Он не получил ни единой советской награды, не стал академиком. Но его имя вписано золотыми буквами в историю мировой науки. 125 лет назад - в 1900 году – в Москве в семье инженера-путейца родился великий русский генетик, доктор биологических наук (1964) Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, герой знаменитой повести Даниила Гранина «Зубр».
В 1917 году окончил Флеровскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета по специальности «Зоология». В годы Гражданской войны учился нерегулярно, поскольку воевал в составе Красной армии, болел тифом. Диплома об окончании университета не получил.
Работал в Московском медико-педологическом институте (1924-25) и в Институте экспериментальной биологии АН СССР (1921-25). Изучая механизмы проявления генов, Николай Владимирович пришёл к выводу, что единичная мутация может вызывать множественные изменения во внешнем облике организма. Результатом этого явилось впервые введённое им в радиобиологии понятие «радиобиологический парадокс», обозначающее несоответствие между ничтожным количеством поглощённой энергии ионизирующего излучения и крайней степенью реакции биологического объекта. Одновременно с введением этого понятия Тимофеев-Ресовский предложил защищать врачей-рентгенологов свинцовыми фартуками.
В 1925 году был командирован Совнаркомом на работу в Германию - в Институт исследования мозга Общества содействия наукам кайзера Вильгельма (Берлин). Поехав с супругой в Берлин, ученый до 1945 года возглавлял отдел генетики и биофизики.
В 1934 году впервые высказал идею, что ионизирующее излучение не только порождает лучевую болезнь, но и вызывает невидимые изменения наследственного аппарата, которые могут проявиться у отдалённого потомства. В 1935 году опубликовал (совместно с К. Циммером и М. Дельбрюком) классическую работу «О природе генных мутаций и структуры гена», ставшую важной вехой в становлении биофизического и молекулярного подхода к проблемам генетики.
Весной 1937 года советское консульство отказалось в очередной раз продлевать Тимофеевым-Ресовским паспорта, тем самым настоятельно предлагая им вернуться в СССР. Однако, по словам Тимофеева-Ресовского, Н.К. Кольцов предупредил его, что по возвращении их скорее всего ждут «большие неприятности». А Г. Мёллер передал ему из СССР записку от Н.И. Вавилова, что там его ждёт тюрьма или что-то похуже.
В 1930-х годах из четверых братьев Тимофеева-Ресовского трое были уже арестованы. Николай Владимирович отказался вернуться в Советский Союз и продолжал жить и работать в гитлеровской Германии, за что после войны был осуждён в СССР за измену Родине как невозвращенец.
Научно-исследовательская деятельность Тимофеева-Ресовского в предвоенной Германии внесла фундаментальный вклад в создание радиобиологии и радиоэкологии. Здесь он открыл и обосновал фундаментальные положения современной генетики развития и популяционной генетики. Он также принял участие в создании основ современной радиационной генетики.
Во время войны сын Тимофеева-Ресовского Дмитрий стал членом подпольной антинацистской организации под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», был арестован и погиб в кон цлагере.
Весной 1945 года Тимофеев-Ресовский отказался от предложения перевести свой отдел на запад Германии и сохранил весь коллектив и оборудование до прихода советских войск. В апреле 1945 года советская военная администрация назначила его директором Института исследований мозга в Бухе (после бегства весной 1945 года прежнего директора профессора Шпатца).
13 сентября 1945 года Тимофеев-Ресовский был задержан в Берлине, этапирован в Москву и помещён во внутреннюю тюрьму НКГБ. 4 июля 1946 года Военная коллегия Верховного суда РСФСР приговорила его к 10 годам лишения свободы по обвинению в измене Родине.
Он отбывал срок в Карагандинской лагере, где чуть не погиб от истощения. Но в 1947 году в связи с советскими работами по созданию атомной бомбы как специалиста по радиационной генетике Тимофеева-Ресовского перевели из лагеря на «Объект 0211» (Лаборатория «Б») в Челябинской области (в дальнейшем в составе города Снежинск) для работы по проблемам радиационной безопасности.
С 1947 года заведовал биофизическим отделом «Объекта 0211», в 1951 году был освобождён из заключения, а в 1955 году с него была снята судимость.
В начале 1950-х учёного выдвинули на Нобелевскую премию за исследования мутаций, но советские власти не ответили на запрос Швеции о том, жив ли он.
Работал научным сотрудником Института биологии Уральского филиала АН СССР (1955-64, Свердловск). В декабре 1957 года первый раз защищал докторскую диссертацию в Ботаническом институте АН СССР в Ленинграде, однако она не была утверждена ВАК. В 1963 году второй раз защищал докторскую диссертацию по совокупности работ в Свердловске, докторский диплом получен лишь в 1964 году после смещения Хрущёва и реабилитации генетики.
В 1964-69 – в Институте медицинской радиологии АМН СССР (Обнинск); в 1969-81 – научный консультант Института медико-биологических проблем АМН СССР. Принимал участие в разработке программы биологических экспериментов на искусственных спутниках Земли, а также в обсуждении и обработке результатов этих экспериментов.
Умер 28 марта 1981 года в Обнинске.
В 1987 году после публикации романа Даниила Гранина младший сын Тимофеева-Ресовского Андрей и представители научной общественности потребовали реабилитации выдающегося учёного-генетика. Но Главная военная прокуратура после проведения дополнительного расследования вместо реабилитации учёного выдвинула новое обвинение, не вменявшееся ему ни следствием, ни Военной коллегией в 1946 году, — переход на сторону врага — и в июле 1989 года вынесла постановление о прекращении производства в связи с отсутствием оснований для реабилитации. В постановлении утверждалось, что Тимофеев-Ресовский лично сам и совместно с сотрудниками активно занимался исследованиями, связанными с совершенствованием военной мощи фашистской Германии, чем совершил измену Родине в форме перехода на сторону врага.
4 февраля 1991 года Прокуратура СССР отменила это постановление Главной военной прокуратуры на том основании, что вывод о проведении Тимофеевым-Ресовским научных исследований, имеющих военное значение, недостаточно аргументирован, и поручила Следственному управлению КГБ СССР провести ещё одно дополнительное расследование. Как следует из справки Следственного управления КГБ от 16 октября 1991 года, по его результатам «дополнительных сведений в отношении инкриминируемого Тимофееву-Ресовскому состава преступления получено не было».
16 октября 1991 года Генеральным прокурором СССР был внесён по делу протест в Пленум Верховного Суда СССР на предмет прекращения дела за отсутствием в действиях Тимофеева-Ресовского состава преступления. Однако протест не был рассмотрен в связи с ликвидацией Верховного Суда СССР. Тимофеев-Ресовский был полностью реабилитирован лишь в июне 1992 года Верховным судом РФ.
Как вспоминал академик АН ГДР Роберт Ромпе, «Он был человек православный, и всегда руководствовался только христианскими идеями. То, что Тимофеев спасал евреев, и не только евреев, — это факт! То, что он помогал своему сыну, который как раз состоял в [антифашистской] организации, — это факт! Он прятал у себя в подвале беглых советских военнопленных — это факт!»
ЮНЕСКО включила его имя в число выдающихся учёных мира.
* * *
Заметки выпускаются ежедневно двумя блоками – в 07:00 и 16:00 по мскв. вр. Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.
#Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский #ученый #генетик #основоположник #биолог