История советской моды берёт своё начало в 1944 году. Именно тогда Правительство СССР создало Общесоюзный Дом Моделей Одежды, который стал не только центром лёгкой промышленности страны, но и символом стиля. Дом Моделей находился по адресу: Кузнецкий мост № 14. В нём трудились модельеры, которые разрабатывали одежду для обычных людей и чиновников, а также изготавливали модели с национальными мотивами для заграничных выставок и показов. Этим талантливым людям всё время приходилось проявлять гибкость и балансировать между мировыми тенденциями и установками партии. Благодаря сотрудникам Дома Моделей свой стиль обрели не только советские женщины, но и многие партийные лидеры.
Увидеть демонстрацию модной одежды в доме № 14 мог любой желающий, стоило лишь заплатить за вход пять рублей. Показы проходили три раза в день, причём зал заполнялся под завязку. И это не удивительно: советская лёгкая промышленность изготавливала одежду по строгим ГОСТам, а тут на подиуме можно было увидеть буйство цветов и дерзкие решения. К этой изысканной диковинке приложил свою руку и талантливый модельер Вячеслав Зайцев, который в тот период своей жизни получал мизерную зарплату обычного советского инженера.
Свою первую коллекцию Зайцев создал на Экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза. Туда будущий модельер попал по распределению, окончив сначала химико-технологический техникум в Иваново, а затем Московский текстильный институт. Разработанная Зайцевым спецодежда для работников города и села шокировала членов методического совета фабрики. Директор отчитал своего сотрудника, сказав ему, что тот опозорил рабочих и крестьян. После этого инцидента Зайцева перевели из экспериментального цеха в отдел товаров широкого потребления.
Тут история модельера могла бы закончиться, так и не начавшись. Однако на том показе присутствовал французский фотограф, который опубликовал снимки коллекции Зайцева в Paris Match и написал восторженную статью «Он диктует моду в Москве». Вскоре после этого Зайцева пригласили работать в Дом Моделей, где он и раскрыл весь свой талант. Одеваться у Зайцева мечтали все женщины СССР. Зайцев очень любил яркие краски и народные мотивы, но он создавал и простые стильные наряды. Самым известным из них стало сшитое для Екатерины Фурцевой маленькое чёрное платье с длиной до колена и свободным силуэтом. Министр культуры появлялась в нём на самых важных правительственных мероприятиях.
Интересный факт: Зайцев не только шил для Фурцевой наряды, он ещё и уговорил её проколоть уши и носить серьги с бриллиантами, подчёркивающими её статус и стиль. Сначала министр протестовала, но потом всё же согласилась. Она ещё много раз сотрудничала с Зайцевым, но из-за своей занятости часто отказывалась ехать на примерку или торопила своего кутюрье, профессиональный талант которого признали даже Пьер Карден и Марк Боан. А вот стилем Леонида Брежнева занимался «русский Карден» Александр Игманд. Именно он повлиял на то, что советский генсек начал носить солнцезащитные очки и идеально сшитые по нему костюмы. Их он сочетал с импортными галстуками и отечественными рубашками.
И хотя чиновники ценили вклад модельеров в развитие советской моды, они во многом их ограничивали. Из-за запретов многие идеи Зайцева так и остались нереализованными. Модельерам запрещалось ездить в заграничные командировки, общаться с иностранцами и западными журналистами. Власти боялись, что их переманят на ту сторону. Несмотря на все сложности, давление и контроль со стороны государства советские модельеры смогли изменить имидж страны и взгляды сограждан на моду. Благодаря их труду ассортимент одежды в магазинах значительно расширился: в моду вошли юбки-годе, трикотажные водолазки, брючные костюму и женские брюки, которые раньше носили только в качестве рабочей формы.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!