Найти в Дзене

Одежда в Древнем Риме: Форма, Стиль и Цвет

Благодаря сохранившимся скульптурным изображениям, мы имеем довольно полное представление о римской одежде. Римляне не кроили и не шили одежду в современном понимании, а скорее драпировали, складывали и драпировали ткани. Форму одежде придавало не столько само изделие, сколько фигура человека, а также социальный статус, климат, эпоха и конкретные обстоятельства. Долгое время мода в одежде оставалась консервативной, практически не меняясь и сопротивляясь любым новшествам.

Однако, к концу республиканского периода ситуация изменилась. Внешний вид стал играть гораздо более значимую роль, как в том, как одевались, так и в том, что именно носили. В начале империи появились разнообразные модные тенденции, заимствованные из греческой, восточной и даже "варварской" культур. Эти стили становились все более разнообразными и менялись со временем, особенно это коснулось женской одежды.

Богиня флоры, цветов и весны
Римляне ценили цветы, но предпочитали выращивать местные сорта, не уделяя особого внимания экзотическим растениям для своих садов. Помимо декоративных целей и украшения частных домов, цветы находили применение в изготовлении венков и корон, а также использовались в медицине, кулинарии и парфюмерии. Поэтические источники указывают, что наиболее любимыми были красные, белые и желтые цветы, в то время как синие и фиолетовые ценились меньше. В честь богини цветения Флоры проводились весенние игры и празднества, известные как Флоралии.
Фреска найдена в Villa Ariane на склоне холма Варано недалеко от Стабиае, I век н. э. Неаполь, Музей археологии Национале.
Богиня флоры, цветов и весны Римляне ценили цветы, но предпочитали выращивать местные сорта, не уделяя особого внимания экзотическим растениям для своих садов. Помимо декоративных целей и украшения частных домов, цветы находили применение в изготовлении венков и корон, а также использовались в медицине, кулинарии и парфюмерии. Поэтические источники указывают, что наиболее любимыми были красные, белые и желтые цветы, в то время как синие и фиолетовые ценились меньше. В честь богини цветения Флоры проводились весенние игры и празднества, известные как Флоралии. Фреска найдена в Villa Ariane на склоне холма Варано недалеко от Стабиае, I век н. э. Неаполь, Музей археологии Национале.

Независимо от эпохи, одежда и наряды считались ценными вещами. Их хранили в сундуках (арках) или шкафах (армариумах), и нередко они передавались по наследству. Даже одежда рабов, обычно представлявшая собой темные туники, бережно сохранялась.

Поскольку римская скульптура утратила свою первоначальную яркость, а сохранившихся римских картин очень мало, мы вынуждены полагаться на письменные источники, чтобы узнать о цветовой гамме одежды в Древнем Риме. Однако исторические тексты и хроники чаще описывают исключительные или скандальные случаи, нежели повседневную жизнь. Литературные же произведения зачастую приукрашивают реальность.

Насколько достоверны, например, наблюдения Овидия в его "Искусстве любви", где он осуждает чрезмерное использование пурпурного цвета некоторыми выскочками или с удовольствием описывает тонкие оттенки нарядов, которые носили привлекательные женщины его времени? Эти примеры показывают, насколько сложно бывает отделить художественное описание от точного отражения действительности при изучении римской моды.

Элегантность в римском платье
С первого века римская мода для женщин стала гораздо более разнообразной, впитывая веяния с Востока и из "варварских" земель. Цвета, которые раньше редко встречались (зеленый, синий, фиолетовый), обрели новую популярность. Со временем даже мужчины стали носить оттенки, которые ранее считались неуместными. Эта напольная мозаика с роскошной сицилийской виллы иллюстрирует эти модные сдвиги, изображая хозяйку дома, направляющуюся в термы в ярком и пестром наряде. Ее сопровождают дочери в зеленом и желтом, а также две служанки, несущие, по-видимому, ткани и косметику.
Мозаика найдена в вестибюле виллы Романа-дель-Казале, недалеко от города Пьяцца-Армерина, Сицилия, первая четверть IV века.
Элегантность в римском платье С первого века римская мода для женщин стала гораздо более разнообразной, впитывая веяния с Востока и из "варварских" земель. Цвета, которые раньше редко встречались (зеленый, синий, фиолетовый), обрели новую популярность. Со временем даже мужчины стали носить оттенки, которые ранее считались неуместными. Эта напольная мозаика с роскошной сицилийской виллы иллюстрирует эти модные сдвиги, изображая хозяйку дома, направляющуюся в термы в ярком и пестром наряде. Ее сопровождают дочери в зеленом и желтом, а также две служанки, несущие, по-видимому, ткани и косметику. Мозаика найдена в вестибюле виллы Романа-дель-Казале, недалеко от города Пьяцца-Армерина, Сицилия, первая четверть IV века.

Овидий, будучи прекрасно осведомленным о недостатках высшего общества своего времени, также был поэтом, вводившим в свои произведения яркую, порой вымышленную палитру, наполненную множеством цветов, фруктов, драгоценных камней и мифологическими отсылками. В действительности носили ли такие разнообразные и изысканные оттенки в эпоху Августа? Существуют сомнения, особенно в отношении великолепного лазурного и водного зеленого цветов. Однако, спустя несколько десятков лет, во времена Нерона, такая палитра могла появиться в женских нарядах под влиянием восточной моды и благодаря специалистам-красильщикам из Германии, которые обосновались в Риме и в совершенстве владели искусством окраски. Более того, сам император часто одевается в свой любимый цвет — зеленый, чего его предшественники никогда не делали.

В отличие от зеленых и синих оттенков, два желтых цвета, упомянутых Овидием, более реалистичны: один напоминает золото (очень светлый желтый), а другой – шафран (желтый с оранжевым оттенком). Однако эти желтые цвета считались более женственными, чем мужские. Римские граждане, свободные мужчины, носили белые шерстяные тоги. Эти громоздкие, непрактичные и легко пачкающиеся одеяния драпировались сложным образом. Их не красили (белый цвет был труднодостижим до XVIII века), а отбеливали солями или растениями. Из-за частых стирок и отбеливания шерсть портилась, поэтому перед важными событиями ее приходилось припудривать мелом для маскировки дефектов. Тоги носили в основном на публике. Дома патриции предпочитали более простую одежду: платок, легкий плащ или вторую тунику (паллий, лачерна), которые могли быть разных цветов. Тога же всегда оставалась белой. Лишь в III веке появились цветные тоги (желтые, красные, коричневые, двух- и трехцветные), которые перестали считаться вызывающими. Тем не менее, в имперский период многие римляне, как мужчины, так и женщины, стремились избегать ношения тоги, предпочитая более легкую и удобную одежду.

Желтая ткань в Помпейском доме
В богатых римских домах стулья и кровати украшались тканями и подушками. Желтый цвет был особенно популярен, часто встречаясь на предметах мебели, предназначенных для женщин. Для окрашивания дорогих тканей использовали шафран, а для более простых – сварной шов (или сафлор) и иногда метлу.
Женщина кормит ребенка. Фресковая живопись, Помпеи, I век н. э. Неаполь, Музей археологии Национале.
Желтая ткань в Помпейском доме В богатых римских домах стулья и кровати украшались тканями и подушками. Желтый цвет был особенно популярен, часто встречаясь на предметах мебели, предназначенных для женщин. Для окрашивания дорогих тканей использовали шафран, а для более простых – сварной шов (или сафлор) и иногда метлу. Женщина кормит ребенка. Фресковая живопись, Помпеи, I век н. э. Неаполь, Музей археологии Национале.

Женская одежда в целом подчинялась менее строгим правилам, чем мужская. Наряду с традиционными шерстью и льном, на Востоке были популярны импортные шелковые и хлопковые ткани, предлагавшие более широкий выбор цветов. Желтый оставался доминирующим оттенком, особенно для столы – плиссированного платья, которое носилось поверх туники и могло быть дополнено поясом. Форма столы менялась в зависимости от моды. Поверх столы надевалась дорогая палла, покрывавшая плечи и ниспадавшая почти до колен, часто украшенная и имевшая капюшон. Цвета паллы были более темными и разнообразными. С I века н.э. состоятельные дамы стали носить более легкие и привлекательные платья для частного ношения, отличавшиеся от строгой столы. Эти платья со временем становились ярче: ко II веку, помимо различных оттенков желтого, появились розовые, фиолетовые, светло-голубые, светло-зеленые, а также полосатые и узорчатые ткани. Среди наиболее экстравагантных, вызывавших негодование пуристов, были ткани plumatilis (с пятнами, напоминающими оперение птиц) и cumatilis (пестрые, имитирующие морские волны).

Желтый, цвет Артемиды
На фреске из дома состоятельного помпейского банкира изображена Ифигения, ставшая жрицей Артемиды. Она освобождает своего брата Ореста и его спутника Пилада, прибывших в Тавриду с целью похищения священной статуи. Ифигения облачена в белое, в то время как сопровождающая ее девушка с мечом одета в синее, что, вероятно, указывает на ее более скромное положение. Оба персонажа носят длинные желтые шарфы – традиционный атрибут женщин, посвященных Артемиде.
Фресковая живопись, I век н. э. Помпеи, дом Цецилия Юкунда, триклиний.
Желтый, цвет Артемиды На фреске из дома состоятельного помпейского банкира изображена Ифигения, ставшая жрицей Артемиды. Она освобождает своего брата Ореста и его спутника Пилада, прибывших в Тавриду с целью похищения священной статуи. Ифигения облачена в белое, в то время как сопровождающая ее девушка с мечом одета в синее, что, вероятно, указывает на ее более скромное положение. Оба персонажа носят длинные желтые шарфы – традиционный атрибут женщин, посвященных Артемиде. Фресковая живопись, I век н. э. Помпеи, дом Цецилия Юкунда, триклиний.

Изначально, в римском обществе, женщины из высших слоев предпочитали одежду белых, бежевых или желтых оттенков. Желтый цвет имел особое значение для замужних женщин, что восходит к свадебным традициям. Во времена Республики, на свадьбах пара облачалась в желтое и входила в соответствующим образом оформленную комнату, символизируя радость, счастье, плодородие и благополучие. Со временем этот обычай упростился, и желтое стало носить только невеста. Однако, постепенно, желтый стал ассоциироваться с замужними женщинами в целом, причем богатые предпочитали яркие оттенки, а менее состоятельные – более приглушенные.

Интересно, что, несмотря на свою связь с женщинами, желтый также ассоциировался с женоненавистниками. Римлян беспокоили нравы греков, которые, как считалось, испытывали особую склонность к желтому цвету. Подобные обвинения выдвигались и в адрес жителей Фригии. В самом Риме, политические противники и поэты-сплетники (например, Марциал) использовали желтый цвет для характеристики своих оппонентов как "женоненавистников" (delicati). Наиболее ярким примером является случай Публия Клодия Пульхера, чьи действия вызвали скандал в эпоху Цезаря и Цицерона. Описания его поведения, использованные врагами и историками, дают ценное представление о значении и восприятии желтого цвета в Древнем Риме.