Дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем цикл историй о забытых селах Богородицкого уезда. И речь пойдет о селе с интригующим двойным названием - Никольское, Коломенское тож. Это место не просто хранит тайны своего происхождения, но и было частью уникального церковного анклава на границах царской вотчины. Судьбы его жителей, растворившихся со временем по всей России, заслуживают нашего внимания и памяти.
👍 Ставьте лайк, если вам интересны истории о забытых селах нашего края!
Село с двойным именем: загадки топонимики
Если вы когда-нибудь пытались найти село Коломенское на старинных картах Богородицкого уезда, то, вероятно, столкнулись с первой загадкой — официально оно именовалось "Никольское, Коломенское тож". Двойное название селений было обычным явлением в России XVIII-XIX веков, но всегда скрывало интересную историю.
Почему же село получило два имени? Название "Никольское" было дано по первой церкви, освященной в честь Святителя Николая Чудотворца. А вот происхождение второго названия — "Коломенское" — имеет более сложную историю.
Архивные документы свидетельствуют, что село было частью владений архиепископа Коломенского и Каширского. Именно принадлежность к Коломенской епархии дала селу второе название, которое со временем стало основным.
Церковный анклав на границе царской вотчины
Село Коломенское занимало особое положение в Богородицком уезде. Оно располагалось на правом берегу Малой Ситки и входило в состав небольшого, но значимого церковного анклава.
В XVII веке земли за рекой Непрядвой (притоком которой была Малая Ситка) принадлежали различным церковным владельцам. Рядом с Коломенским находилось село Ростово, принадлежавшее митрополиту Ростовскому и Ярославскому. Неподалеку располагались владения митрополита Сарского и Подонского.
Эта концентрация церковных владений не была случайной. После создания Богородицкой дворцовой вотчины в 1670-х годах многие монастырские и церковные земли внутри нового уезда были отчуждены в пользу государства. Монастырские крестьяне, как, например, жители поселения на Вязовом Верхе, принадлежавшие Тульскому Предтечеву монастырю, были переселены за пределы царской вотчины — в том числе на реку Ситку.
В 1675 году, когда многие монастырские крестьяне уже пережили одно переселение, воевода Степан Ефремович Нелединский провел новое размежевание земель. В результате некоторым переселенцам пришлось снова покидать обжитые места: 35 дворов перевели в Данковский уезд, а 10 дворов поселили в полуверсте от прежнего места, создав деревню Ситку.
Таким образом, территория вокруг села Коломенского стала своеобразным убежищем для церковных земель, оттесненных на периферию дворцовой вотчины.
Церковь Космы и Дамиана: духовный центр села
Центром жизни Коломенского была церковь, которая к XIX веку была освящена во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Интересно, что изначально храм, вероятно, был Никольским (отсюда первое название села), но позже был переосвящен.
История храма прослеживается по архивным документам:
В 1892 году началось строительство новой деревянной Козмодамиановской церкви, заменившей прежнюю
В 1898 году церковь уже ремонтировали, что говорит о заботе прихожан о своем храме
В церкви в разное время служили священники, имена которых сохранились в архивах:
Иванов Павел (до 1791 года)
Павлов Алексей (1791-1793)
Гаврилов Петр (до 1800)
Сахаров Аким Иванович (1819-1840)
Дамианов Козма (Косьма) (1840)
Покровский Михаил (ранее 1861)
Попов Николай Стефанович (1861-1878)
Глаголев Андрей Андреевич (1878-1879)
Феологов Митрофан Федорович (1892-1919), был также учителем
Маккавеев Петр Сергеевич (1930)
Новгородский Иван Тимофеевич (1930)
Священник Михаил Покровский, судя по архивным документам, был человеком принципиальным — в 1854 году он не допустил к исповеди казенного крестьянина Прокопия Борисова, что стало предметом официального разбирательства.
Любопытно, что среди священников был Косьма Дамианов — его имя совпадало с названием храма, в котором он служил!
Жизнь на берегу Малой Ситки: ежедневный быт коломенцев
По сведениям 1859 года, Никольское (Коломенское) располагалось "при реке Малой Ситке" и "по правую сторону тракта из г. Ефремова в г. Епифань". Это было немаленькое по тем временам поселение — 73 двора, в которых проживало 560 человек (285 мужчин и 275 женщин).
Малая Ситка — небольшая речка, но для жителей села она имела огромное значение. Река давала воду для питья и хозяйственных нужд, в ней ловили рыбу, вдоль нее располагались лучшие сенокосные угодья. Правобережное расположение села было продуманным решением предков — весной левый берег часто затапливался, а правый, более высокий, оставался сухим.
Жизнь крестьян Коломенского, как и других церковных крестьян, имела свои особенности. С одной стороны, церковные владельцы обычно не практиковали крайних форм эксплуатации и предоставляли крестьянам определенную защиту. С другой стороны, церковные крестьяне должны были выполнять многочисленные повинности в пользу своих владельцев.
После конфискации церковных владений в 1764 году при Екатерине II крестьяне Коломенского, вероятно, перешли в разряд экономических (позже — государственных), что несколько улучшило их положение.
Коломенская волость: административный центр
В XIX — начале XX века Коломенское было центром Коломенской волости Богородицкого уезда. В состав волости входили:
- село Никольское (Коломенское)
- деревня Пятеловка (также известная как Пятелка, Пятиловка)
- деревня Ситка
- деревня Филипповка
- деревня Богоявленка
- село Новгородское
Как волостной центр, село играло важную роль в жизни окрестных деревень. Здесь размещалась волостная управа, решавшая местные вопросы, действовала церковь, была школа и, возможно, проводились ярмарки.
Волостным старшиной в конце XIX века был крестьянин Иван Васильевич Зименков из деревни Ситки. Писарем служил Иван Петрович Хорев, также из Ситки. Эти люди были важными фигурами в жизни волости, представляя крестьянские интересы перед вышестоящими властями.
Коломенцы по всей России: свидетельства миграции
Одна из самых интересных находок в архивах — метрические записи из самых разных уголков России, где упоминаются выходцы из Коломенской волости Богородицкого уезда!
Крестьяне из небольшого тульского села обнаруживаются в метрических книгах:
- Москвы (в разных приходах!)
- Минусинска (Сибирь)
- Челябинска (Урал)
Особенно трогательны записи из далекого сибирского села Тесинское, где в 1884-1885 годах фиксируются рождения и смерти детей переселенцев из Коломенской волости:
- "Тульской губернии Богородицкого уезда Коломенской волости деревни Филиповки крестьянин Иван Димитриев Алаев и законная жена его Евдокия Кирикова..."
- "Тульской губернии Богородицкого уезда Коломенской волости деревни Богоявленки крестьянина Якова Головкина дочь Мария, от родимца (возраст не видно)"
Эти записи — свидетельства драматичных судеб людей, оторвавшихся от родной земли и пытавшихся найти счастье за тысячи верст от дома.
Фамилии коломенцев: генеалогическое наследие
В метрических записях сохранились фамилии жителей Коломенской волости, многие из которых, возможно, до сих пор носят их потомки:
АЛАЕВЫ (из деревни Филипповки)
ГОЛОВКИНЫ (из деревни Богоявленки)
ЖАВОРОНКОВЫ (из деревни Ситки)
КОСТЯКОВЫ (из деревни Ситки)
ВОШКИНЫ (из деревни Ситки)
ЗИМЕНКОВЫ (из деревни Ситки)
ЗЕМЕНКОВЫ (из деревни Ситки)
ПАУКОВЫ (из деревни Ситки)
КАШЕВАРОВЫ (из деревни Ситки)
ХОРЕВЫ (из деревни Ситки)
НИКИФОРОВЫ (из деревни Пятеловки)
БОЧЕНИНЫ (из деревни Филипповки)
ГРИШИНЫ (из деревни Покровской)
ВОГНЕВЫ (из деревни Богоявленки)
Кроме того, в самом Коломенском проживали семьи:
БАРАНОВЫХ
ВОРОНИНЫХ
ЕФИМОВЫХ
ЖИВАЕВЫХ
КРАСНОВЫХ
ЛАПТЕВЫХ
МОРОЗОВЫХ
СЕЛЕЗНЕВЫХ
СОЛОВЬЕВЫХ
УЛЫБИНЫХ
ШИШКОВЫХ
Эти фамилии — настоящее сокровище для генеалогов и краеведов. Если ваша фамилия есть в этом списке, возможно, ваши предки были родом из Коломенской волости Богородицкого уезда!
Административные перипетии: от Епифанского к Богородицкому
Село Коломенское имело непростую административную судьбу. До 1803 года оно входило в состав Епифанского уезда, затем было передано в Богородицкий уезд Тульской губернии. После революции, когда в 1926 году Богородицкий уезд был упразднен, село вошло в прямое подчинение Тульской губернии.
Такие административные перестройки были обычным явлением и часто отражали изменение экономических и транспортных связей. Для Коломенского ключевым фактором стало его расположение на тракте из Ефремова в Епифань — важной транспортной артерии того времени.
Закат села в XX веке: от революции к запустению
XX век принес кардинальные изменения в жизнь села. Революция, коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное укрупнение хозяйств — все эти процессы не обошли стороной и Коломенское.
Церковь Космы и Дамиана, вероятно, была закрыта в 1930-е годы. Последние известные священники — Маккавеев Петр Сергеевич и Новгородский Иван Тимофеевич — служили в 1930 году.
Многие жители не вернулись с войны. Среди них:
Баранов Иван Егорович (1912-1943)
Воронин Петр Иванович (1906-1941)
Ефимов Николай Васильевич (1923-1943)
Краснов Алексей Григорьевич (1925-1944)
Морозов Василий Никитич (1909-1942)
Селезнев Дмитрий Ильич (1904-1942)
Соловьев Петр Иванович (1902-1943)
Постепенно село теряло население. Молодежь уезжала в города, деревня старела и пустела. По данным переписи 2002 года, в Коломенском проживало всего 13 человек, а к 2010 году осталось лишь 5 жителей.
Память о Коломенском: что осталось сегодня?
Сейчас Коломенское — это маленькая деревня в Куркинском районе Тульской области, расположенная на правом берегу реки Ситки, в 16 километрах к северо-западу от районного центра Куркино.
От некогда процветающего села осталось немногое: несколько домов, заросшие тропинки, остатки фундаментов. Церковь Космы и Дамиана не сохранилась — на ее месте лишь заросший травой холм.
Но память о Коломенском живет в архивных документах, в названиях на старых картах, в фамилиях потомков его жителей, разбросанных по всей России, и, конечно, в таких исследованиях, как наше.
История Коломенского — это не просто рассказ о конкретном месте. Это история о сложных процессах формирования и изменения российской глубинки, о взаимоотношениях церкви и государства, о судьбах обычных людей на фоне больших исторических событий.
👍 Понравилась история? Ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал! Ваша поддержка поможет нам издать книгу «Богородицкие хроники».
💬 А ваши предки не были родом из Коломенской волости? Может быть, вы нашли свою фамилию в списке? Поделитесь своими находками в комментариях!
🔔 Подписывайтесь – впереди еще множество удивительных историй о нашем удивительном крае!
🔥 ЭКСКЛЮЗИВ! БОГОРОДИЦКИЕ ХРОНИКИ
УЖЕ СОБРАНО 26320 РУБЛЕЙ! Поддержать проект: 2202206253535160 (с пометкой «на КНИГУ»). Каждые 150 рублей приближают выход первой книги!