Найти в Дзене
Самолеты Мира

Россия. Лавочкин Семён Алексеевич. Ла-190, экспериментальный истребитель (1951)

В разгар послевоенной авиационной гонки, когда холодная война диктовала необходимость стремительного технологического рывка, ОКБ Семена Алексеевича Лавочкина приступило к созданию истребителя, который должен был стать качественным скачком вперед. Этой машиной стал экспериментальный Ла-190 — не просто самолет, а настоящая летающая лаборатория, воплощение самых смелых идей своего времени. Конструкция Ла-190 была радикально новой и не имела аналогов в советской практике. Его сердцем стало невероятно тонкое стреловидное крыло, расположенное в середине фюзеляжа. Угол его стреловидности составлял рекордные 55 градусов — решение, необходимое для отодвигания критического числа Маха и борьбы с опасным явлением волнового кризиса на скоростях, близких к звуковой. Для управления на таких режимах требовалось и принципиально новое оперение. Ла-190 получил высокорасположенное цельноповоротное стабилизатор ромбовидной формы с углом стреловидности по передней кромке в 60 градусов. Это обеспечивало эффе
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

В разгар послевоенной авиационной гонки, когда холодная война диктовала необходимость стремительного технологического рывка, ОКБ Семена Алексеевича Лавочкина приступило к созданию истребителя, который должен был стать качественным скачком вперед. Этой машиной стал экспериментальный Ла-190 — не просто самолет, а настоящая летающая лаборатория, воплощение самых смелых идей своего времени.

Конструкция Ла-190 была радикально новой и не имела аналогов в советской практике. Его сердцем стало невероятно тонкое стреловидное крыло, расположенное в середине фюзеляжа. Угол его стреловидности составлял рекордные 55 градусов — решение, необходимое для отодвигания критического числа Маха и борьбы с опасным явлением волнового кризиса на скоростях, близких к звуковой. Для управления на таких режимах требовалось и принципиально новое оперение. Ла-190 получил высокорасположенное цельноповоротное стабилизатор ромбовидной формы с углом стреловидности по передней кромке в 60 градусов. Это обеспечивало эффективность рулей на сверхзвуке. Чтобы справиться с огромными аэродинамическими нагрузками, на самолете впервые в СССР было применено необратимое бустерное управление (гидроусилители) на всех рулевых поверхностях — элеронах и рулях. Пилот уже не мог физически повернуть руль без помощи бустеров, что знаменовало конец эры чисто механического управления в скоростной авиации.

Силовой установкой должен был стать новейший турбореактивный двигатель АЛ-5 конструкции Архипа Михайловича Люльки. На тот момент это был один из самых мощных отечественных ТРД с расчетной тягой в 5000 кгс. Конструкторы уже видели перспективу: базовая версия могла быть доведена до 5500 кгс, а в будущем планировалось оснастить двигатель форсажной камерой, которая дожиганием топлива за турбиной увеличивала бы тягу еще на 25-30%, что было революционной идеей для начала 50-х. Вооружение машины, состоявшее из двух мощнейших пушек Н-37 калибра 37 мм, и радиолокационный прицел «Коршун» должны были сделать Ла-190 всепогодным перехватчиком, способным бороться с любым воздушным противником.

Работы над проектом, стартовавшие в 1949 году, сначала шли полным ходом. Однако бурное развитие реактивной авиации и появление новых госзаданий, в частности, связанных с реакциями на войну в Корее, заставили ОКБ Лавочкина перераспределить силы. Темпы по «190-му» замедлились. Несмотря на это, в июне 1951 года опытный образец поднялся в небо. Машину поручили испытать одному из лучших пилотов страны — А.А. Кочеткову.

До 17 августа 1951 года было совершено всего 8 полетов. Виной всему стала хроническая «недоведенность» двигателя АЛ-5, которая преследовала многие перспективные проекты того времени. Приказом Министерства авиационной промышленности (МАП) испытания были официально приостановлены, а впоследствии, из-за колоссальной загрузки ОКБ более приоритетными темами, так и не возобновлены.

Но даже этих восьми полетов хватило для триумфа. Ла-190 блестяще подтвердил правильность всех своих смелых конструкторских решений: управляемость на высоких скоростях, работу бустеров и аэродинамику крыла. Главное же достижение было впереди. В одном из полетов Кочеткову удалось разогнать самолет и в горизонтальном полете достичь скорости 1190 км/ч на высоте 5000 метров. Это соответствовало числу Маха M=1,03. Таким образом, Ла-190 и ОКБ Лавочкина вошли в историю как пионеры в преодолении звукового барьера не в пикировании, а именно в горизонтальном полете, что доказывало возможность создания стабильно сверхзвукового самолета.

Однако сама судьба, вернее, неумолимый ход технологического прогресса, оказалась против Ла-190. К моменту его испытаний стало ясно, что эра пушечных истребителей ПВО подходит к концу. Скорости реактивных бомбардировщиков росли, и перехватчик должен был не просто догнать цель, а сделать это с первого захода, гарантированно поразив ее. На смену пушкам шли управляемые ракеты «воздух-воздух». Ла-190, будучи технологическим шедевром, опоздал буквально на пару лет и стал лебединой песней эпохи сверхзвуковых пушечных истребителей, оставшись в истории как смелый, но не пошедший в серию эксперимент, который, тем не менее, дал бесценные данные для всего последующего развития советской сверхзвуковой авиации.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

Краткие тактико-технические характеристики:

Экипаж: 1,

двигатель: 1 x ТРД АЛ-5, 5000 кгс,

размах крыла: 9.9 м,

длина: 16.35 м,

площадь крыла: 38.93 м2,

взлётная масса: 9257 кг,

масса пустого: 7315 кг,

макс. скорость: 1190 км/ч,

потолок: 15600 м,

дальность: 1150 км,

вооружение: 2 х 37 мм пушка Н-37.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

----------------------------------------------------------------------------------------------
Привет! Я Ира — хозяйка этого канала, на который Вы еще не подписались. Я не стюардесса и не пилот, но
безумно люблю небо и самолёты! ✈️❤️ Подпишитесь на меня, а я продолжу радовать Вас интересным контентом. Ведь я стараюсь для Вас, правда?

Я не стюардесса и не пилот, но безумно люблю небо и самолёты!
Я не стюардесса и не пилот, но безумно люблю небо и самолёты!

----------------------------------------------------------------------------------------------

Больше информации по самолетам России здесь.