Найти в Дзене
Литрес

«Ты бы ещё голым задом уселась на Красной площади»: за что в СССР травили «советскую Твигги» – Галину Миловскую

Галине Миловской было всего двадцать, когда вся страна решила, что она «опозорила Родину». Она мечтала о карьере в кино, но случайно стала манекенщицей и прославилась как «советская Твигги». И вот одна захватывающая съёмка с западным фотографом – и девушку отчисляют из театрального, увольняют с работы, клеймят в прессе. Коллеги стараются держаться подальше, а преподаватели шипят: «Таких, как ты, нужно ставить на место». Виновата была не она – виновато было фото. Съёмка для западного глянца, одобренная на самом верху, обернулась скандалом и угрозой тюрьмы. Девушке пришлось оставить родину, которую она не собиралась предавать. Что же увидели чиновники в кадре, который для Гали был просто работой? Подиум – ради стипендии, не ради славы Галина Миловская родилась в 1949 году в обычной московской семье. Отец умер рано, и мать растила детей одна. После школы Галя поступила в театральное училище имени Щепкина. Она мечтала о сцене и кино, а о моде даже не думала. Работа манекенщицы в СССР не
Оглавление

Галине Миловской было всего двадцать, когда вся страна решила, что она «опозорила Родину». Она мечтала о карьере в кино, но случайно стала манекенщицей и прославилась как «советская Твигги». И вот одна захватывающая съёмка с западным фотографом – и девушку отчисляют из театрального, увольняют с работы, клеймят в прессе. Коллеги стараются держаться подальше, а преподаватели шипят: «Таких, как ты, нужно ставить на место». Виновата была не она – виновато было фото. Съёмка для западного глянца, одобренная на самом верху, обернулась скандалом и угрозой тюрьмы. Девушке пришлось оставить родину, которую она не собиралась предавать. Что же увидели чиновники в кадре, который для Гали был просто работой?

Подиум – ради стипендии, не ради славы

Галина Миловская родилась в 1949 году в обычной московской семье. Отец умер рано, и мать растила детей одна. После школы Галя поступила в театральное училище имени Щепкина. Она мечтала о сцене и кино, а о моде даже не думала.

Работа манекенщицы в СССР не считалась престижной: «демонстратор одежды» по зарплате находился на уровне уборщицы. Но были и плюсы. Модели ездили за границу, видели мир, мелькали в иностранной прессе. Им завидовали, им подражали, хотя вслух об этом старались не говорить.

Для Гали это не имело значения. Она не стремилась в Париж, не грезила об обложках – просто хотела подработку к стипендии. Она по-настоящему любила свою страну и была уверена, что добьётся всего здесь, дома. Подработать моделью она согласилась случайно: по просьбе подруги подменила ушедшую в декрет манекенщицу. «Я пришла, на меня посмотрели и сразу взяли», – вспоминала она. Так началась её карьера.

-2

Советская Твигги, покорившая Vogue

При росте 170 см и весе 42 килограмма Галина Миловская выглядела нестандартно даже по меркам западной моды. Но именно её хрупкость, выразительные черты и независимая манера держаться сразу привлекли внимание – сначала в СССР, потом и за его пределами.

В 1967 году на международном фестивале моды в Москве она произвела сильное впечатление на зарубежных гостей. Её прозвали «советской Твигги» за поразительное сходство с британской звездой моды. Её заметили.

Но получить доступ к советской модели оказалось непросто: переговоры продлились два года. Лишь в 1969-м Vogue удалось согласовать съёмку. Всё проходило с разрешения самого Косыгина, в стенах Оружейной палаты и на Красной площади. Никто тогда не предполагал, что один из кадров вызовет бурю на самом верху.

-3

Скандальное фото на Красной площади

Один из снимков, позже перепечатанный в советском журнале «Америка», вызвал бурю негодования. На фото Галина Миловская сидела прямо на брусчатке Красной площади в брючном костюме с широко расставленными ногами и руками, опущенными на колени. Она смотрела в сторону, спиной к Кремлю и мавзолею, а за ней – портреты советских лидеров.

Сегодня этот кадр показался бы безобидным – рабочая поза модели, никакой обнажёнки. Но в конце 60-х в нём увидели неуважение к символам государства, вульгарность и политическую подоплёку. Позировать сидя, в брюках, в расслабленной позе, да ещё и на фоне святынь советской идеологии – для партийных глаз это выглядело как вызывающий жест.

«Ты бы ещё голым задом уселась на Красной площади!» – бросали ей в лицо. После публикации снимка Миловскую отчислили из театрального училища, работу в моде она потеряла. А вскоре разгорелся новый скандал: на этот раз из-за фотосессии художника Анатолия Брусиловского, где он расписал её тело цветами. Фото вышло в итальянском журнале L’Espresso и вызвали новый скандал. Позже в воспоминаниях художника звучала фраза «На прахе Сталина!» – так публикация могла быть воспринята в СССР.

-4

Побег из СССР и поиск себя

Теперь ей грозила не только травля, но и уголовная статья: её фото сочли «аморальными» и потенциально подрывающими советскую нравственность. В этот момент у Галины умирал муж. Его последняя просьба к другу семьи: спасти Галю. Художник Брусиловский придумал легенду: якобы у неё есть отец – еврей, живущий в Израиле, и она хочет воссоединиться с семьёй. Это было единственным способом легально уехать из СССР.

Документы оформили через четыре с половиной месяца – дольше обычного. Её сразу предупредили: «Если сболтнёшь лишнее – мать больше не увидишь». В 1974 году Миловская покинула СССР. Сначала она уехала в Израиль, потом перебралась в Италию, где подписала контракт с модельным агентством, не зная языка. Условия оказались кабальными: зарплата в разы ниже, чем у местных моделей. После попытки оспорить договор её просто уволили. Из Италии Галя уехала в Париж, где первое время жила в тесной комнате.

-5

Любовь по расчету, ставшая реальной

В Париже судьба подбросила ей сюрприз. Галя познакомилась с банкиром Жаном-Полем Дессертином. Он предложил ей фиктивный брак, чтобы она могла получить документы. Он обещал ей отдельную комнату, но предупредил: «Никаких претензий ко мне».

Но фиктивный союз обернулся настоящим. У пары родилась дочь. Галина поступила в Сорбонну на кинорежиссуру, потом окончила Американский институт кино в Лос-Анджелесе и стала снимать документальные фильмы. Её дочь стала антропологом и специалистом по Гвинее.

За границей её называли «Солженицыным моды», хотя сама Миловская всегда подчёркивала: не боролась с системой, просто пыталась выжить. «Я не была политэмигранткой. Я просто хотела жить, работать, быть собой», – говорила она в интервью. Её жизнь в Париже сложилась благополучно, но она никогда не скрывала, как больно было уезжать из страны, которую любила.

Заинтересовала тема? Эти книги помогут углубиться:

Больше о советской индустрии моды в наших материалах:

-6