Rough-Stuff Fellowship
В мире, где велоспорт всё чаще ассоциируется с карбоном, аэродинамикой и погоней за секундами, существует место, где главное — не скорость, а дух приключений. Где ценят не навороченный гаджет, а потрёпанную карту, выцветшую фотографию и историю, рассказанную у костра. Это место — Rough-Stuff Fellowship (Братство Грубой Езды), старейший и самый легендарный клуб вело путешественников-внедорожников на планете.
Рождённые вопреки асфальту
История RSF началась в 1955 году в Великобритании, в эпоху, когда велосипед всё увереннее вставал на гладкие колёса шоссейных гонок. Но основатель клуба, Боб Харрис, и его единомышленники искали другого. Их манили не асфальтированные трассы, а забытые тропы, каменистые подъёмы на перевалы, заброшенные дороги и русла высохших рек.
Они называли это «rough stuff» — «грубая езда». Суть была не в экстриме ради экстрима, а в радости первооткрывательства и преодоления. Их девиз, «May your tyres grip» («Пусть твои покрышки цепляются»), идеально передаёт саму суть их философии: надежда на лучшее, готовность к приключению и лёгкая ирония.
На чём ехать? Да на чём есть!
Представьте себе: 1950-е годы, горный перевал в Шотландском нагорье. А по нему, пыхтя, катится велосипедист в шерстяном свитере на громоздком стальном велосипеде с багажником. Никаких дисковых тормозов, амортизаторов или широченных покрышек. Они были первопроходцами, использующими то, что было под рукой.
Чаще всего это были переделанные под бездорожье туристические или дорожные велосипеды (часто легендарные английские Raleigh). Энтузиасты ставили на них самые широкие из доступных покрышек, экспериментировали с передачами и просто ехали туда, куда, казалось бы, на велосипеде ехать невозможно. По сути, они своими руками создали прототип того, что сегодня мы называем гравийным велосипедом.
Сокровищница путевых дневников
Самое уникальное наследие Братства — это не маршруты, а истории. С самого начала участники скрупулёзно документировали свои приключения в рукописных отчётах с картами, схемами и фотографиями. Эти материалы легли в основу The Rough-Stuff Journal — ежегодного журнала, который клуб издаёт до сих пор.
Эти журналы — не просто текст с фотографиями. Это путешествие во времени. Листая пожелтевшие страницы, вы видите улыбающихся людей с рюкзаками на фоне заснеженных вершин, читаете их искренние рассказы о непогоде, сломанных цепях и невероятной красоте диких мест. Это живая, дышащая история велотуризма. А в конце я опубликую несколько записей из этого журнала.
Братство сегодня:
Rough-Stuff Fellowship не кануло в Лету. Оно живо и процветает, объединяя несколько поколений энтузиастов по всему миру: от Великобритании и Европы до Японии.
С приходом моды на гравийные велосипеды философия RSF оказалась как никогда актуальна. Внезапно выяснилось, что то, чем они занимались десятилетиями, и есть самая чистая форма вело-приключений. Современные последователи клуба хоть и ездят на современных велосипедах, но чтут традиции: они всё так же организуют поездки, публикуют журнал и общаются через рассылку, сохраняя тот самый уникальный, камерный дух братства.
Их архивные фотографии сегодня стали культовыми, вдохновляя тысячи новых велосипедистов по всему миру смотреть на свой велосипеды ни как на спортивный инвентарь, а как на пропуск в мир дикой природы.
Как присоединиться к легенде?
RSF — открытое сообщество. Стать его частью может любой, кто разделяет дух приключений, оплатив символический взнос. Взамен вы получите:
· Доступ к сообществу единомышленников по всему миру.
· Бесценный ежегодный Journal с вдохновляющими маршрутами.
· Приглашения на встречи и совместные «заезды».
Несколько историй из дневников:
Алан Силлитоу (известный британский писатель и член RSF). Пересечение высокогорного перевала в Альпах в 60х.
«Покрышки скользили по крупному щебню, и единственным спасением была техника «серпантин»: мы спускались зигзагами, отчаянно тормозя ободами, которые накалились так, что могли поджечь сухую траву. Ручки тормозов впивались в ладони.
Наши велосипеды — тяжеленные, с багажниками, набитыми консервами и спальными мешками — больше напоминали вьючных лошадей, чем спортивный инвентарь. Но в этом был весь смысл. Мы не ехали через перевал; мы его перебарывали — метр за метром, крича от восторга, когда наконец достигали долины, целые и невредимые, с историями, которых хватило бы на всю оставшуюся жизнь в пабе».
Маршрут: Попытка проехать по «короткому пути» через холмы.
«Типичные моменты из журналов RSF»
Про погоду: «Дождь начался ровно в тот момент, когда мы остановились у первой изгороди. К полудню мы были мокрые насквозь, но, к счастью, этого уже не замечали. Карта утверждала, что здесь должна быть тропа. Местность утверждала обратное. Мы решили поверить местности и понесли велосипеды на себе через вереск, который был выше колен.
Тросик переключения передач лопнул с характерным щелчком, оставив мне лишь одну скорость — «самую неудобную». Остаток дня я провел, то катясь под уклон с ветром в ушах, то сходя с ума на каждом подъеме.
Мы добрались до паба как раз к открытию. Выпив пинту теплого эля и отогревшись у камина, мы уже планировали следующую поездку. Потому что именно в такие моменты понимаешь: это было прекрасно».