Найти в Дзене
Мила Алич

Как выращиваются национальные элиты? Часть 3. Последние два века.

Продолжение.

18-19 век приносит много изменений в характер технологического и политического противостояния России и Запада. Россия многому научилась. Выросло и качество специалистов, дополняющих собственные успехи опытом, полученным на Западе. В разные годы в Европе учились Михайло Ломоносов и Николай Иванович Пирогов, Дмитрий Иванович Менделеев и Иван Михайлович Сеченов. Николай Степанович Гумилев учился в Сорбонне, а знаменитый советский писатель Самуил Яковлевич Маршак незадолго до Революции отучился на филфаке Лондонского Университета. Вы ощущаете, как изменился уровень? Это уже не «Гришка Трифона сын» и не «Васька-скобарь». Это уже люди с мировым именем. Кстати, и сами русские промышленники, купцы по своей инициативе активно учились и перенимали западный опыт, чтобы вернутся и применить все это на Родине.

Помните какими робкими были всходы ещё месяц назад (в прошлой статье). Маленькие листики , перенесенные из субстрата. И вот уже мы видим молодые, готовые бросить вызов открытому грунту кустики.
Помните какими робкими были всходы ещё месяц назад (в прошлой статье). Маленькие листики , перенесенные из субстрата. И вот уже мы видим молодые, готовые бросить вызов открытому грунту кустики.

Известный русский промышленник Акинфий Демидов учил своих детей в лучших университетах Европы: Оксфорде, Фрайбургской горной академии, Гётингенском университете. А уже Николай Никитич Демидов (1773-1828) открывал для своих рабочих собственные училища и активно отправлял учится за границу даже крепостных. В 1848 году список служащих заводов Нижнетагильского округа включал 17 должностных лиц- выпускников технических университетов Шеффилда, Вены, Дрездена, Стокгольма, Парижа. А один из известнейших изобретателей паровоза и парового машиностроения в России, выходец из крепостных Ефим Черепанов сам в свое время был командирован Демидовыми в Англию в 1821 году, а его сын Мирон - в 1833 году.

Промышленнники сами, по своей инициативе открывали училища где учится мог любой, в ком видели потенциал.
Промышленнники сами, по своей инициативе открывали училища где учится мог любой, в ком видели потенциал.

Интересно, что русские, встав в основе сменившей Золотую Орду новой державы, строили свои отношения отнюдь не на примитивных данническо-ясачных отношениях Это не было колонизацией, как пытается нам всем доказать примитивный местечковый национализм, разбросанный по окраинам бывшего СССР и иногда очагово продуцирующийся в границах РФ. Россия не эксплуатировала инкорпорируемые народы. Она вкладывалась в них. Серьезно и основательно, как никогда не делала Орда, а быть может, и кто-либо ещё вообще. И на это были рекрутированы лучшие люди России.
Я интересовалась, как открывался Казанский университет. На базе
Казанской имперской гимназии, построенной еще в 1796 году. А 5 ноября 1804 года Александр I подписал Утвердительную грамоту Казанского императорского Университета и Устав будущего университета. Вскоре П.Г. Пятницкий возведет новое главное здание, а знаменитый русский архитектор М.П. Коринфский будет возводить новые и новые корпуса. Ректором Университета стал знаменитейший русский математик Н.И. Лобачевский в период с 1827 по 1846 год. В разные годы выделялись множество средств для развития Университета.

Здание Казанского федерального университета. Никогда ничего подобного не делала Османская империя для для нас. Лишь после ее исчезновения, мы смогли наконец создать свой Белградский государственный университет (27 февраля 1905)
Здание Казанского федерального университета. Никогда ничего подобного не делала Османская империя для для нас. Лишь после ее исчезновения, мы смогли наконец создать свой Белградский государственный университет (27 февраля 1905)

В Башкирии первый Университет (в Уфе) открылся позже, в 1909 году, а его первым руководителем был А.Н. Лисовский, замечательный преподаватель, ученый-филолог. Однако это не означало, что до того Россия держала башкирский народ "в темноте". Просто часть специалистов-башкир готовили в Москве. Кстати по инициативе Исмаила Тасимова и реорганизации в 1773-м году Горного училища в Санкт-Петербурге, в которое было вложено немало средств, училище стало целенаправленно готовить кадры для Башкирии. На выделенные Екатериной II деньги были выкуплены два особняка у графа Шереметьева и соседний участок у Мусиной-Пушкиной.
К 1864-му году в Оренбургской и Уфимской губернии существовало более 500 различных учебных заведений. Россия занималась образованием инкорпорированных в российское сообщество народов.
Конечно же, если сравнивать с Османской империей, Российская - это небо и земля. Я не помню ни одного университета или школы, которую бы нам открыли османы.
Теперь у России имелся класс образованных людей, которые уже могли делать куда большее, чем просто учится «на Западе», что, в общем, представляет собой пассивную форму перенятия опыта. Они могли уже активно добывать то, что было сокрыто от посторонних глаз. То, что называется разведкой, политическим или промышленным шпионажем. Вероятно, вы помните блестящего русского разведчика
Александра Ивановича Чернышева, военного агента при дворе Императора Наполеона и сделавшего много для победы России в Отечественной войне. Его полные и содержательные отчеты о планах, состоянии, техническом оснащении французской армии были просто бесценны. Образованный, с прекрасными манерами молодой человек имел доступ даже лично к Наполеону и даже завел некоторые отношения, а сестрой Наполеона, принцессой Полиной Боргезе. Впрочем, лишив потомков ответов на нескромные вопросы: настоящие мужчины (тем более русские офицеры) не предают огласке эти темы.
Многие помнят, как русские офицеры
Степан Степанович Лесовский и Николай Алексеевич Арцеулов добыли в США в 1870-х чертежи артиллерийских линкорных башен главного калибра.
В далекой Бразилии работал
Г.И. Лангсдорф, во Франции – П.И Рачковский, В Берлине - А.М. Гартинг.
Россия вырастила собственные элиты, и уже смело пересаживала их в открытый грунт.

Грамотно выращенная элита закаляется и пересаживается в грунт. Она сильна, здорова, вынослива. И она – продуктивна.
Грамотно выращенная элита закаляется и пересаживается в грунт. Она сильна, здорова, вынослива. И она – продуктивна.

Сегодня это практически не встречающиеся фамилии. Революция поставила точку на многих людях, чьи предки поколениями служили Родине. Кому-то пришлось просто покинуть Родину, кто-то сгорел в пламени Гражданской войны, кто-то просто не вынес того тотального разрушения, что принесли стране послереволюционная разруха, голод, упрощение нравов, волна расправ и репрессий.
Как жаль, что любые революции в первую очередь бьют по элитам, истощая интеллектуальное поле страны и те поколения ученых, инженеров, врачей, которые смогла вырастить Россия по окончания нахождения в Орде. Помните я писала о своих воспоминаниях (Господи, я начинаю применять такое слова, как "воспоминания"!) об одной родственной семье питерских врачей:

Помните? А ведь это трагедия целых поколений. Мы будто провели ампутацию самим себе, и за это позже пришлось платить очень высокую цену.
Помните? А ведь это трагедия целых поколений. Мы будто провели ампутацию самим себе, и за это позже пришлось платить очень высокую цену.

И.И. Манухин, известный петербургский врач и ученый тех лет, писал: «Годы 19-20-й, были периодами все нарастающего, из недели в неделю, из месяца в месяц, тягчайшего для нормального человека ощущения какой-то моральной смертоносной духоты, которую даже трудно определить точным словом, разве термином «нравственной асфиксии». Люди были поставлены в условия, когда со всех сторон их обступала смерть либо физическая, либо духовная. Все делается лживо, обманно, враждебно, озлобленно вокруг вас и безмерно, беспредельно, интегрально-беззаконно. Декреты сыплются на обывателя без счета, а закона нет, и самый принцип его отсутствует. Нет ничего удивительного, что русские люди устремились кто куда… Хотелось жить как угодно: в бедности, в убожестве, странником, пришельцем, лишь бы не жить принуждаемым жить не по-совести».
Кризисы везде одинаковы. И это всегда потери. Этим плохи революции - они всегда уничтожают много. Слишком много.

"И уже не важно, чья вина..."
"И уже не важно, чья вина..."

В 1990-е многие люди оказались в тех же ощущениях после разрушения СССР, в дни либеральных реформ и тотального разграбления наследия СССР. История повторяется. Степень тех реформ, что провели «гайдаровцы» по своей глубине и кардинальности мало отличаются от тех, что провели в свое время те, кто приехал в Россию в дипломатических вагонах из Цюриха.
Сегодня в России практически нет национальных элит. Тех, чьи предки стояли у истоков Руси. Нет тех, чьи предки собирали Россию. Нет тех, чьи предки поколениями служили Родине со времен польского вторжения и Отечественной войны 1812 года.
И будет сложно возродить их. Потому что сегодня мы не сформировали тот стержень, вокруг которого должен аккуратно, виток к витку, складываться культурно-ценностный мир российского суверенного государства. Несколько лет назад Россия сделала некоторые полумеры, направленные на исправление трагических ошибок 90-х. Русский народ официально признан государствообразующим (что в общем, ничего не дало ему на практике), убраны из Конституции положения о примате международного права над российским. Россия официально перестала брататься с Западом, и ее президент не танцует "Калинку" и его не не похлопывают по плечу американские президенты.

иногда к нам прходит некто извне. Кто-то встраивается, и становится позже Далем, Лермонтовым Пушкиным. Кто-то наоборот паразитирует на теле России. Первых можно привечать. Как эту дружелюбную ящерицу, деловитого лохматого шмеля или смешного богомола. Они не враги. А с кем то приходится боротся. Кто приезжая, считает что грядки или сад разбиты для него и все должны уступить им место потому что он "спасает" Россию.
иногда к нам прходит некто извне. Кто-то встраивается, и становится позже Далем, Лермонтовым Пушкиным. Кто-то наоборот паразитирует на теле России. Первых можно привечать. Как эту дружелюбную ящерицу, деловитого лохматого шмеля или смешного богомола. Они не враги. А с кем то приходится боротся. Кто приезжая, считает что грядки или сад разбиты для него и все должны уступить им место потому что он "спасает" Россию.

Но даже сегодня в России нет какого-либо четкого ориентира в том, «кем быть, каким быть». Политические метания, суетные рывки от Запада к Востоку, (который в части своих фрагментов порою еще агрессивнее Запада) болота совершенно невнятной идеологии евразийства, которое каждый трактует как может… Я думаю, П.Н. Савицкий перевернулся бы в гробу, увидев дни плова, лезгинки, интернациональные масленицы в современной России, призыв не отмечать день битвы на поле Куликовом и известные заявления в духе «Забудьте про русских в России мы все русские!» Да, он не считал Россию полностью европейской страной в политико-цивилизационном смысле и был абсолютно прав. Но он никогда не считал ее «азиатской страной». Даже рассматривая основу русской нации, он никогда не видел в ней «сборной солянки», а видел в её цивилизационной и культурной основе евразийское славянство, имеющее отличие от своих восточноевропейских собратьев, находящееся в прочном союзе с другими народами России.
Но никогда, будучи "растворенной" в массах приезжих. Союз - да, но не смешение.
Из всего, что я успела прочесть по евразийской тематике тех лет, я поняла главное.
Они не доказывали, что Русь - Азия. Они не считали Русь - Европой. Прочите это еще раз.
И, кстати, евразийцы видели Византию именно евразийским православным государством, которая могла усваивать многие фрагменты чужих культур без перемен в самом цивилизационном фундаменте.
У русских евразийцев сама русская культура - евразийская. Именно она - византийская, русская, соборная, православная. Цельная и живая. Не нуждающаяся в дополнительной "довеске" извне.

Мы будем помогать нашим саженцам, готовить землю, дозированно подкармливать, оценивать почву на рН и регулировать... Это тоже часть большой работы. И конечно боротся с сорняками.
Мы будем помогать нашим саженцам, готовить землю, дозированно подкармливать, оценивать почву на рН и регулировать... Это тоже часть большой работы. И конечно боротся с сорняками.

До сих пор России нет внятной идеологии. А значит, нет объективно признанных базовых ее ценностей, определяющих развитие её дальнейшего культурного пространства. Суверенное государство не может не иметь идеологию. В разные времена она проявлялась в самых разных государственных и народных образах и установках, актуальных к данным историческим периодам, временам. Здесь и "Братья! Не в силах Бог, а в правде» Дмитрия Донского, и мининское «Купно за едно! Вместе за одно!», и петровское «Русский тот, кто Россию любит и ей служит», и уваровская формула России: «Православие, самодержавие, народность». В разные времена все хорошо понимали «кем быть, каким быть». Сегодня мы остановились на полпути, оглядываемся по сторонам, будто не решаемся оглянутся назад, взять за основы опыт предков (может и не всегда безупречный). И предлагая себе сомнительное и подчиненное ордынству евразийство Н.С. Трубецкого, навеянное ему депрессивными эмигрантскими настроениями и личностным индивидуальным пониманием истории России Л.Н. Гумилевым-Ахматовым, ставящим в идеологический ступор современных политиков, социологов.
Для меня действительно остается загадкой, как можно испытывать к Орде некие положительные чувства, когда по данным археологии, из 74 городов, существовавших на Руси к середине XIII века, 49 не пережили нашествия монголов, ещё 15 превратились в сёла и деревни. Это укладывается в одно слово - разорение.

И вот наш саженец укоряняется и дает первые плоды. какой сложный был путь у них от меленьких проращиваемых зернышек в первой части статьи. Плоды еще так себе. Но саженец зацвел, отцыкл, пложды завязались, и дали первые маленькие ягодки. Ма-а-алненькие. Но те не6 менее, они вошли в этот мир. Но наступает  Осень. Переживет ли оно её?
И вот наш саженец укоряняется и дает первые плоды. какой сложный был путь у них от меленьких проращиваемых зернышек в первой части статьи. Плоды еще так себе. Но саженец зацвел, отцыкл, пложды завязались, и дали первые маленькие ягодки. Ма-а-алненькие. Но те не6 менее, они вошли в этот мир. Но наступает Осень. Переживет ли оно её?

Тем не менее, Русь выжила. И уже со своей стороны предложила народам интересующей нас части Евразии собственное видение будущей державы, называемое Россией как объединением самых разных народов, вставших на путь ученичества и прогресса. Интересно, как сложилась бы судьба ее, если бы вся эта территория осталась бы в виде остатков Орды, затерявшихся где-то в Сибири, Прикаспии, Волги, масс кочующего в степях населения, находящегося в состоянии перманентной резни и грабежей друг друга и считающих главной ценностью жизни количество скота в стаде, затерявшихся в бескрайних лесах финно-угорских народов и множества горских, живущих в междоусобицах и походах на своих соседей. Так ли привлекателен тот мир и как долго бы он продержался в таком состоянии перед нарастающей технической мощью Европы? Смог ли он порознь противопоставить что-либо надменной польской шляхте, стройным рядам армии Наполеона, горячечному блеску в глазах от предстоящих грабежей и резни турков, педантичной и совершенной машине истребления "сумрачного тевтонского гения", пухнущей от колониальных доходов Великобритании?
Я полагаю, ответ на этот вопрос очевиден.
Одно только печалит. С элитами в России плохо при талантливых народах eё составляющих. Творческих ли, правящих, пишущих... Про бизнес-элиты и говорить нет желания.
Вот так мы пробежали насколько могли в трех статьях тысячелетие. Не судите строго. Попробуйте это сделать сами. В формате Дзен.
Ну... "Как шмогла". ("_").

Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе. Проверяйте подписку на канал. Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.

Всегда с вами.

Ваша Алич