В других обстоятельствах могла бы принять за правду и повелась бы на провокацию. Если бы не одно но: мошенник не учел, что я живу во Вьетнаме . Думаю, что вам мой опыт может оказаться полезным. Все начиналось, как обычно принято в этом жанре.
У меня зазвонил телефон...
Вечером зазвонил телефон. Номер определился как Кирилл Иванов. На вскидку я не смогла вспомнить знакомого с таким именем, но трубку взяла - а вдруг это кто-то из заказчиков?
Но Кирил Иванов оказался сотрудником службы доставки, компанию он почему-то не назвал. Бодрым, внушающим доверие голосом Кирилл Иванов поинтересовался, удобно ли мне будет встретить курьера с посылкой через час.
Я ответила, что нет, не удобно. И это была чистая правда. У нас во Вьетнаме была уже половина одиннадцатого ночи.
- А когда вам удобно? - после короткого замешательства уже не так бодро спросил абонент на том конце провода.
- Завтра с 8 до 10 утра. - честно ответила я. И это тоже была чистая правда. В 7.30 я провожаю внука в сад, а в 10 у меня занятие по вьетнамскому. В этот промежуток времени мне действительно удобно было бы встретить курьера с его замечательной посылкой.
- Хорошо. Ожидайте. - совсем уже поникшим тоном сказал вежливый сотрудник и повесился. В смысле - повесил трубку.
Ни в пропущенных звонках, что естественно, потому что у меня стоит вьетнамская СИМ-карта, ни в одном из мессенджеров я этот входящий звонок не обнаружила. Злоумышленник предусмотрительно успел замести следы.
Давайте разберем, как это работает
На звонки с незнакомых номеров все уже давно перестали отвечать. Мошенники научились подставлять имена, как будто звонит кто-то из наших знакомых контактов. Такому звонку больше доверия и, соответственно, больше шансов, что будущая жертва ответит на звонок.
Но далее все пошло не по плану. Думаю, что по сценарию я должна была бы сказать:
- Что вы, что вы? Какой курьер? Какая посылка? Я ничего не заказывала!
Тогда мнимый сотрудник предложил бы мне срочно отменить заказ, так как курьер уже на низком старте и уже практически ломится в дверь. Чтобы нагнать драматизма, пригрозил бы штрафами и неустойками.
Я, напуганная, немедленно сообщила бы ему свои паспортные данные, номер банковского счета, пин-код, цифры пришедшего по смс пароля. И все - доставку отменили бы, а вместе с ней прошла бы и "отмена" средств с моей банковской карты.
Но поскольку я возмущаться не стала, мошенник попытался потянуть разговор в надежде, что до этой "дуры-бабы" наконец-то дойдет, что она ничего не заказывала, или хотя бы засомневается и начнет уточнять детали. А там уже включится механизм панического запугивания.
Что делать в ситуации, если вам тоже поступит звонок из службы доставки?
Ну, во-первых, если возникли хотя бы малейшие подозрения, что с вами говорит мошенник, нужно немедленно прекратить разговор и положить трубку. Даже если вы не собираетесь выдавать никаких персональных данных, злоумышленники в теории могут попросту взломать вас и украсть нужную информацию во время вашего разговора.
Поэтому как я делать не надо. Каюсь, грешна - слишком велик был соблазн позабавиться. Я на 100% была уверена, что имею дело с мошенником, ведь он по незнанию на меня нарвался.
Да, я довольно часто заказываю вещи на маркетплейсах, хотя бы потому что не знаю местных магазинов, а в тех, что знаю, может не быть нужного мне товара.
У местных курьеров и правда принято предварительно звонить. Ну, чтобы убедиться, что получатель дома и готов забрать . Но говорят-то они со мной по-вьетнамски, так что я все равно ничего не понимаю.
Можно, конечно, было бы предположить , что Шопи или Лазада специально наняли русского сотрудника , чтобы общаться с клиентами вроде меня, но это вряд ли.
Наверное , одно из следующих величайших изобретений человечества будет гаджет, который будет синхронно переводить беседу на язык слушателя.
К слову, такую штуку уже создали и продают китайцы. Обзор на это устройство , если захотите, я в скором времени сделаю, поэтому что у нас такое уже есть и мы ее сейчас тестируем. За этими гаджетами будущее, и уже лет через пять мир сильно изменится благодаря подобным штукам.
Извините, что-то меня уже в другую сторону повело. Я же о мошеннических схемах сейчас говорю. Звонок из службы доставки - похоже новый, недавно изобретенный и ещё не до конца обкатанный на жертвах хит сезона. Так что будьте начеку.
А вчера мне снова был звонок
Теперь уже от Кристины, фамилию не помню. И опять я подумала, что это клиент или кто-то из службы подбора персонала, и взяла трубку.
Кристина уже безапелляционно заявила, что вот-вот ко мне в дверь позвонит курьер.
- А, так он уже привез посылку-то. - радостно ответила я. И это опять была чистая правда, поскольку на столе передо мной красовалась и сверкала всеми гранями только что доставленная новенькая стеклянная ваза.
- А это заказ хозяйственно-бытового назначения? - робко поинтересовалась Кристина.
- Ну да! - говорю.
- И что, у вас нету претензий? - зачем-то спросила опешившая Кристина. Видимо она никак не хотела выходить из роли.
- Да, спасибо! Все доехало в целости и сохранности, - заверила я.
За сим Кристина вежливо попрощалась и повесила трубку.
Сноха, которая была свидетелем моего разговора, впала в ступор. Бывают же такие совпадения.
А вы уже сталкивались с подобной схемой мошенничества? Или другие "новинки" знаете? И самое главное, пожалуйста, будьте осторожны!
Пишите в комментарии , интересна ли вам эта тема на моем канале. Если да, то ставьте лайк . Тогда поделюсь другими, курьезными, удачными и не очень случаями из моей личной практики взаимодействия с мошенниками.