«Последние залпы»
Экранизация одноименной повести известного писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. Начало мая 1945 года… Советские войска штурмуют Берлин, бойцы и командиры Красной армии с воодушевлением, радостью и огромными надеждами ожидают скорой капитуляции нацистской Германии.
Артиллерийская батарея капитана Дмитрия Новикова находится на территории Словакии. Казалось, что на этом второстепенном участке советско-германского фронта уже отгремели последние боевые залпы, а впереди лишь победные залпы салюта в честь грядущей долгожданной Великой Победы.
Однако неожиданно приходит приказ задержать любой ценой продвижение немецкой танковой группы, вырвавшейся из окружения, и стремящейся вырваться на оперативный простор. Батарее капитана Новикова надлежит преградить путь вражеским танкам и выстоять на занимаемых позициях до подхода подкреплений. Для многих советских артиллеристов это будут действительно последний бой и последние залпы их орудий…
В повести-первоисточнике события разворачиваются поздней осенью 1944 года. Режиссер фильма – Леон Сааков, перенеся время действия картины на первую неделю мая 1945 года, придал ключевому словосочетанию «последние залпы» иной – гораздо более драматический и предельно конкретный смысл.
Подавляющее большинство тех, кто читал повесть «Последние залпы», убеждены, что книга гораздо глубже, шире и более многогранно раскрывает характеры главных и второстепенных героев, чем это показано на экране. Однако фильм, всё равно получился очень достойным по своему содержанию, главному идейному посылу и добротной игре ряда актёров.
Прежде всего, следует отметить первую очень яркую, харизматичную и запоминающуюся игру 23-летнего Юрия Назарова, исполнившего роль капитана Новикова. Этот образ стал одной из первых главных «военных» ролей Юрия Владимировича. В советском и российском кино он сыграл десятки ролей фронтовиков – солдат, сержантов, старшин, офицеров и даже генералов. Однако можно уверено сказать, что киноэкранный образ капитана Дмитрия Новикова, созданный Юрием Назаровым, является одной из лучших его ранних главных ролей.
«Третья ракета»
Экранизация одноименной повести ещё одного известного писателя-фронтовика Василя Владимировича Быкова. Для многих читателей и зрителей проза Василя Быкова ассоциируется, прежде всего, с суровыми по степени своей правды и трагизма повествованиями о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны.
Однако судьбе было так угодно, что в основу сюжета самой первой экранизации произведения одного из самых ярких и самобытных представителей «лейтенантской прозы» легла фронтовая история шести артиллеристов, составлявших расчёт «сорокапятки» – 45-мм противотанкового орудия.
Белоруссия, позднее лето 1944 года. Короткое затишье, которое бойцы артиллерийского расчёта ПТО с радостью используют для физического отдыха и душевной передышки, неожиданно прервалось известием о том, что на позиции батареи движутся немецкие танки. Командир батареи вынужден рассредоточить имевшиеся у него в наличии орудия, чтобы перекрыть все наиболее опасные для прорыва вражеских танков направления.
«Сорокапятка», которой командует старший сержант Желтых, оказывается сначала в изоляции от своих передовых частей, а затем и вовсе в окружении. Как это часто бывает, фронтовая судьба свела в единую команду шестерых бойцов самых разных характеров, довоенных судеб, привычек, менталитета, степени образованности и нравов.
В период затишья, предшествовавшего появлению немецкой бронетехники, на фоне максимально простого и неприхотливого окопного быта шестёрка артиллеристов выглядит и воспринимается совсем иначе, чем их дальнейшее поведение и поступки в реальной боевой обстановке.
Неравный бой, ежесекундные смертельные опасности, подстерегающие расчёт ПОТ при отражении натиска немецких танков, общее отчаянное положение, кризисные и переломные эпизоды битвы всё расставляют по своим местам, безошибочно показывая истинные черты характеров и сущность каждого из шестерых.
Как и в предыдущем случае с экранизацией произведения «Последние залпы», повесть-первоисточник «Третья ракета» по своему содержанию и степени раскрытия глубины человеческих душ, взаимоотношений бойцов расчёта, подлинной мотивации и устремлений главных героев, превосходит фильм. Однако, несмотря на этот факт, военная драма «Третья ракета», безусловно, входит в золотой фонд советского художественного кино, посвященного теме Великой Отечественной войны.
«Пядь земли»
Экранизация одноименной повести советского писателя-фронтовика Григория Яковлевича Бакланова. Август 1944 года. Войска 2-го Украинского фронта готовятся к решающему форсированию Днестра. На правом берегу этой реки советская пехота ценой высоких потерь удерживает небольшой плацдарм, общая площадь которого составляет всего полтора квадратных километра.
Этот плацдарм, имеющий важнейшее стратегическое значение, выглядящий на штабных оперативных картах как незначительная «пядь земли», является главной отправной точкой для развития предстоящего наступления Красной армии, передовые ударные части которой рвутся к границе Румынии.
Плацдарм круглосуточно обстреливается немецкой артиллерией и миномётами с закрытых позиций, удачно расположенных на господствующих высотах. Командир артиллерийской разведки – лейтенант Александр Мотовилов в этой нелёгкой обстановке достаточно успешно выявляет и подавляет орудийным огнём вражеские огневые точки.
В коротких перерывах между боями идёт повествование о судьбах главных и второстепенных героев фильма, среди которых, как это и бывает на самом деле, встречаются разные люди – отважные и малодушные, карьеристы и подлинные герои, чьи подвиги остаются в силу различных причин незамеченными и не поощренными заслуженными наградами.
Проведя нескольких часов в давно позабытой и непривычной обстановке почти мирной жизни, лейтенант Мотовилов по собственной инициативе и настоянию возвращается на плацдарм, чтобы принять участие в отражении очередной вражеской массированной и яростной атаки. В последнем своём упрямом и упорном отчаянии немецкие войска при поддержке танков пытаются сбросить советскую пехоту в воды Днестра.
Александр Мотовилов и его артиллеристы принимают бой, стремясь любой ценой отстоять «пядь земли», от обладания и удержания которой во многом зависит успех последующих наступательных операций фронта. Для многих бойцов и командиров, как пехотинцев, так и артиллеристов эта неравная схватка с врагом станет последней битвой и главным их подвигом…
«Живые и мёртвые»
Данная экранизация первой части одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова является одним из лучших советских художественных фильмов, максимально откровенно и достоверно показавших роковые, трагические, а порой и катастрофические события первых недель и месяцев Великой Отечественной войны.
И хотя среди главных героев фильма нет артиллеристов, но, полагаю, что наверняка, каждый, кто хотя бы один раз вдумчиво смотрел эту замечательную картину, обязательно запомнил эпизод встречи комбрига Фёдора Серпилина с расчётом девятого отдельного противотанкового дивизиона, прошедшим четыреста километров с боями от самого Бреста до восточного берега Днепра в его верхнем течении.
Пересказывать данный эпизод нет смысла, его следует увидеть каждому и обязательно прочесть первоисточник, фрагмент из которого, несомненно послужит важным дополнением к потрясающим по степени своей эмоциональности, истинного патриотизма и героизма кадрам из одноименного фильма «Живые и мёртвые»:
«…Через пятьсот шагов они действительно увидели стоявшую в гуще молодого ельника 45-миллиметровую противотанковую пушку. Возле пушки на толстом слое рыжей старой хвои сидели вперемежку бойцы Хорышева и те пятеро артиллеристов, о которых он доложил Серпилину.
При появлении комбрига все встали, артиллеристы чуть позже других, но все-таки раньше, чем Хорышев успел подать команду.
– Здравствуйте, товарищи артиллеристы! – сказал Серпилин. – Кто у вас за старшего?
Вперед шагнул старшина в фуражке со сломанным пополам козырьком и черным артиллерийским околышем. На месте одного глаза у него была запухшая рана, а верхнее веко другого глаза подрагивало от напряжения. Но стоял он на земле крепко, словно ноги в драных сапогах были приколочены к ней гвоздями; и руку с оборванным и прожженным рукавом поднес к обломанному козырьку, как на пружине; и голосом, густым и сильным, доложил, что он, старшина девятого отдельного противотанкового дивизиона Шестаков, является в настоящее время старшим по команде, выведя с боями оставшуюся материальную часть из-под города Бреста.
– Откуда, откуда? – переспросил Серпилин, которому показалось, что он ослышался.
– Из-под города Бреста, где в полном составе дивизиона был принят первый бой с фашистами, – не сказал, а отрубил старшина.
Наступило молчание.
Серпилин смотрел на артиллеристов, соображая, может ли быть правдой то, что он только что услышал. И чем дольше он на них смотрел, тем все яснее становилось ому, что именно эта невероятная история и есть самая настоящая правда, а то, что пишут немцы в своих листовках про свою победу, есть только правдоподобная ложь и больше ничего.
Пять почерневших, тронутых голодом лиц, пять пар усталых, натруженных рук, пять измочаленных, грязных, исхлестанных ветками гимнастерок, пять немецких, взятых в бою автоматов и пушка, последняя пушка дивизиона, не по небу, а по земле, не чудом, а солдатскими руками перетащенная сюда с границы, за четыреста с лишним верст... Нет, врете, господа фашисты, не будет по-вашему!..»
(Симонов К. М. Живые и мёртвые. Книга первая / Константин Симонов. – М.: Эксмо, 2025. С. 192-193).
«Освобождение»
«Освобождение» – самая масштабная художественная советская киноэпопея, посвященная теме Великой Отечественной войны, не нуждается в специальном представлении или пересказе основных сюжетных линий. Одним из главных персонажей эпической пятисерийной ленты является артиллерист капитан (в дальнейшем – майор) Сергей Цветаев.
Вместе со своими подчиненными и однополчанами он становится участником наиболее важных стратегических операций и сражений второй половины Великой Отечественной войны, внёсших коренной перелом в её ход, дальнейшее развитие и окончательный победный итог.
Курская битва, форсирование Днепра, освобождение Киева и Правобережной Украины, операция «Багратион», освобождение Польши и штурм Берлина – успешное проведение всех этих и многих других операций Красной армии было бы невозможным без активного участия советской артиллерии.
Создатели киноэпопеи «Освобождение», отдавая заслуженную и выстраданную дань уважения главному богу современной войны – артиллерии, многократно наглядно, масштабно, эпично и максимально достоверно для своего времени показали самые драматичные и запоминающиеся события, победоносные и трагические эпизоды, героические подвиги и повседневные будни советских артиллеристов, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны.
Безусловно, наиболее запоминающимися эпизодами всей картины стали сцены боёв, в которых советские артиллеристы отражают танковые вражеские атаки, на острие ударов которых действуют тяжёлые танки «Тигр». Конечно же, запомнились и подвиги наших артиллеристов, штурмовавших «логово нацистского зверя» – Берлин.
Примечательно, что во втором фильме эпопеи – «Прорыв» уже упоминавшийся ранее популярный писатель-фронтовик Юрий Бондарев, являвшийся одним из авторов сценария, впервые «опробовал» на экране ключевые моменты своей повести «Батальоны просят огня», написанной им ещё в 1957 году.
«Горячий снег»
Ещё одна экранизация одноименного романа замечательного отечественного писателя, фронтовика-орденоносца, Героя Социалистического Труда, лауреата многочисленных литературных премий (в том числе зарубежных) Юрия Васильевича Бондарева.
Как и в предыдущем случае, нет необходимости говорить о сюжете фильма, повествующем об одном из ключевых событий Сталинградской битвы – боях у берегов реки Мышкова, где ударные танковые части немецкой группы армий «Дон», рвущиеся к окруженной Сталинградской группировке 6-й германской полевой армии, были остановлены героическими усилиями бойцов и командиров 2-й советской гвардейской армии.
В высшей степени добротный сценарий, созданный на основе превосходного первоисточника, отличный подбор актёров и их не менее замечательная игра, безупречные для своего времени съёмки масштабных сражений (прежде всего, сцены, разнопланово показывающие отражение артиллерийскими расчётами танковых атак), сильнейшие эмоциональные и душевные впечатления, остающиеся после каждого просмотра, независимо от их общего количества – это далеко не полный перечень самых главных и многочисленных достоинств фильма «Горячий снег», одной из лучших советских картин, посвященных теме Великой Отечественной войны.
«Батальоны просят огня»
Очередная замечательная экранизация одноименного произведения Юрия Васильевича Бондарева. Фильм «Батальоны просят огня» по праву считается не только одним из лучших отечественных фильмов, посвященных подвигу советских артиллеристов, участвовавших в форсировании Днепра осенью 1943 года, но и вообще одной из эталонных советских художественных картин, посвященных теме Великой Войны.
Как и в случае с кинолентой «Горячий снег», главными достоинствами фильма «Батальоны просят огня» являются безупречный сценарий, запоминающиеся диалоги, добротная игра большинства актёров, реалистичная и многогранная правда характеров главных героев, достоверно снятые сцены оборонительных боёв, наступления и переправы, отличное музыкальное сопровождение, грамотно воспроизведенная военно-историческая реконструкция (исключение составляют эпизоды, в которых показаны послевоенные образцы советских танков, но это нисколько не снижает общей итоговой отличной оценки).
Ранее в публикации отмечалось, что ряд глав своей повести «Батальоны просят огня» Юрий Бондарев экранизировал в фильме «Прорыв», являющейся второй частью киноэпопеи «Освобождение». Таким образом, поле просмотра картины «Батальоны просят огня» у зрителя есть довольно редкая возможность сравнить воплощение образов главных героев обеих кинокартин, сюжетные линии, батальные сцены, масштабность и эпичность, режиссерскую и операторскую работу.
Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)