические циклы ускоряются, требования к выпускнику усложняются, так и с точки зрения тех изменений, которые происходят в российской системе высшего образования. Сейчас от университетов требуется наличие своей позиции, свое видение будущего. С другой стороны, потребность диктуют и глобальные изменения в экономике и обществе, которые мы, с точки зрения педагогики и андрагогики, не можем не учитывать.

Перемен, мы ждем перемен

На самом деле, не всё, что существует сегодня в ЛЭТИ, нужно менять. Есть базовые основы, на которых стоит наш университет и которые останутся незыблемы. Например, это мощная фундаментальная инженерная подготовка. Мы ей гордимся и будем и дальше держать эту высокую планку.

Но с учетом жесткой конкуренции среди вузов в Санкт-Петербурге и в стране в целом, если мы не будем отвечать на внешние вызовы, то рискуем потерять интерес абитуриентов и студентов в получении высшего образования именно в ЛЭТИ. Сейчас очень многие региональные университеты делают серьезные шаги для того, чтобы привлекать абитуриентов. Да, мы в ЛЭТИ даем качественное образование, мы им гордимся, но наш подход и некая закрытость порой отпугивают.

Образовательное пространство – результат коллективного творчества

В новой модели определяющая роль в организации образовательного пространства отводится руководителю образовательной программы, при этом различные политики – молодежная, кадровая, научно-инновационная, образовательная – формируют образовательные события.

-5

По нашему мнению, открытое образовательное пространство будет способствовать улучшению качества образования за счет появления горизонтальных связей между всеми поставщиками образовательных событий. Если кафедра, научная лаборатория или индустриальный партнер предлагают какое-то образовательное событие, то они неизбежно должны «сверяться» с тем, что уже в этом образовательном пространстве представлено. Таким образом, все участники образовательного пространства становятся «со-творцами» образовательного события, возникают те самые горизонтальные связи и образовательные команды, что позволит формировать действительно качественный контент.

Роль руководителя образовательной программы совместно со студентом в таком «со-творчестве» заключается в том, чтобы сформировать образовательную траекторию студента таким образом, чтобы он максимально реализовался как профессионал и как личность. Как девиз это могло бы звучать так: «Знания – для всех, успех – для каждого!»

Образовательные команды как двигатель трансформации

Образовательная команда – это коллектив преподавателей, которые могут работать как в определенной дисциплинарной области, так и в разных дисциплинарных областях, (например, при формировании междисциплинарного образовательного события). Преподаватели преимущественно должны быть с разных кафедр. Это позволит усилить межкафедральное взаимодействие, запустить содержательную дискуссию и избавиться от дублирования образовательного контента. Затем подготовленный командой материал обязательно должен пройти внешнюю экспертизу. Это нужно для того, чтобы мы действительно поддерживали актуальность и востребованность образовательных событий.

Этапы внедрения новой модели

Потребуется несколько этапов внедрения, поскольку это довольно сложный переход для вуза. Сегодня разработана дорожная карта. Часть работы по переходу хотим завершить к моменту формирования новой модели высшего образования, чтобы в 2027 году абитуриенты уже поступали на программы открытого образовательного пространства.

-6

Если говорить о ближайших планах, сегодня уже существует пилотная зона на факультете компьютерных технологий и информатики, где студентам предоставляется возможность выбора образовательного трека. В новом Институте социально-гуманитарного и экономического образования мы планируем проверить гипотезу открытого образовательного пространства, формировать образовательные команды и давать возможность студентам, в том числе технических факультетов, делать выбор той или иной дисциплины на ландшафте гуманитарного образования.

Барьеры на пути к успеху

Основной барьер – это отсутствие коммуникации. Необходимо разъяснить преподавателям, административно-управленческому персоналу, сотрудникам университета идею открытого образовательного пространства, чтобы всем было понятно, что мы пытаемся сделать.

Если мы дальше продолжим налаживать этот контакт, это даст возможность новой системе заработать, потому что у нас хорошие коллективы, активные преподаватели, среди которых много молодых кадров. Главная задача – вовлечь их в процесс трансформации.

Мы видим, что сотрудники университета готовы участвовать. Это, на мой взгляд, самое главное – вовлечение людей, понимание того, что мы одна команда. И этой большой командой мы поднимем наш университет на качественно новый уровень – в образовании и не только.