Памятник самому себе, магазин «коровьи яйца», автобус «Москва — Ялта» и многое другое — в новой статье про Серпуховскую площадь (в советский период).
Ссылку на свою первую статью об этой площади (до революции) приведу ниже.
Крамольное гнездо
Соседство с огромной типографией Сытина сделало Серпуховскую центром революционных бурь. Уже в 1905 году здесь проходили столкновения боевиков с драгунами и казаками. Дело окончилось пожаром в типографии, которую сожгли отступавшие революционеры.
Во время октябрьского переворота площадь была надежным тылом красных. Они устроили склады оружия в кинотеатре «Великан» и перевязочный пункт — в кофейне «Франция».
Три имени
В 1918 году Серпуховскую назвали в честь Карла Либкнехта, ав 1922-м переименовали во второй раз — в память о погибшем в 1917-м рабочем Добрынине. Правда, название Добрынинская победило далеко не сразу. В живой народной речи площадь еще долго оставалась Серпуховской, это имя порою звучало даже в 60-х.
Красный «перформанс»
Первое, что сделали на площади большевики — это поставили бюст Салтыкова-Щедрина (почему не Островского? в таких местах было б логичнее). В мерзнущей и голодающей Москве памятники росли как грибы. Практически ничего до нас не дошло… ибо ваяли из бетона и палок.
Второе изменение — часовню уничтожили. Это случилось уже в 1920-х.
На площади сто лет назад было нескучно. Вот первомай 1923-го. За всадником с гигантским молотом в руках движется клетка с манекенами«эксплуататоров». Читал, что после окончания подобных шествий куклы классовых врагов швыряли в Москву-реку.
А вот такую композицию посреди площади воздвигли ближе к концу 1920-х:
Эту башню с именами строек социализма отгрохали в 1931 году:
На юго-западной стороне Добрынинской, в начале Коровьего вала, построили универмаг «Красное Замоскворечье».
Наполеоновские планы
А в остальном... с царских времен площадь почти не менялась.
Хотя у Сталина были наполеоновские планы в отношении Москвы. Добрынинскую собирались сделать южными воротами московского центра. Вот один из проектов, принадлежащий Алексею Щусеву:
Хотели снести все старые дома без исключения и превратить овал площади в огромный квадрат. По его северной стороне должен был вырасти четырнадцатиэтажный дом, южную сторону занял бы колоссальный театр с колоннами, в стиле раннего Ренессанса.
Этот проект остался на бумаге.
В Ялту на такси
Зато осуществились некоторые другие «фантастические» замыслы. Семьдесят лет назад отсюда ездили автобусы из Москвы в Симферополь и Ялту.
14 пассажиров сидели в самолетных креслах, на окнах были шелковые занавески. Стоило это удовольствие 182 с половиной рубля (тариф 1951 года). Время пути— около 40 часов, примерно как у тогдашнего скорого поезда. Были еще такси (!) «Москва — Ялта», дорога занимала около полтора суток. Естественно, предполагалась ночевка в гостинице.
Путешествия на юг начинались у Добрынинской площади, на улице Житная, где в 1950-х и 60-х был автовокзал.
«Коровьи яйца»
В 50-х —60-х Добрынинская площадь была средоточием «элитной» торговли. Помимо знаменитого универмага здесь работали «Аптека «№ 2», и «Пивной зал № 2». В пивной стоял швейцар и круглые столы из цельной плиты мрамора, кресла из дуба и обитые натуральной кожей диваны. Пиво никогда не разбавляли. Что же касается аптеки, то она действует до сих пор и через два года отметит двухсотлетний (!) юбилей в одном и том же здании. Это одна из двух старых Феррейновских аптек в Москве.
Еще одну вывеску, «Колбасы», в 80-х читали с ударением на последний слог: «КолбасЫ!». Колбасный духи длинная, словно кометный хвост, очередь вырывались на площадь. Как уверяет старожил,
«тут отоваривалось пол Москвы и, по-моему, Подмосковье тоже»
Раньше, примерно в 1960-х, на этом месте располагался гастроном с народным именем «Коровьи яйца». Можно было услыхать такие диалоги:
«Где это ты достала такую прекрасную ветчину? Ведь это, наверное, от тамбовского окорока? Неужто у "Трёх поросят" на Мытной?»
«Нет - в "Коровьих яйцах"»
Абсурдное название родилось благодаря вывескам между витринами. Простенки были узкими, и умещалось только по одному слову в ряд:
СЫР
МАСЛО
КОРОВЬЕ
ЯЙЦА
В соседнем здании работали (дверь в дверь) пельменная — и общественный туалет. Случалось, посетители путали двери и попадали в неловкие ситуации.
Конец старинной площади
Площадь была разрушена в 1960-х, сохранилась только часть домов с ее северной стороны. В одном работали«Коровьи яйца», в другим была и есть аптека. Южные здания, там, где располагалась знаменитая пивная, пали жертвой реконструкции. В этот момент под площадью пробили Добрынинский тоннель.
Уже в 60-х место сделалось настолько оживленным, что пришлось замерять уровень шума. И если основную часть Садового кольца еще в 30-храсширили за счет вырубки древних садов, то на южном, замоскворецком отрезке садов не было и прежде. Поэтому решили ломать здания. Так получилась бесформенная транспортная развязка без намека на какой-либо архитектурный ансамбль.
Под площадью прорыли переход длиною в четверть километра, по которому и сейчас можно обойти Серпуховскую кругом. Говорят, некоторые граждане даже теряются! В советское время в этих переходах процветала нелегальная торговля, где можно было (по цене «черного рынка») купить много интересного — от заграничных джинсов до билета в Большой театр.
А за стеклом открывался вид на Добрынинский тоннель (теперь этого вида нет).
Я памятник себе
1 января 1950 года в южной части площади открыли станцию метро, которую по старой памяти назвали «Серпуховская» и только в 1961 сделали «Добрынинской». Вскоре пришлось заметать следы культа личности, и на панно в наземном вестибюле портрет Сталина переделали в портрет Гагарина.
Сталиных на этой станции было целых три штуки: большая статуя в наземном вестибюле (ее просто сняли), эта мозаика, а еще барельеф внизу, в конце большого зала (превращен в панно «Утро космической эры»).
А в революционный юбилей (1967) на улице, у входа в вестибюль, скульптор Распопов воздвиг бюст большевика Добрынина. Кто он такой, мало кто помнил. С разных сторон звучат такие реплики: «в детстве я думал, станцию назвали в честь богатыря». И даже место рядом с монументом некоторые именовали «у Добрыни».
Официальная версия гласит: памятник сооружен по просьбе пионеров. Но кто придумал срежиссировать и «организовать» такую просьбу?
Ответ есть в интервью с архитектором Ильей Лежавой, который лично знал скульптора, работавшего в двух шагах от станции метро.
«Так у этого Гены Распопова не было денег. И когда станцию переименовали, он пришел, там, в райком, куда, я не знаю, и сказал: «А хотите стелу, и там портрет?» — «Да, давай». А поскольку изображения этого Добрынина нигде не было, то он слепил себя, и это он там».
В общем, изваял памятник себе.
А достоверное изображение Добрынина все-таки существует— на могиле, только скульптор мог о нем не знать. Это теперь все просто, с Интернетом…
Если понравилась статья, поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.