8 и 10 сентября Ленинград подвергся массированным авианалетам, в результате которых сгорели Бадаевские склады. Именно этот пожар ознаменовал голод. На пепелище были собраны горелая мука и горелый сахар, которые перерабатывались на предприятиях города для употребления в пищу.
В этой статье мне есть о чем рассказать. Речь пойдет Невский Дубровке
Уже 19 сентября 1941 года начались бои на плацдарме Невский Пятачок. Советские солдаты пытались прорвать блокаду. Воевали тут не только советские солдаты. Были и испанцы. Была тут испанская девушка, которая пошла санинструктором. Наши солдаты звали ее Марусей. Она могла вытащить и двоих солдат сразу. Она училась в Ленинграде. И решила помочь. Хотя ее и отговаривали. В том числе, среди воевавших был и кубинец, который проходил по всем документам, как Испанец.
Сейчас вот уже 80 лет прошло с Победы, тем не менее, местные жители до сих пор находят в лесах отголоски войны, старые бомбы и гранаты. Тогда же советские солдаты пытались прорвать кольцо блокады. Бои проходили с 19 сентября 1941 года по 29 апреля 1942 года и с 26 сентября 1942 года по 17 февраля 1943 года. В этих боях погибло более 50 тысяч граждан со стороны СССР. Не смотря на старания солдат, так и не удалось прорвать блокаду именно тут.
Я посетила музей Невского пятачка. Зрелище очень печальное.
В музее можно найти то, что собрали при раскопках тут же, в этих краях.
И вот уже новые экспонаты.
И, конечно же, блокадный хлеб.
Это реконструкция того, как выглядел Невский Пятачок во времена сражений. Директор музея уточнил также, что Невский Пятачок был усеян tpyпaми, но этот момент в музее решили не реконструировать по этическим соображениям.
И гитара. Рядом с гитарой список погибших.
Обломок самолёта - шасси.
Картина в масле
В 2007 году провели инженерное обследование.
Бомбы, найденные на месте боёв
Ещё экспонаты.
Все для музея собирал директор Александр Иванович Осипов. Он, сын военного, получил квартиру в Невской Дубровке. По крупицам он собирал информацию для музея. В 2024 году он ушел из жизни, но дело его продолжается. В музее экскурсоводом работает его дочь.
Обелиск в Невской Дубровке.
Уже в ноябре 1941 года через Ладожское озеро была проложена Дорога Жизни. Именно по льду Ладожского озера в осажденный город доставляли продовольствие, топливо, лекарства, а из города увозили людей в эвакуацию. Водители же называли эту дорогу дорогой cmepti. Лёд хорошо просматривался с самолётов. Постоянные авианалеты и лёд. Автомобили часто проваливались.
Была и малая Дорога Жизни, которая проходила через Кронштад и Лисий нос по льду Финского Залива.
Кронштадт хотелось бы отметить особо. Он имел стратегическое значение. Все же, военные корабли. Кронштадт также был в оцеплении блокады и подвергался массированным авианалетам. Граждане же в отсутствие еды питались рыбой колюшкой. Именно колюшкой. Маленькая колючая рыба с запахом тины в обычное время не представляет промыслового значения. В обычное, но не тогда. Рыба эта помогла не погибнуть от голода гражданам Кронштадта. Сейчас ей установлен памятник.
Хочется также отметить провиантские склады Кронштадта. Они, точнее, все, что от них осталось, находится на набережной Обводного канала в Кронштадте. Во время авианалетов эти здания не пострадали, зато пришли в упадок уже после.
872 дня город провел в блокаде. Люди выживали. Не только выживали, но и находили в себе силы ходить на работу. Многие думают, что вот были карточки и по ним давали продукты. Нет, не просто давали. Продавали. За деньги. Но лимитированное количество. А люди самоотверженно работали. Только самая холодная зима 1941-1942 годов была периодом, когда встали трамваи. В остальное время ходил транспорт. Работал и Ленинградский зоопарк. Некоторых животных эвакуировали, некоторые остались. Слониха, к сожалению, погибла во время авианалетов. А вот бегемотиха пережила всю блокаду благодаря самоотверженности работников. Служащие, ослабевшие от голода, тем не менее, ежедневно носили из Невы воду ведрами для того, чтобы бегемотиха могла искупаться.
В бедственном положении находился и Ботанический сад. Теплицы также подвергались бомбежкам. Коллекцию кактусов из разбитых теплиц сотрудники разобрали по домам. Но сотрудники смогли сохранить многие растения.
Уже весной 1942 года в осажденном городе стали появляться огороды. С растениями как раз помогли сотрудники Ботанического сада. Семена для саженцев выделяли и колхозы. Под огороды были оборудованы все возможные площади. Урожай получился хороший, его хватило и на запасы на зиму. Это оказалось отличным подспорьем.
Не забывали люди в осажденном городе и про развлечения. Продолжали свою работу театры и библиотеки. Творческие люди продолжали свою работу. Порой, в нечеловеческих условиях. Например, Фролов Владимир Александрович. Который остался в блокадном Ленинграде и продолжил свою работу в промерзшей мастерской. Он ушел из жизни в феврале 1942 года.
Люди блокадного Ленинграда совершили подвиг и отстояли город. Но дневник Тани Савичевой и "Внимание! Эта сторона улицы наиболее опасна во время артобстрела" навсегда остаются с нами. Как молчаливое напоминание. Люди в Невской Дубровке до сих пор находят снаряды тех времён. Как молчаливое напоминание.
Очень жаль, что это было.