Самооценка редко рождается в вакууме, чаще она складывается из слов, взглядов и интонаций, которые ребёнок слышит от значимых взрослых. Один учитель может поддерживающе сказать: «у тебя получится», и эта фраза останется опорой на всю жизнь. Другой учитель может бросить мимоходом «ты безнадёжен», и именно это слово поселится внутри как голос внутреннего критика. ▪️ эмоциональное состояние ребёнка и его внешний вид, на который реагирует окружение; ▪️ опыт взаимодействия с педагогами и сверстниками, где критика может снизить, а поддержка укрепить самооценку; ▪️ отношение родителей, их оценки и ожидания; ▪️ собственные достижения, материальный и социальный статус; ▪️ культурные нормы, задающие рамки «правильности». Каждый из этих факторов может работать как ресурс, а может быть источником травмы. И здесь важно одно: мы все являемся чьим-то окружением. Родители, учителя, коллеги, друзья: все мы своими словами и реакциями можем поддержать или разрушить тонкий баланс чужой самооценки. Поэто