.
Пятница, около 9 утра...
.
Огромный зал, наполненный гулом станков, искрами сварки и запахом металла. Один из цехов по производству сельскохозяйственной техники предприятия "Агроресурс" – место, где из груды металла рождаются мощные и надежные помощники для фермеров. Здесь кипит жизнь, и каждый участок работы играет свою важную роль в создании столь необходимой техники.
Всё начиналось лет десять назад, чисто случайно, почти с нуля. Промышленная группа "Уралсталь" получила, в счет компенсации за долги, дышащий на ладан сельхоз-завод. Долго думали, что делать с "непрофильным активом". И решили, что негоже пропадать добру. Вложив немалые средства, сумели поднять сей актив на ноги. И дело пошло, ни шатко ни валко. Хотя особой прибыли завод не приносил, но и убыточным не был. Сельхозтехника всегда нужна аграриям, спрос на нее был, хотя и не очень стабильный.
Месяц назад контрольный пакет металлопрокатного предприятия был выкуплен стремительно расширяющимся "Техносервисом". Новым хозяевам (а точнее - хозяйке) достался и этот сельхоз-довесок. Что будет с заводом - никто не знал. Оставят или ликвидируют, распродадут по частям? Сей вопрос тревожил умы всех сотрудников, без исключения. От директора до уборщицы. Ждали инспекцию из Центра. Однако время шло, а про завод как будто забыли. В ответ на робкие запросы директора, ответ всегда был один: - "Не сейчас". И это вызывало тревогу.
- Неужто разгонят? Не дай бог..
.
В небольшом актовом зале, рассчитанном от силы на сотню-полторы человек, шла очередная утренняя планерка. Здесь собрались руководители предприятия, начальники цехов, мастера и бригадиры. Цель проста – синхронизировать действия, обсудить текущие задачи и наметить планы на день. Ежедневная рутина.
В самом начале мероприятия, директор - невысокий, но грузный мужчина, объяснил повестку дня. Ознакомил присутствующих с месячным планом, задачами на ближайшую перспективу. Затем стал принимать отчеты о проделанной работе. Попутно пытаясь "разрулить" возникшие проблемы. Все как обычно. Минут за двадцать с отчетами разобрались, началась "раздача слонов", то бишь новых заданий. Здесь самое главное - это синхронизация производственных цепочек. Чтобы не получилось "где-то густо, а где-то пусто". Архиважный момент!
.
Совещание уже шло к финишу, народ готовился на выход. Вдруг у директора заиграл телефон. Он недовольно поморщился, приложил трубку к уху.
- Да?
И вдруг замер, сузив глаза как щелочки. - Угу.. угу.. Понял.
Закончив разговор, коротко выдохнул. И поднял руку, призывая к вниманию.
- Значит так. К нам Денисова едет. Уже близко, через десять минут встречать.
.
Зал загудел, зарокотал. Послышались разнокалиберные выкрики:
- Ну вот и дождались.. Град на голову.
- Хоть бы заранее предупредила!
- А почему Денисова-то? Оптимизировать нас будет?
- Да тут без вариантов..
- Виктор Сергеич! Хана что ли нам? Можно паковаться?
Директор раздраженно хлопнул ладонью по столу.
- Не понимаю вашей реакции. Мы просили высоких гостей. Ну вот.. едут. Куда уж выше-то? Времени в обрез. Срочно все по цехам! Предупредить народ. Ничего еще не ясно, нечего тут паниковать! Наша задача - показать всё лучшее. А нам есть что показать! И хватит ныть, давайте делом займемся. Всё, время пошло..
Собравшиеся торопливо потянулись к дверям, на ходу обсуждая случившееся. Сам же директор, вкупе со своим заместителем и зав. производством, направился к заводским воротам. Прибыв на место, дали команду охране. И тяжелые кованые ворота, еще советской "закалки" принялись медленно отворяться.
И вовремя! Вдали показался черный красавец-мерс. Он быстро приближался, увеличиваясь в размерах. Перед воротами резко сбавил скорость и неспешно прокатился внутрь. Остановился, порыкивая могучим мотором, мигая огоньками фар. Водитель заглушил движок и выбравшись из авто, открыл заднюю дверцу.
Возникла пауза, наружу никто не выходил. А из салона доносились неразборчивые звуки. Кто-то разговаривал по телефону. Минута, другая.. Встречающие терпеливо ждали, то и дело переглядываясь. Наконец, беседа была закончена. Водитель деликатно подал руку и взорам заводчан предстала большая начальница.
- Здравствуйте, Дарья Владимировна..
- День добрый.
Встречающие представились. - Давыдов, директор завода. Тихонов, Елизаров..
- Очень приятно. Ну что ж, давайте смотреть?
- Сейчас всё покажем. Жаль, что так внезапно, не успели подготовиться.
Даша усмехнулась чуть заметно. - А не надо готовиться. Хочу увидеть как есть. С самого начала и до конца.
- Идемте..
По цеху продвигалась внушительная процессия. Впереди - молодая женщина с двумя золотистыми косами, эффектно спадающими на плечи. Рядом - руководство завода, за ними тянулся шлейф "ответственных персон". Лица заводчан - напряженные, тревожные. Все понимали, что сейчас решается судьба их предприятия. Директор объяснял суть производства, стараясь быть максимально убедительным.
- Закупаем необходимые материалы: высокопрочную сталь, чугун, алюминий, пластик и резину. Параллельно заказываем комплектующие у специализированных поставщиков: двигатели, трансмиссии, гидравлические системы, электронику и прочее. Важно, чтобы все компоненты соответствовали стандартам качества и надежности.
Показывал рукой на работающие станки.
- Это отделение резки: лазерная, плазменная или газовая резка для раскроя листового металла. Гибка: формирование деталей сложной формы на гибочных прессах. А тут уже отдел сварки. Ручная, полуавтоматическая и роботизированная. Соединение металлических деталей в единую конструкцию.
Затем перешли в соседний цех, где производилась механическая обработка - токарная, фрезерная, шлифовальная. Потом в "литейный". И наконец, самое сердце производства - сборочный цех. Здесь готовые детали и узлы поступают на сборочный конвейер. Квалифицированные рабочие, используя специализированный инструмент и оборудование, собирают отдельные узлы и агрегаты, а затем и всю машину целиком.
- Вы только посмотрите, какой ассортимент! Это плуг. А это борона, каток, рыхлитель, сеялка, веялка.
Даша невозмутимо взирала на россыпь самых разнообразных агрегатов. Изредка задавая уточняющие вопросы.
- Веялка? Для чего она?
В беседу вмешался зав. производством. - Для отделения зерна от мякины. А это культиватор, поливалка.
- А это?
- Лущильник. Для измельчения верхнего слоя почвы. Очень нужная вещь при посевной.
Покивала головой. - Понятно. Это всё?
- Не совсем. Собранные машины проходит покраску. Мы используем современные лакокрасочные материалы, устойчивые к ультрафиолетовому излучению, влаге и химическим веществам. Покрасочный цех в отдельном здании. Желаете посмотреть? Только предупреждаю, там запах. Ну.. краска есть краска.
- Да нет, достаточно. - Усмехнулась. - В следующий раз как-нибудь. Благодарю за экскурсию. Всё было очень познавательно. А теперь вопрос. Раз всё так хорошо, почему завод не приносит дохода?
Присутствующие возбужденно загалдели. Эта тема здесь явно была наболевшей. Зам. директора аж руками всплеснул.
- Можно я скажу? Дарья Владимировна! Да мы уж сколько об этом говорили руководству.. старому. Маркетинг нужен! Грамотная, продуманная маркетинговая кампания. Это же не оборонзаказ, это гражданка. Тут без рекламы никак. Надо работать с клиентами, раскручивать бренд. Сколько раз просили.. А им в лом этим заниматься. Наша продукция качественная, высокоэффективная, рекламаций минимум. Но покупают у других, дороже и хуже. В этом всё дело.
Остальные горячо поддержали сей крик души. - Конечно! Так и есть!..
- Понятно.
Гостья задумчиво посмотрела на сверкающий полировкой агрегат. Подошла поближе, провела пальцами по металлическим ножам.
- Лущильник значит. Ну-ну..
.
Спустя пару минут она уже выходила во двор. Сопровождение двинулось следом, однако у выхода директор знаком показал всем остановиться. Оставшись наедине, тихонько спросил.
- Так что будет-то с нами?
Даша, уже собравшаяся садиться в машину, пожала плечами.
- Решение примет Алиса Геннадьевна. Я же.. лишь расскажу ей свое мнение.
- А можно узнать.. какое?
- Вас известят. Скоро.
Аккуратно уселась на сиденье. Бросила прощальный взгляд на заводчанина. И.. подмигнула.
- Всё перемелется, мука будет.
Затем захлопнула дверцу.
- Поехали!..
* * *