В 1923 году в кабинете губернатора штата Вирджиния (США) появился необычный портрет. На нем был изображен мужчина в роскошном восточном одеянии - богато расшитом кафтане, меховой шапке, с умным и слегка суровым лицом.
Американские искусствоведы и историки с уверенностью заявили: это капитан Джон Смит, английский колонист, основатель Джеймстауна и, согласно легенде, возлюбленный индейской принцессы Покахонтас. Картину приобрели за 1000 долларов у лондонской фирмы "BF Stevens and Brown", специализировавшейся на раннем американском искусстве. Продавцы клятвенно уверяли, что это подлинный портрет Смита, и даже утверждали, что его подлинность подтвердила лондонская Национальная портретная галерея .
Портрет провисел в офисе губернатора 15 лет, пока американский посол в Аргентине Александр У. Уэдделл не решил написать книгу о вирджинских портретах. Его смутил явно восточный наряд изображенного человека. Продавцы когда-то объяснили это тем, что Джон Смит, по легенде, бежал из турецкого плена и мог быть изображен в таком костюме. Но Уэдделл заподозрил неладное. Как-то не очень походил этот персонаж на возлюбленного Покахонтос.
Расследование и неожиданное открытие
Уэдделл обратился к директору лондонской Национальной портретной галереи. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что на портрете изображен вовсе не Джон Смит, а Петр Иванович Потемкин - русский дипломат XVII века, посол царя Федора Алексеевича! В коллекции галереи хранилась гравюра, с которой была сделана картина маслом, с четкой подписью: "Его превосходительство Петр Иванович Потемкин, чрезвычайный посол царя Московии". И дата - 1682 год.
Так была раскрыта цепочка заблуждений и подлога. Продавцы ввели покупателей в заблуждение, а исторический контекст и внешний вид портрета способствовали ошибке. Портрет быстро разжаловали из создателей американской государственности в русские послы и сняли со стены кабинета губернатора. Картину передали в Muscarelle Museum of Art при Колледже Уильяма и Мэри в Вильямсбурге, где она хранится и сегодня.
Сразу поясним, что эту фантастическую историю мы раскопали не сами. Она гуляет по интернету уже лет десять в самых разных пересказах. Так что считайте, мы вам просто предлагаем очередной такой пересказ.
Художественные трансформации портрета
Приключения портрета Петра Потемкина напоминает игру «испорченный телефон». В 1681 - 1682 годах Потемкин возглавлял посольство в Испанию и Англию. В Лондоне придворный художник Годфри Неллер создал его портрет, который сегодня хранится в Государственном Эрмитаже.
Дальнейшая судьба портрета сложилась так. С оригинала была сделана гравюра Робертом Уайтом, но при этом фигура посла была обрезана, а изображение помещено в пышную барочную рамку с херувимами и львами. На основе этой гравюры неизвестный художник (возможно, Густав Шмидт) создал новую картину маслом. Именно эта копия, уже значительно отличавшаяся от оригинала, и попала в США.
Американские искусствоведы ошиблись по нескольким причинам. Богатый русский кафтан и меховая шапка Потемкина были приняты за восточный или турецкий наряд. Продавцы объяснили это тем, что Джон Смит, по легенде, бежал из турецкого плена и мог быть изображен в такой одежде. Не существовало никаких надежных прижизненных изображений капитана Джона Смита, с которыми можно было бы сравнить картину. А желание иметь портрет героя ранней американской истории было так велико, что глаз сам собой дорисовывал нужные детали.
Кто такой Петр Иванович Потемкин?
Петр Иванович Потемкин (1617 - 1700 гг.) был видным русским дипломатом и военачальником XVII века. Он возглавлял важные посольства в страны Западной Европы, включая Испанию и Францию, при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче. В 1680 - 1682 годах он совершил большую посольскую поездку в Испанию, Францию и Англию. В Англии он находился с 21 ноября 1681 года по 15 февраля 1682 года - именно в этот промежуток времени и был написан его портрет кисти Годфри Неллера .
Англичане, кстати, невзлюбили Потемкина. Английский придворный Джон Ивлин записал в своем дневнике: "Этот теперешний посол был крайне оскорблен тем, что его карете не разрешили въехать во двор, и он успокоился, только когда ему объяснили, что это не дозволяется никому из королевских послов, однако он потребовал письменного свидетельства, подписанного рукой сэра Чарльза Коттерела, церемониймейстера".
А дальше еще хлеще, Ивлин сравнивает Потемкина с марокканским послом: "Русский посол, который все еще при дворе, вел себя как клоун по сравнению с этим воспитанным язычником".
Впрочем, мы с вами прекрасно знаем, что ругань англичан - это чаще всего настоящий комплимент, поскольку ругают они обычно тех, кто отказывается им угождать.
Что касается портрета русского посла, то после разоблачения мистификации он занял свое законное место в Muscarelle Museum of Art. В 2017 году он ненадолго вернулся в дипломатическую среду - его выставляли в посольстве России в Вашингтоне по случаю Дня дипломатического работника.
Поддержать эту статью донатом можно здесь.
__________________________
Свежие видео в нашем "Премиуме":
- Рогнеда, взятая силой. История по-девчачьи
"Мамуль, папуль, ко мне сватаются Ярополк Киевский и Владимир Новгородский!" - визжала от восторга Рогнеда, кружась по горнице.
"Доченька, выбирай мудро! Ярополк - старший, законный, а Владимир... ну, тот самый сын рабыни от Святослава!" - ахала мама.
"Зато какой амбициозный!" - резонно парировал Рогволод, уже подсчитывая политические дивиденды.
- Вельблудопардус и ноздророг - кого так называли русичи?
Древнерусские имена экзотических животных
А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме