Найти в Дзене
Далеко до утра

"Золотая роза" Константина Паустовского

Нравятся ли вам книги Паустовского? Мне очень. И чем больше я знакомлюсь с его творчеством, тем больше очаровываюсь им. Как приятно его спокойное, вдумчивое повествование! Это не те книги, которые читаешь, перелистывая описания, скорее, скорее, лишь бы узнать конец, а потом забываешь через день. Книги Паустовского совсем не такие. Их хочется читать не спеша, останавливаясь, вдумываясь в каждую строчку. Отрываясь только для того, чтобы понаблюдать за жизнью, увидеть то, о чем говорит писатель. Сегодня я хочу рассказать вам о прочитанной недавно "Золотой розе". Это неторопливая книга-размышление о сути писательского труда. На различных примерах из своей жизни автор рассказывает, каким должен быть писатель в его понимании, и что помогает стать настоящим писателем. Повесть "Золотая роза" состоит из целого списка рассказов или эссе, связанных между собой одной идеей. Название повести дал самый первый рассказ - о золотой розе, которую парижский мусорщик Шамет хотел подарить девушке Сюзан

Фото автора.
Фото автора.

Нравятся ли вам книги Паустовского? Мне очень. И чем больше я знакомлюсь с его творчеством, тем больше очаровываюсь им.

Как приятно его спокойное, вдумчивое повествование! Это не те книги, которые читаешь, перелистывая описания, скорее, скорее, лишь бы узнать конец, а потом забываешь через день. Книги Паустовского совсем не такие. Их хочется читать не спеша, останавливаясь, вдумываясь в каждую строчку. Отрываясь только для того, чтобы понаблюдать за жизнью, увидеть то, о чем говорит писатель.

Сегодня я хочу рассказать вам о прочитанной недавно "Золотой розе". Это неторопливая книга-размышление о сути писательского труда. На различных примерах из своей жизни автор рассказывает, каким должен быть писатель в его понимании, и что помогает стать настоящим писателем.

Повесть "Золотая роза" состоит из целого списка рассказов или эссе, связанных между собой одной идеей. Название повести дал самый первый рассказ - о золотой розе, которую парижский мусорщик Шамет хотел подарить девушке Сюзанне. Денег на такое дорогое приобретение у него не было, но он нашёл способ исполнить её желание. Каждый день он подметал в ювелирных мастерских и уносил домой мусор. Ночью Шамет просеивал его, собирая по крупицам золотую пыль. Наконец набралось достаточно золота, и роза была выкована ювелиром... Не буду рассказывать вам подробности этого грустного и трогательного рассказа. Главное - вывод, который Паустовский делает из него.

Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу" - повесть, роман или поэму.

Писатель должен уметь видеть многое, чего другие люди не замечают, считает Паустовский. Но это вовсе не значит, что ему нужно бродить везде с записной книжкой в руках. Жизнь не изучают, ей живут. Только мысли, поступки, радости и горести, прожитые самим писателем, дадут ему то, что необходимо для книги. Знаете, когда я читала эту главу, то думала о том, как далеко современный мир ушёл от того, чтобы по-настоящему, так, как раньше, проживать свою жизнь. Увидев сейчас любое явление, первым делом мы снимаем его на телефон, при этом теряя свои, драгоценные впечатления за попытками снять получше.

Крайне любопытно было читать о собственном писательском опыте Паустовского. Однако, не ограничиваясь только им, он также рассказывает в книге об опыте самых разных отечественных и зарубежных писателей. Читатель встретит на страницах "Золотой розы" много хорошо знакомых ему имён. Андерсен, Мопассан, Гюго, Чехов, Бунин, Блок, Горький, Олеша и Пришвин, все они благодаря ей станут нам чуточку ближе и понятнее.

Паустовский был знаком со многими писателями лично. Очень насмешил меня рассказ об Аркадии Гайдаре, с которым писатель договорился работать с утра до обеда, а после обеда пойти удить рыбу. Оказалось, что работают они совсем по-разному. В то время как Паустовский увлечённо писал в одиночестве, Гайдару непременно требовался собеседник, которому он хотел показывать каждую удачно найденную фразу.

Я притворился, что не замечаю его. Гайдар походил по саду, что-то ворча про себя, потом опять прошел мимо окна, но теперь уже явно стараясь задеть меня. Он насвистывал и притворно кашлял.
Я молчал. Тогда Гайдар прошел мимо в третий раз и посмотрел на меня с раздражением. Я все молчал.
Гайдар не выдержал.
– Слушай, – сказал он, – не валяй дурака! Все равно ты пишешь так быстро, что тебе ничего не стоит оторваться. Подумаешь, какой Боборыкин! Если бы я так писал, то у меня уже было бы полное собрание сочинений в ста восемнадцати томах.
Ему очень понравилась эта цифра. Он с удовольствием повторил:
– В ста восемнадцати томах! Ни томом меньше!
– Ну, – сказал я, – выкладывай: что тебе нужно?
– А мне нужно, чтобы ты послушал, какую я чудную фразу придумал.
– Какую?
– Вот, слушай: «Пострадал, старик, пострадал!» – говорили пассажиры». Хорошо?
– Откуда я знаю! – ответил я. – Смотря по тому, где она стоит и к чему относится.
Гайдар рассвирепел.
– «К чему относится», «к чему относится»! – передразнил он меня. – К тому, к чему надо, к тому и относится! Ну, черт с тобой! Сиди, выписывай свои сочинения. А я пойду запишу эту фразу.
Но он долго не выдержал. Через двадцать минут он опять начал ходить у меня под окном.
– Ну, какую еще гениальную фразу ты придумал? – спросил я.
– Слушай, – сказал Гайдар, – раньше я только смутно подозревал, что ты размагниченный интеллигент и насмешник. А теперь я в этом убедился. И притом – с горечью.
– Иди ты, знаешь, куда! – сказал я. – Честью прошу, не мешай!
– Подумаешь, какой Лажечников! – сказал Гайдар, но все-таки ушел.

Несмотря на всё это, работал Гайдар довольно быстро. Повесть "Судьба барабанщика" была окончена через две недели.

В заключение хочу сказать, что "Золотая роза" мне очень понравилась. Искренне советую эту книгу всем, кому интересно побольше узнать о творчестве как Паустовского, так и других писателей, с которыми так или иначе его сводила судьба.

Многое в книгах этого автора созвучно моим мыслям, поэтому я буду читать и другие его повести.

В августе мы побывали в музее Паустовского в Кузьминках. Музей небольшой, но атмосферный, в нём довольно много личных вещей писателя. Хочу показать вам листы с черновиками продолжения "Золотой розы", которое так и не увидело свет. Почерк у Константина Георгиевича, конечно, был потрясающий. И шифра не надо, ничего не разобрать.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Книга была прочитана в рамках марафона "Книжное разноцветье", который проводится на канале "Книжная полка Джульетты".