Найти в Дзене
SpaceForYou

К Луне с тем, что есть: почему Россия может полететь на Луну уже сейчас, но не летит

Более 50 лет назад человеческая нога впервые ступила на поверхность другого небесного тела. И так уж вышло, что нога это могла принадлежать как американскому, так и советскому человеку. Увы, тогда гонку за Луну выиграли американцы, а советские наработки по лунной программе активно используются в российской космической отрасли все последующие десятилетия. Речь и про НК-33, созданные для лунной сверхтяжелой ракеты Н-1 и конечно же легендарному космическому кораблю "Союз". В целом, советская лунная программа была куда проще. У советских конструкторов в то время просто не было ресурсов, чтобы создать нечто похожее на F-1, суммарная тяга которых на первой ступени была более 34 000 кН. Не был и верхней водородной ступени. Лунный пилотируемый корабль - он же "Союз" также был меньше, а посадочный модуль 11Ф94 в сравнении с посадочным LEM программы Аполлон выглядит как палатка на фоне полноценного дома. Но согласитесь, если бы советский космонавт первый ступил бы на лунную поверхность, то срав

Более 50 лет назад человеческая нога впервые ступила на поверхность другого небесного тела. И так уж вышло, что нога это могла принадлежать как американскому, так и советскому человеку.

Увы, тогда гонку за Луну выиграли американцы, а советские наработки по лунной программе активно используются в российской космической отрасли все последующие десятилетия. Речь и про НК-33, созданные для лунной сверхтяжелой ракеты Н-1 и конечно же легендарному космическому кораблю "Союз".

В целом, советская лунная программа была куда проще. У советских конструкторов в то время просто не было ресурсов, чтобы создать нечто похожее на F-1, суммарная тяга которых на первой ступени была более 34 000 кН. Не был и верхней водородной ступени. Лунный пилотируемый корабль - он же "Союз" также был меньше, а посадочный модуль 11Ф94 в сравнении с посадочным LEM программы Аполлон выглядит как палатка на фоне полноценного дома.

Но согласитесь, если бы советский космонавт первый ступил бы на лунную поверхность, то сравнивать размеры посадочных модулей никто бы не стал - важен был бы сам факт установки красного советского флага на Луне.

Но случилось то, что случилось. По программе «Аполлон» было совершено 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году), а затем программу с чистой совестью свернули так и не сумев ответить на вопрос, что делать дальше.

В 2000-х американцы пытались вернуться на Луну в рамках программы Ares, которая с годами транфморировалась в монструозную SLS.

В итоге сложилась парадоксальная ситуация. У США в активе имеется полноценный сверхтяж с летной квалификацией, способный вывести на лунную орбиту 26 тонн полезной нагрузки, но каждый пуск этого носителя обходится бюджету американских налогоплательщиков в $1,5 млрд, что тяжело даже для такой богатой страны как США.

-2

Уже в начале 2010-х космическая отрасль США получила глоток свежего воздуха в лице SpaceX. Пройдя путь от легкой Falcon-1 до многоразового сверхтяжа Starship компания вполне серьезно говорит о покорении Марса в ближайшие 10 лет.

На этом фоне отечественная космическая отрасль куда десятилетиями инвестировали в основном обещания выглядела откровенно не в лучшем свете. Передовые советские наработки спустя 35 лет перестали быть передовыми, в то время как в мире замаячила новая космическая гонка за будущие космические ресурсы.

Данный этап "гонки" продлится 30-50 лет и в этот период никакой добычи вестись не будет, зато именно в это время державы начнут занимать за собой участки космических объектов и именно в это время будут созданы технологии, которые сделают космический майнинг прибыльным, а затем и сверхприбыльным в сравнении с добычей в недрах нашей планеты.

Кадры посадки японского зонда Хаябуса-2 на астероид Рюгу
Кадры посадки японского зонда Хаябуса-2 на астероид Рюгу

Увы, Россия в этом празднике жизни практически не участвует, а между тем полет к Луне возможен даже при использовании уже существующей номенклатуры средств выведения, разгонных блоков и пилотируемых кораблей.

В середине 2000-х такой проект всертьез рассматривался недрах РККА "Энегия" и по итогу рассмотрения был признан технически реализуемым.

Как мы знаем, лунный корабль у России имеется довольно давно - он же пилотируемый корабль "Союз", созданный как элемент советской лунной программы в 1960-х годах прошлого века.

Стоит сказать сразу, что в советские годы облет Луны экипажем из черепах осуществлялся на корабле Союз 7К-Л1», а черепахи впоследствии стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облета Луны.

-4

В то же время, последняя модификация "Союз МС" имеет автономность до 3-х суток в составе экипажа из 3-х человек, потому после некоторой модернизации может использоваться и для лунного полета. К слову, такая модификация у "Союза" есть и называется «Союз-Л».

Вместе с разгонным блоком ДМ-Л, либо "Бриз-М", "Союз-Л" образуют Лунный экспедиционный комплекс (ЛЭК-1), который формируется через стыковку на орбите Земли, либо через стыковку и дозаправку на МКС.

При этом, поскольку собственного сверхтяжа у нас нет, выведение разгонного блока осуществляется через запуск тяжелого РН "Протон", либо относительно новой "Ангара-А5", а пилотируемый "Союз-Л" отправился бы на орбиту при помощи Союз-2.1б. Кстати, подобную схему орбитальной стыковки в США хотели использовать в лунном проекте Ares.

Планировалось, что после стыковки ЛЭК-1 совершал бы облет Луны за трое суток, находясь в 90 км от над поверхностью спутника.

-5

Резюмируя техническую часть, стоит сказать, что должном финансировании ее можно было бы подготовить и реализовать в течении 5 лет, имея на выходе вполне реальный и осязаемый результат.

На следующих этапах появится возможность приступить к развертыванию лунной орбитальной станции, которая впоследствии стала бы опорной точкой в создании базы на поверхности Луны, а кроме того смогло бы помочь в получении ценного опыта по освоению дальних рубежей Солнечной системы.

Впрочем, все это лишь мечты из 2006 года. В реальности ничего такого не случилось и в обозримом будущем не случится. На текущий момент остро стоит вопрос, сумеет ли отечественная космическая отрасль реализовать хотя бы тот пул прикладных проектов, которые обеспечат ей базовое выживание.

Зато есть красивый центр
Зато есть красивый центр

О глобальном стоит говорить в лучшие времена, впрочем, наступят ли они?