- Я же дочка ваша, барин, пощадите, разве можно творить такое! - в голос рыдала Анютка. - Я же дочь ваша!
Пока дюжие сподручные барина срывали с нее сарафан, бедняжка все повторяла: "Я же дочь ваша, разве ж можно, барин, Бог не велит!".
Лев Дмитриевич Измайлов был человеком знатным, заслуженным и уважаемым, и потому считал, что уж в своей-то усадьбе он может творить все, что ему заблагорассудится.
Родился Измайлов в селе Милославском Скопинского уезда Рязанской губернии. Представитель славного рода Измайловых-Толстых, по отцовской линии внук русского посланника в Китае Льва Васильевича Измайлова; по материнской - внук графа Ивана Гендрикова, племянника самой императрицы Екатерины I.
В 1775 году 11-летнего Левушку записали в лейб-гвардии Семеновский полк,а уже в 1783 году в возрасте 19 лет Измайлову был присвоен офицерский чин.
В 1788 году Лев Дмитриевич отправился на войну со шведами. На поле брани проявил храбрость и смекалку, за что в 1789 году был произведен в полковники, а также награжден орденом св. Георгия 4-ой степени.
Не на последних ролях Измайлов был и во время подавления польского восстания, Отечественной войны 1812 года, а также при Заграничном походе русской армии.
В 1814 году Лев Дмитриевич подал рапорт об отставке и выехал на постоянное место жительства в собственное имение Хитровщина в Тульской губернии.
Хитровщина - село большое, но небогатое. Двухэтажный особняк барина стоял в самом центре. Неподалеку - церковь, куда неженатый Измайлов ходил молиться. Далее располагались крестьянские дома, за которыми начинались бескрайние тульские просторы.
Для крестьян возвращение барина было радостью. Верили крепостные, что батюшка Лев Дмитриевич наладит их жизнь. Увы, надеждам этим сбыться было не суждено.
Измайлов уже вскоре после приезда проявил свой крутой характер, и вскоре Хитровщина превратилась в сущий ад. За малейшую провинность крестьян, причем, как мужчин, так и женщин, жестоко секли на конюшне.
Знакомый с военной муштрой Измайлов создал из самых крепких и послушных мужиков эдаких "опричников", готовых ради барских подачек и милостей на все.
Но самое ужасное, Лев Дмитриевич оказался невиданным беспутником, и "взял наперечет" всех красивых крестьянок Хитровщины.
В 1815 году Измайлов приказал своим слугам отобрать тридцать самых красивых дворовых девок в возрасте от 13 до 22 лет. Из этих красавиц был создан первый барский сераль Льва Дмитриевича.
Одной из бедняжек, оказавшейся в гареме Измайлова, стала крепостная девушка Анюта. Сказывали, что она считалась самой красивой в Хитровщине, и генерал сразу же положил на нее глаз.
Анюта, не дожидаясь, пока барин явится к ней ночью, сбежала из сераля, но была поймана и порота на конюшне. Бедняжке Измайлов сообщил, что теперь она станет "подарком для гостей".
А гостей у Льва Дмитриевича всегда было много - и в основном, старики.
Об ужасах, творимых барином в Хитровщине, неоднократно докладывали в Петербург. Известно об этом было и императору Александру I. Однако власти до поры до времени не хотели наказывать уважаемого человека, проливавшего кровь за Отечество.
Попытки урезонить Льва Дмитриевича успехом не увенчались. Даже установленный над имением надзор губернских властей оказался бессилен: Измайлов, дававший взятки направо и налево, легко "умаслил" тульских чиновников.
Беззаконие в Хитровщине продолжалось. Наложницы регулярно рожали барину детей, но выжило только трое - Дмитрий, Екатерина и Анна.
Последнюю девочку родила Льву Дмитриевичу вечно наказанная и ненавистная Анюта.
К Дмитрию и Екатерине Измайлов относился по-доброму, а вот Анну невзлюбил. Как только девочке исполнилось пятнадцать, затребовал ее к себе. Анна, как и мать, сбежала. Девушку поймали, Лев Дмитриевич самолично ее высек, а затем отправил на скотный двор.
Лишь после того, как один из помещиков-соседей сообщил в Петербург о том, что в Хитровщине секут крестьян до смерти, следствие было начато.
В имение прибыли столичные следователи, которые взяли показание у девушек из крепостного гарема. Рассказанное потрясало.
По приказу Льва Дмитриевича во флигеле усадебного дома был оборудован "терем" для крестьянских девок.
На все окна были установлены решетки - как в тюрьме. Наложниц выводили на улицу лишь для визита к барину - в дом или в баню, также были позволены краткие прогулки в сопровождении измайловских "опричников" и крестьянских "мамок". Своих родителей девушки не видели.
Анюта и несколько других девушек рассказали о специфическом "гостеприимстве" генерала Измайлова. К дорогим гостям Лев Дмитриевич отправлял провинившихся обитательниц "гарема".
Увы, несмотря на собранные доказательства, делу не был дан ход - уж очень уважаемым человеком был Измайлов, в тому же, показания крестьянского сословия традиционно считались сомнительными.
Лишь в 1830 году хитровщинскому делу был дан ход. Из Петербурга был прислан инкогнито полковник Шамин, который втерся в доверие к Измайлову и полностью его разоблачил.
Шамин отправил на Высочайшее имя подробное донесение о злоупотреблениях Льва Дмитриевича. Император, прочтя документ, велел взять под опеку самого Измайлова. Тульским губернским властям вынесли выговор.
Лев Дмитриевич поселился в Туле. Генерал отписал сыну Дмитрию, числившемуся к тому времени мещанином, 100 тысяч рублей. Дочери Екатерине Измайлов дал солидное приданое, позволившее ей выйти замуж за дворянина Александра Малышева, будущего градоначальника Костромы.
Младшей и нелюбимой дочери Анне Лев Дмитриевич не отписал ни копейки: молодая крестьянка продолжила работать на скотном дворе.
В 1874 году в возрасте 70 лет генерал Измайлов умер. Имение Хитровщина по наследству перешло двоюродному племяннику покойного, графу Николаю Толстому.
--------------------------------
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться - это важно для развития канала.
Всем добра!