Вообще, я считаю признаком хорошего тона, если автор сразу, с места в карьер сообщает читателям, когда, собственно, происходит действие его романа. Желательно на первой странице. В крайнем случае в первой главе, в прологе допустимо еще поинтриговать немного. Но не сказать этого вообще, на протяжении всего, очень пухлого томика – это мощно, конечно, лишь к концу первой трети (!) романа Филипа Фракасси я примерно понял, что это у нас за годы.
Причем, из небольшого уточнения, которое легко пропустить. Главный злодей Джим выдает себя за ветерана-инвалида, вот только автор почему-то не счел нужным уточнить, в какой именно из войн США Джим якобы принимал участие. Оказывается, он фальшивый ветеран Вьетнама, спасибо, хоть не Гражданской войны. Итого, если этому персонажу под 50 лет, ранение он (типа) получил лет в 20, то с учетом того, что американцы ушли из Вьетнама в 1973-ем, у нас начало нулевых годов XXI века.
А я-то всё голову ломал – ерунда ведь какая-то у Фракасси местами. Так хоть что-то встало на свои места. Если книга новая (написана в 2022 году), а повествование идет о нашем обычном мире (современные США), то интуитивно как-то воспринимается, что и время действия романа – начало 20-х, ну, в крайнем случае, 10-е года нашего века.
Тут надо заметить, что авторам хорроров и триллеров (как в писательском деле, так и в кино) становится всё труднее и труднее прописывать сюжеты, поэтому вполне понятно их желание (в книгах это сделать легче) откатиться назад в прошлое. Главная проблема авторов ужасов (да и детективов тоже) в современной оперативности связи между людьми и наличием этой самой связи.
Вот и у Филипа Фракасси его центральное преступление – похищение школьника Генри прямиком из школы (способом, описанном в романе), никак не могло случится в наше время, вот в 90-е годы, или в самом начале нулевых – еще допустим. Хотя всё равно криво.
Но сначала о самом Генри. Мальчонка еще туда-сюда, неприятный типок в целом, но это можно списать на возраст. Но сочувствовать его семейству? Нет, уж увольте, будь они хоть трижды афроамериканцы, я хвала Господу, не в США живу. Только не подумайте, что я этот, как его, расист, вот герой романа «Клан» из этой же серии «Мастера ужасов» - другое дело, там за парня я реально болел.
Мамка у Генри померла, а папка-бухгалтер остался без работы. Выгнали его, конечно, потому что он черный. И несмотря на то, что у папки был обеспеченный младший брат (который бы в любом случае пришел на помощь) этот бухгалтер решает свести счеты с жизнью. Угу, вместе с Генри. Взял пацана типа на прогулку, вышел с ребенком на дорогу и под автобус кинулся. Папку – наглухо, а Генри вот выжил, однако на долго попал в больницу. А вот теперь следим, как автор нанизывает случайности – ну надо же как всё совпало удачно кое для кого.
Случайно тот автобус был пустым, случайно водителем был белый мужик, и совершенно случайно, он был почему-то слегка бухой. Случайно брат самоубийцы работает юристом, а не в подтанцовке у мелкого рэпера. Всё и сложилось – надо транспортную компанию взять и наказать. Добрый дядюшка требовал 10 миллионов, но заключил досудебное на два – транспортники почему-то слились и не стали настаивать на очевидном факте суицида погибшего. А водитель в свою очередь и сам с концами сиганул с моста.
Генри пробыл в больнице полгода и (у нас же всё-таки роман ужасов) обрел телепатические способности, которые очень скоро ему пригодятся в противостоянии со злыми людьми, а также и с неким чудовищем и детенышем этого монстра, обитающими в лесу. Тут претензии уже к обложке – с ней всё не так. И домик побольше, и монстр высотой не с дом, а поменьше человека будет. Да и мишки плюшевого у Генри не было, да и сам Генри – афроамериканец, а не белый.
И вот тут завязывается криминальная составляющая романа. Собственно, бандитам времени уделено на порядок больше, чем монстру и способностям Генри. И накрутил тут автор нелепиц будь здоров. Главный злодей здесь здоровенный афроамериканец Джим, но он по задумке Фракасси не просто отмороженный гигант, а еще и вроде как «Мориарти», преступный мозг. Джим с детства вел блокноты куда записывал свои злодейские планы. Жаль, Филип Фракасси не смотрел наше шоу «Уральские пельмени», иначе он бы понимал насколько глупо Джим выглядит с его злодейскими тетрадками. Номер Андрея Рожкова – «Мало ставить перед собой цели, надо еще и записывать их в блокнот! Ну, вы знаете, где меня найти – возле кулера!»
Итак, очередной гадкий план гадкого Джима. Через своих «агентов» (которые у него натыканы повсюду за несколько десятилетий криминальной карьеры), он прознал об этих двух миллионах долларов. Значит, надо похитить Генри и потребовать выкуп у его семьи (в размере именно двух миллионов не больше и не меньше) – мальчика сразу взял под опеку дядя со своей женой. Здесь и кроется самый главный ляп криминального сюжета.
Кроме самого главаря в банде у Джима – австралиец Лиам, мексиканец Пит и Дженни с Грегом – два разнополых близнеца, карикатурные реднеки, и еще они, как бы это помягче сказать … любят друг друга так же как Серсея и Джейме Ланнистеры. Правда, они настолько тупые, что даже не думают это скрывать, остальным членам шайки их шалости известны. Дженни вдобавок психопатка, зарежет человека и даже не засмеется.
План Джима «Мориарти» воистину адский. Думаете, они просто схватили мальчонку за шкирку, сунули в машину и увезли в ту старую хижину? (В которой, кстати, неведомое существо надумало выращивать себе детеныша, и этот детеныш вот-вот «вылупиться» из куколки.) Нет, этот план не для средних криминальных умов. Для начала австралиец по указке главаря убивает школьного старичка-уборщика. Зачем? А чтобы Джим по поддельным документам инвалида Вьетнамской войны занял место уборщика. И он работает в школе полгода, изображает слабоумного (якобы ранение в голову, но Джим и на самом деле ранен в голову просто по жизни) и даже позволяет издеваться над собой школьным хулиганам. Эти хулиганы, разумеется, белые, а как же иначе?
И только через шесть месяцев Джим похищает девятилетнего школьника Генри, прямо посреди уроков. В нашем переводе 700 страниц, но автор не нашел необходимым пояснить как же Джим воздействовал на мелкого хулигана, который передал от него записку, вызывающего Генри с урока. Таким образом, мальчика заманили в пустое крыло здания, зафиксировали и вывезли на фургоне в лес, где стоит старый домик, типа «объект регионального культурного наследия), но о нем мало кто помнит. То, говорите? Охрана и система видеонаблюдения в школе? Так начало же нулевых, может и прокатит, может и не во всех школах тогда еще так было.
Весь этот дьявольский план имел бы смысл, если бы преступники оставались в тени, но их вычислили на мах, главаря первого, причем он сам всё и запорол самым тупым способом. Да, уж, наверное, слишком сильно вошел в роль, притворяясь отсталым. И стоило огород городить с убийством сторожа, да и того хулигана пришлось убить, а еще бармена (владельца квартиры, где жил липовый ветеран), потому как тот хотел в долю и еще одного школьного хулигана по имени Том - но этого просто из мести за издевательства.
Если похищение было таким открытым, то почему нельзя было просто прийти в школу вечером (известно, что Генри любит задерживаться в библиотеке) и тупо схватить пацана? Кто помешал бы, если охраны нет? Старичок сторож или библиотекарь? Джим запросто мог бы их убить, он же всё равно порешил четырех человек.
И, наконец, что-то автор совсем запутался - я не вижу смысла в похищении именно Генри. У его семьи есть два «лишних» миллиона? Но ведь похищение не тайное (в смысле, оно сразу становится известно широкой общественности), полиция и ФБР узнают о нем даже раньше семьи Генри. Значит, выкуп будет подготовлен вовсе не их тех двух миллионов (которые еще надо снять со счетов), а из казенных денег. Ведь не может же ФБР изъять деньги для выкупа у семьи жертвы? И Джи, кстати, знает о том, что ФБР будет контролировать деньги - он об этом прямо в записке похитителей указал - типа, не пытайтесь нас надурить, мы знаем, какие штучки ФБР использует с деньгами на выкуп заложников!
Другое дело, если бы похитители указали - так, два ляма на бочку и не сметь обращаться в полицию и ФБР, иначе сами понимаете, пацану капут. А так … если выкуп будет «государственный», то почему не похить на раз-два кого-нибудь другого? Например, Джим легче легкого выманил из трейлера парнишку Тома, чтобы тут же злодейски его убить. Почему бы за Тома не потребовать выкуп, чем он хуже Генри? А и правда, чем? Вот тут-то у Филипа Фракасси самое интересное, куда интереснее «ужасной» составляющей его романа, которая на шестьсот страниц тянется жалкой пунктирной линии и только в финал (последние страниц 100) кое-как взрывается эпичным противостоянием «Жабы» (Джим) и «Гадюки» (монстр, которого Генри зовет «Мать»). И да, Генри, героически встает на сторону «Гадюки».
Расизм в книге Филипа Фракасси действительно есть. Но это расизм, направленный против белых американцев. Вот сижу и думаю - автор (кстати, он вполне себе белый американец) то ли неплохой тролль, то ли… как бы сказать помягче, сам не понял, что такого наваял. Посудите сами - похищен афроамериканский мальчик и тут же в его дом сбегается вся королевская конница, вся королевская рать. Полиция, ФБР… Агент Эспиноза потом пафосно форсит - скоро прибудет команда по спасению заложников, а они такие же крутые как морские котики! Дядю мальчика даже берут с собой на военную базу, сажают в вертолет и везут на спасение Генри. Забавно, но в разделе благодарностей автор говорит спасибо старому агенту ФБР, который его консультировал. Точно консультировал? Точно Фракасси его слушал?
А в это же время, погибает белый мальчишка, а еще один исчезает. И что? Посему ФБР не носится с дикими воплями вокруг семей этих детей? Почему они ждут оповещения от похитителей, только относительно Генри (и уже деньги стали выписывать), а насчет второго пацана даже не задумываются о таком варианте? То есть, сейчас проблемы белых шерифа не … не, вы поняли.
В общем, странный роман. Он меня заставил задуматься скорее не о потусторонних силах, а о чем-то другом, Филип Фракасси лавировал, лавировал, но не поймешь вылавировал ли. Если хотите монструозного экшена, смело переверните 600 страниц, и прочитайте последние пару глав.
Однако, второй прочитанный мною роман Филипа Фракасси (год создания 2023-ий) меня увлек уже значительно больше. И именно тем, чем был заявлен - настоящим хоррором. Тут автору правда, пришлось «откатиться» куда подальше, в начало XX века, о чем он на тот раз любезно сообщил читателям уже в первой же строчке.