Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Любимая актриса моей мамы: "Девушка без адреса"

Девушка без адреса. СССР, 1958. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценарист Леонид Ленч. Актеры: Светлана Карпинская, Николай Рыбников, Эраст Гарин, Василий Топорков, Юрий Белов, Зоя Фёдорова, Сергей Филиппов, Рина Зелёная и др. 36,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).

В год премьеры советская кинопресса отнеслась у комедии «Девушка без адреса» довольно тепло, хотя рецензент журнала «Искусство кино» и отметил, что в картине «концы с концами не сходятся в финале потому, что сценарист не выстроил сюжета, в котором замечательные черты характера главной героини смогли бы проявиться действенно, во всей полноте. Взамен автор переключил действие на традиционные лирические линии. Заложенный в образе героини положительный заряд огромной мощности остался неизрасходованным» (Кремлев, 1958: 49).

Уже в XXI веке кинокритик Татьяна Алешичева писала, что в «Девушке без адреса» «Рязанову удалось избежать «проклятия второго фильма» после первого бешеного успеха: «Девушка» сконструирована из беспроигрышных ингредиентов и в итоге заняла второе место по сборам в прокате в 1958 году (первое занял «Тихий Дон»). Во–первых, там есть русский Габен — Николай Рыбников на пике славы — после «Весны на Заречной улице» и до «Девчат». Кстати, «Девушка» во многом обусловила само появление «Девчат», показав, что романтическому герою Рыбникова очень идет комедия, да и героиня Надежды Румянцевой будто срисована с рязановской. Во–вторых, фильм Рязанова — это фактически ремейк успешной довоенной картины «Девушка с характером» (1939) — хотя в применении к советскому кино практически не используется этот термин. … рязановский ремейк практически убирает из истории идеологическую подкладку, которая в довоенном фильме была на первом месте. … Во главу угла Рязанов ставит частную жизнь. И более того, если присмотреться, тут красной нитью проходит совершенно чуждая советской идеологии тема судьбы, фактически рока, который связывает персонажей, — а так, знаете ли, и до мистики недалеко! … Вот поэтому Рязанов стал нашим Фрэнком Капрой и Билли Уайлдером: в его фильмах, при всей сатире и насмешках над советским чиновником и несовершенством людей вообще, все равно главное — теплота частной жизни и вот эта самая вера в судьбу — в то, что ты не болтаешься по этой жизни непристроенный, а следуешь своему единственному пути» (Алешичева, 2015).

Так уж получилось, что моя мама была классной руководительницей и учительницей русского языка и литературы в классе, где училась будущая исполнительница главной роли в комедии «Девушка без адреса» – Светлана Карпинская (1937–2017).

Света училась очень хорошо (успевала также посещать драмкружок) и по совету моей мамы успешно поступила в 1954 году на филологический факультет Ленинградского государственного университета. И я уверен, она стала бы блестящим преподавателем русского языка и литературы, если бы не попала в кино…

Светлана Карпинская навсегда осталась любимой актрисой моей мамы...

Зрители и сегодня любят «Девушку без адреса» блестящего комедиографа Эльдара Рязанова, снова и снова пересматривая эту ленту:

«Отличный фильм, очень трогательный, пересматривал его много раз с удовольствием и волнением» (Леонид).

«А для меня этот фильм не просто комедия, а именно лирическая комедия (кажется, таков жанр фильма). Такой он светлый, добрый, уютный. А какие чудесные песни! Каждый раз как будто заново пересматриваю фильм, и никогда он мне не надоест» (А. Алексеева).

«Комедия отличная. Сцена Филиппов–Фёдорова ("Масик хочет водочки!") – бессмертная, классика, настоящий золотой фонд отечественного кино. Этот фильм всегда, независимо от того, в который раз его смотришь, поднимает настроение на 100 %» (Илья).

«Этот фильм не имел такого шумного успеха, как "Карнавальная ночь", и критика его тоже не жаловала, но я его люблю. Жаль, что талантливая и обаятельная Светлана Карпинская потом почти не снималась в кино, помню ее еще только в "Сладкой женщине". И музыка там хорошая, и Рыбников еще такой молодой и обаятельный, и Сергей Филиппов в роли "Масика" великолепен» (Б. Нежданов).

«Фильм чудесный – от самых первых кадров и до финала. Очень качественная лирическая комедия. Дуэт Рыбникова и Карпинской мне запомнился с детства. А вот вторые роли в исполнении Федоровой, Филиппова я оценила уже, когда стала взрослой» (Людмила).

«Получился … лёгкий, … душевный фильм. Песенка в нём простая и запоминающаяся, наверное, потому что люди были добрее, хотя жить и трудней было, но на хлеб всегда можно было заработать честным трудом и девушку встретить открытую с чистой душой» (Камо).

Киновед Александр Федоров