Найти в Дзене
Строительный мир

90 млн ₽ за километр: из чего складывается ж/д путь

Железная дорога - это не только магистрали РЖД. Есть ещё подъездные пути: их строят под заводы и склады, часто -частные подрядчики. На таких проектах видно, из чего складывается цена «за километр». Ниже - бюджет РЖД на 2025 год и приближённая смета для ровного участка 1 км, без мостов, водопропускных труб, переездов, ЛЭП и СЦБ. Просто «земля + путь». Итог НСП: ≈ 35,85 млн ₽ Работы: Итог ВСП: ≈ 54,186 млн ₽ НСП 35,85 + ВСП 54,186 = ≈ 90,0 млн ₽
Это оценка для ровного участка без сложных инженерных объектов. Любые мосты, переезды, дренажи, перенос сетей и СЦБ легко удваивают смету. Если смотреть по материалам, лидируют рельсы Р65: ≈ 18,3 млн ₽ на 1 км.
Второе место -суглинок для основания: ≈ 16,0 млн ₽.
Дальше -скрепления (≈ 10,2 млн ₽), шпалы (≈ 8,6 млн ₽) и балласт (≈ 4,5 млн ₽).
По работам крупная строка -укладка пути: ≈ 8,8 млн ₽. Один километр «простого» пути -около 90 млн ₽. Самый дорогой материал -рельсы Р65. Но главная экономия приходит не из скидки на металл, а из геолог
Оглавление

Железная дорога - это не только магистрали РЖД. Есть ещё подъездные пути: их строят под заводы и склады, часто -частные подрядчики. На таких проектах видно, из чего складывается цена «за километр».

Ниже - бюджет РЖД на 2025 год и приближённая смета для ровного участка 1 км, без мостов, водопропускных труб, переездов, ЛЭП и СЦБ. Просто «земля + путь».

Бюджет РЖД на 2025 – коротко

  • Инвестпрограмма: 890,9 млрд ₽ (утверждена советом директоров/правительством в декабре 2024).
  • Куда пойдут деньги (основные статьи):
  • 298,5 млрд ₽ - капремонт пути (~4,5 тыс. км), модернизация автоматики/связи/энергоснабжения, пассажирская инфраструктура и безопасность;
  • 116,9 млрд ₽ - проекты Восточного полигона;
  • 67,2 млрд ₽ - Центральный транспортный узел;
  • 46 млрд ₽ - подготовка к ВСМ Москва—Санкт-Петербург;
  • 257,2 млрд ₽ - обновление подвижного состава (план ≈400 локомотивов и 239 вагонов МВПС).
  • Оговорка: с учётом переходящих остатков 2024 года фактический объём инвестпрограммы может превысить 900 млрд ₽ (заявление гендиректора РЖД).

Два больших блока расходов

  • Нижнее строение пути (НСП): земляные работы и основание.
  • Верхнее строение пути (ВСП): балласт, шпалы, рельсы, скрепления и работы по укладке.
-2

Нижнее строение: земля и основание

Работы и техника (с вывозом грунта, НДС включён, без материалов):

  • разработка и срез ПРС (9 м ширина × 0,8 м глубина × 1 км) -≈ 4,5 млн ₽
  • засыпка и уплотнение суглинком -≈ 11,7 млн ₽
  • засыпка и уплотнение песком -≈ 1,4 млн ₽
    Итого работ: ≈ 17,6 млн ₽

Материалы:

  • суглинок (9 м × 1,4 м × 1 км = 18 900 м³, по 848 ₽/м³) -≈ 16,0 млн ₽
  • песчаная подушка (4 м × 0,4 м × 1 км = 2 240 м³, по 1 006 ₽/м³) -≈ 2,25 млн ₽

Итог НСП: ≈ 35,85 млн ₽

Верхнее строение: балласт, шпалы, рельсы

Материалы:

  • щебень (фр. 25–60 мм), 1 600 м³ × 2 768 ₽ -≈ 4,5 млн ₽
  • шпалы ЖБ (эпюра 1 840 шт/км, по 4 690 ₽) -≈ 8,6 млн ₽
  • рельсы Р65 (65 кг/м; на 1 км пути нужно 2 000 м → ≈ 130 т, по 141 250 ₽/т) -≈ 18,3 млн ₽
  • стыковые накладки + болты (звеньевой путь, стык/25 м) -≈ 2,2 млн ₽
  • рельсовые скрепления (на 1 840 шпал с двух сторон → 3 680 комплектов) -≈ 10,2 млн ₽

Работы:

  • укладка и балластировка щебня -≈ 0,7 млн ₽
  • укладка пути (путеукладчик + бригада, 8 814 ₽/м) -≈ 8,814 млн ₽
  • выправка-подбивка-рихтовка -≈ 0,886 млн ₽
-3

Итог ВСП: ≈ 54,186 млн ₽

Сумма за километр

НСП 35,85 + ВСП 54,186 = ≈ 90,0 млн ₽
Это оценка для ровного участка без сложных инженерных объектов. Любые мосты, переезды, дренажи, перенос сетей и СЦБ легко удваивают смету.

Так что же самое дорогое?

Если смотреть по материалам, лидируют рельсы Р65: ≈ 18,3 млн ₽ на 1 км.
Второе место -суглинок для основания: ≈ 16,0 млн ₽.
Дальше -скрепления (≈ 10,2 млн ₽), шпалы (≈ 8,6 млн ₽) и балласт (≈ 4,5 млн ₽).
По работам крупная строка -укладка пути: ≈ 8,8 млн ₽.

От чего пляшет бюджет

  • рельеф (высоты/выемки, грунтовые воды);
  • объём дренажа и геотекстиля;
  • толщина балластной призмы;
  • тип пути (бесстыковой дороже звеньевого);
  • логистика материалов (плечо доставки = деньги).

Вывод

Один километр «простого» пути -около 90 млн ₽. Самый дорогой материал -рельсы Р65. Но главная экономия приходит не из скидки на металл, а из геологии, проекта и логистики: хороший изыск + нормальная логистика и эпюра под реальную нагрузку экономят больше, чем торг за копейку на шпале.

Подпишись на канал - оставляй свои комментарии!