Не было бы счастья, да несчастье помогло – быть может именно так можно было бы назвать эту историю, прогремевшую в Ленинграде, да и в Москве. Когда удалось убрать из власти двух беспринципных людей, готовых ради своего места на всё. Всё началось с того, что группа политических «тяжеловесов» из Кремля решила отодвинуть от Хрущёва его «правую руку» – Фрола Козлова, которому глава государства безгранично доверял и поручал самые трудные дела. А ещё – называл своим преемником.
Такого преемника не хотел никто. Козлов был невероятным консерватором, а ещё – человеком достаточно глупым и жестоким. Если его оппонент был ниже рангом – сразу предлагал сажать и расстреливать. Достаточно сказать, что во время восстания в Новочеркасске, Фрол Романович был послан туда на переговоры. А дал приказ стрелять в толпу безоружных рабочих. 25 человек лишились жизни. Многие были посажены. После этого Козлов бушевал ещё некоторое время – настаивал, чтобы в город пригнали составы, загрузили туда «провинившихся» и депортировали куда-нибудь на Севера. «Угомонил» его только Хрущёв.
В «верхах» власти Козлова или любили, или презирали. Кому-то нравилось его умение следить за своей внешностью и полная послушность Хрущёву, другие прямо называли его ограниченным. Летом 1959 года журнал «Тайм» поместил его портрет на обложку. Хрущёву это понравилось и он ещё раз убедился, что выбрал правильного преемника. В 1960 году Хрущёв забрал любимца на пост 2 секретаря ЦК КПСС. Но тот уже метил на первую роль. В доверительном разговоре он однажды сказал Микояну, что Никита Сергеевич может ездить по всему миру, а мы будем управлять в стране.
Группа Брежнева решает, что нужно срочно искать компромат на Козлова. Более всего Хрущёв ненавидел взяточников. Глава государства считал – партия обеспечивает коммуниста на посту всем необходимым. Поэтому если он ворует, наказание должно быть немедленным и суровым, вплоть до расстрела. И невзирая на лица. Поэтому в этом направлении и решили искать. А тут узнали, что жители Ленинграда заваливают горком и милицию жалобами на взятки и нарушения в торговле и общепите. Это было то, что нужно.
Считается, что заговорщики, замыслившие свергнуть Хрущёва, впервые собрались вместе в Кисловодске зимой 1962 года. Здесь был Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Николай Игнатов, министр обороны Родион Малиновский и 1 секретарь Ставропольского крайкома партии Фёдор Кулаков. После обсуждения плана дальнейших действий они переговорили с возможными союзниками, которых набралось немало. Среди них оказались председатель КГБ В. Семичастный, секретарь ЦК Н. Подгорный, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Брежнев и ряд других товарищей...
С конца 1947 года изголодавшийся за войну Ленинград отнесли к первой категории снабжения. И старались, чтобы здесь было всё. Здесь на прилавках действительно лежали продукты, о которых в других городах могли только мечтать.
Сказочную должность в Ленинграде занимал Георгий Зуйков. Он заведовал торговыми базами. Что было значительно прибыльнее, чем даже 1 секретарь обкома. Ведь все самые редкие и модные товары проходили именно через него. С ним старались дружить все начальники.
Человек этот был крайне изворотливый и подлый. Ещё в годы войны он работал в Ленинграде в учреждениях, обеспечивающих город продовольствием. И тогда за продукты он сумел выменять немало ценностей и даже шедевров живописи. А потом ему повезло – кто-то из знающих о его махинациях умер, другие покинули город. И он «вышел сухим из воды». Вероятно немало ленинградцев умерло с голоду из-за его махинаций. Но он продолжал бы и дальше воровать, если бы не расследование, которое начал КГБ в отношении ленинградских торгашей, как самых проворовавшихся подчинённых Козлова.
Пока он работал 1 секретарём горкома партии, жалобы на торговых работников действительно шли потоком, но он никак не реагировал. И зачем было реагировать, если Козлов сам поставил Зуйкова на этот пост и тот щедро с ним делился?
Зуйковы жили роскошно. Только никак не могли придумать, где хранить наличные деньги и ценности с золотом. Наконец решили. Дочь Зуйкова шести лет умерла от тяжёлой болезни. И они посчитали самым надёжным хранить всё...за оградкой её могилы. «Безутешный папа» закопал там три бидона по 30 литров и постепенно их заполнял.
...Оперативники, установившие наблюдение за «главным торгашом» города удивлялись – тот каждую неделю ходил на Волковское кладбище к дочери. И это было бы по-человечески понятно. Но странно было, почему всегда в сумерках (почти ночью) и с лопатой! Они старались наблюдать аккуратно – быть может отец просто слегка сошёл с ума от горя? Только всё оказалось намного прозаичнее и циничнее.
В 1962 году милиция, с участием представителей КГБ, решилась сделать раскопки на кладбище. И к своему потрясению нашла три большущих бидона. Оттуда достали 1616 монет царской чеканки, 200 золотых и 5 тысяч обычных бумажных американских долларов. А также 13 кг золота и 3 рулона золотой фольги. После этого 30 тыс. рублей в квартире и целая шкатулка ювелирных украшений в квартире показались «сущей мелочью». Всё вместе тянуло на хищение в особо крупных размерах. С наказанием от 8 до 15 лет или – высшая мера.
Разбираться с клубком махинаций ленинградских торговых работников бросили следователя по особо важным делам Александра Кирпичникова. Крайне сложно было установить до копейки масштабы воровства. Нужны были не просто показания и признания, но и десятки ревизий, а затем экспертиз, доказывающих хищение. Но он блестяще справился с делом. Шерстили всех представителей торговли города – от баз, до продавцов в магазинах, где различные напитки шли «в разлив».
Фрол Козлов долгое время даже не предполагал о расследованиях, которые развернули его противники. Когда же узнал о первых арестах в Ленинграде людей, которых ставил он, ему стало плохо прямо на рабочем месте. Еле откачали.
Следователь Кирпичников объявил войну ленинградской торговой верхушке. Он пришёл на закрытое собрание директоров и заведующих магазинами, где сказал – если в течение 10 дней любой из них явится с повинной, это зачтётся как смягчающее обстоятельство. После его ухода торгаши покрутили пальцами у виска. А через 10 дней часть из них уже сбежало, другие были арестованы.
В конечном счёте на скамье подсудимых оказалось 52 работника торговли и чиновников различной ведомственной принадлежности и уровня. У них было 46 адвокатов. Но по доказанности улик помочь подопечным они уже мало чем могли. Из Москвы пришло указание – судить всех по полной строгости советского закона. Так правосудие наконец настигло Георгия Петровича Зуйкова, который наживался ещё в блокаду Ленинграда. Его приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение в 1963 году.
Когда взяточников-торгашей в Ленинграде разгромили, обо всём в подробностях доложили Хрущёву. Особый акцент был сделан на том, что всё это зарождалось и укреплялось при Фроле Козлове. Хрущёв вызвал Козлова и устроил ему жёсткий «разнос». Когда тот ещё и попытался оправдаться, Хрущёв потребовал немедленно убираться. Окончательно выведенный из себя, Никита Сергеевич запустил в спину теперь уже бывшему любимцу каким-то тяжёлым предметом со стола.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Фрола Романовича настолько душили злоба, разочарование и желание мести, что вскоре у него случился инсульт. А через пару лет он умер. Уже будучи у власти, Брежнев разрешил торжественно похоронить его в Кремлёвской стене. Так закончилась история смены власти, благодаря которой были наказаны многие негодяи.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.