Годы молодые. СССР, 1959.Режиссер Алексей Мишурин. Сценарист Анатолий Шайкевич. Актеры: Светлана Живанкова, Валерий Рудой, Валентин Кулик, Александр Хвыля, Елена Машкара, Николай Яковченко, Андрей Сова, Георгий Склянский, Дая Смирнова и др. 36,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Мишурин (1912–1982) поставил всего девять фильмов, но четыре из них – музыкальная комедия «Годы молодые», комедия в стиле чулюкинских «Неподдающихся» и «Девчат» – «Королева бензоколонки», музыкальная мелодрама «Звезда балета» и «политическая» мелодрама «Спасите наши души» вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Несмотря на огромный успех музкомедии «Годы молодые», она была встречена советскими кинокритиками в штыки.
К примеру, кинокритик Георгий Капралов (1921–2010) в своей статье в «Советском экране» писал: «Сейчас, когда советский народ ведет развернутый штурм высот коммунизма, когда вопросы эстетического воспитания трудящихся приобрели государственное значение, особенно нетерпимо, что некоторые кинофильмы — произведения самого массового из искусств — носят на себе печать дурного вкуса художников, их создавших. Такие картины, как «Годы молодые», «Черноморочка», «Повесть о молодоженах», «Спасите наши души», «Любовью надо дорожить», «Весенние грозы» выдают дешевую побрякушку за эстетический идеал, формируют у части зрителей ложные представления о прекрасном. … В фильме «Годы молодые» душевная красота человека, искусство, труд артиста представлены как на дешевой картинке — пестро, душещипательно, а в целом бездумно и бессодержательно. …
Если б не молодая, не лишенная обаяния актриса, мелодичная музыка и живые танцы,— нищета содержания фильма была бы очевидна с первого взгляда. Сейчас же она прикрыта пестрым нарядом, который и вводит в заблуждение некоторых зрителей. …
Содержание же картин «Годы молодые» и «Весенние грозы» не имеет жизненной емкости, лишено правды, какого–либо поэтического обобщения. Оно не поднимается над уровнем вульгарных анекдотических случаев, к тому же изложенных безвкусно и претенциозно. Ничего, кроме раздражения и сожаления о напрасно потраченном времени, просмотр этих фильмов не вызывает у человека с развитым художественным вкусом. В нашем киноискусстве, на которое возложена высокая миссия — помочь формированию человека будущего, в киноискусстве, выдающиеся достижения которого признаны всем прогрессивным миром, не должно быть места пошлости и дурному вкусу» (Капралов, 1960: 6–7).
Телевидение «Годы молодые» не очень жалует, и, казалось бы, фильм должен быть полностью забыт зрителями, однако они даже сегодня, в XXI веке, продолжают о нем писать. И что удивительно – отрицательных отзывов практически нет, одни восторженные – как будто именно «Годы молодые», а не что–то и иное – главный фильм советской кинематографии за все 70 с лишним лет его существования:
«Фильм – одно восхищение сюжетом, великолепной игрой актёров, музыкой. Очень добрый и славный фильм. Светлана Живанкова играет на «отлично»: какая богатая мимика, лёгкость в танцах, добрая красивая, просто красавица действительно – солнечный лучик Советского кинематографа» (Владимир).
«Фильм просто чудесный. Чистые, открытые, светлые лица, искренние эмоции. То, чего так не хватает сейчас в нашей жизни, в наших отношениях. Очень хочется, что бы люди, посмотрев его, вновь вернулись к взаимопониманию, уважению, любви!» (Алекс).
«Замечательный фильм, добрый, светлый, радостный, а потому и любимый. А песня о матери – это шедевр!» (А. Павлович).
«Этот фильм – из тех, которые никогда не надоедают, и к которым не устаёшь возвращаться» (К. Моррис).
«Очень хорошая атмосфера в фильме. Прекрасные музыка, танцы, песни. А главная героиня – просто красавица» (С. Цыганков).
«Удивительный, неповторимый фильм. Даже, если тебе грустно, картина поднимает настроение, на минуту забываешь о несуразностях жизни. … Заглавная песня фильма: "Рушник" – навсегда остаётся сердце...» (Снегурка).
«Обожаю этот фильм, … прекрасная песня про рушник! Не могу слушать без слёз. Как жаль, что не снимают больше таких фильмов – не умеют, нет талантов!» (В. Просянкин).
«Я лучше фильма в жизни не видела» (А. Зимняя).
А ведь когда–то этот фильм был нещадно обруган в монографии киноведа Ивана Корниенко (1910–1975) «Киноискусство советской Украины» (Корниенко, 1975: 183–184)
Так, может быть, зря Иван Корниенко (1910–1975) так невзлюбил эту ленту?
Киновед Александр Федоров