Потому что буду искать в нем "адреса, по которым найду голоса". Вчера, пока сводила последнюю редакцию "Сказок про Принцессу", так как файла на моем ноутбуке давно нет - я "убила" его 10 лет назад. Как и обещала - наткнулась на "сказки" от Виктора Сергеевича. И понеслось!
Мне до сих пор не верится, что я приеду на побывку, а его - не будет. Не будет задушевных бесед о будущем отечественного краеведения, истории, литературе, не будет планов и мечт. Что будет? Тоска. Без конца и края!
Юля, вы хотя бы иногда заходите на Дзен, пишут добрые люди, которые не признают телефонный формат. Вот, зашла. Чтобы снова вспомнить о том, что всячески в себе гашу (душу, так как смотрю - и всхлипываю). И хочется вспоминать только о хорошем. О чем-то важном. О том, что трогает душу.
И снова, как уже делала это - и не раз! - покажу вам наш с Виктором Сергеевичем город, таким, каким я вижу его в редкие недели свиданий. Напоминаю, что мое видение, автора, может не совпадать с коллективным.
Короткое эссе обо мне и купеческом Сарапуле.
Родилась я 26 января. День был настолько морозный - минус 41 - что в роддоме треснула форточка. И холода задержались надолго. Так, что во время выписки меня завернули, как куль, и привезли домой на Красноармейскую (ранее Троицкую), как украденную невесту. Но знали бы вы, как позднее я гордилась тем, что родилась на улице с таким красивым названием. В самОм историческом центре.
Улица Троицкая, согласно исследованиям наших, сарапульских, историков, была названа так в честь стоявшей на пересечении ее с улицей Нагорной (ныне Гагарина) Свято-Троицкой церкви. Более того, на Троицкой улице находилась и городская электростанция (1909), по тем временам, настоящее техническое чудо, мощностью до 300 киловатт. И в домах зажиточных горожан "лампочки Ильича" появились задолго до самого визита Ильича в революционное Прикамье. И это железобетонный исторический факт!
Улица Вятская (Раскольникова) была названа так по названию города Вятка. Жило на ней местное купечество. При этом улица была не просто длинная, а очень длинная: начиналась на Старцевой горе и уходила далеко вниз, и так круто, что зимой, в детстве, мы скатываясь по ней с горки в обед, а выбирались обратно только к вечеру. На четвереньках. А Раскольников, кстати - это герой Гражданской войны, а не "тот самый, который".
Кстати, про купечество. Дома на Вятской были реально роскошные! И в этом нет ничего удивительного, потому что купечество Сарапула было ну, просто неприлично зажиточным! Шитовы, Дедюхины, Ижболдины, Пешехоновы, Макаровы, Бодалевы. Вообще о старом городе лучше всего расскажут монографии почетного музейщика Николая Леонидовича Решетникова, который знает о нем всё (так как Виктора Сергеевича, который основал в городе Школу экскурсоводов уже нет. А так бы они рассказали - оба!).
Улица Вятская (а также Всеобуча, Красная и Раскольникова) запомнилась тем, что с нее был спуск к Каме, сразу с двух, а то и трех лестниц. И одна из них, в пору моего детства, была просто роскошной! Оставленной нам в наследство купцами. С шикарными вазонами, широкими перилами.
То, что есть сейчас, после реставрации, новое, современное. Ширина осталась.
Идем дальше. С самого рождения я гордилась тем, что мой родной город имеет не просто богатую, а богатейшую историю! Но тогда он еще хранил в себе отголоски купеческой жизни, которые сегодня напрочь утеряны (вместе со многими зданиями). Но слава труду, что основная часть - как на фото вверху - еще стоит! И стоять будет! Я по ней, по этой улице, центральной улице города, ходила смотреть на пароходы, когда мне было от роду пять лет (сбегала из дома, моталась сама!). Потому что жила рядом. И некоторые здания, которые находятся в некоей территориальной отдаленности, тоже уже облагорожены.
(Написала и - сердце зашлось!).
Деревянная Сарапульская (Первомайская) - это живая история. (Была когда-то). Потому что по ее наличникам можно было изучать эволюцию русского зодчества, потому что эти "рубашки на окна" не просто украшения, но еще и мощные обереги. Ни одного одинакового нет.
И то, что сегодня дома уходят в землю вместе с былой красотой (хотя наличники еще можно спасти), огорчает неимоверно! Правда, некоторые из них перекочевали все-таки в музейный квартал.
А еще на Первомайской улице находится Музей Истории и Культуры Среднего Прикамья, который долгие годы являлся для меня отдушиной, потому что хранит летописи города, по которым можно проследить всю его насыщенную в бытность жизнь. А какие там есть редчайшие экземпляры дореволюционного, купеческого быта! Эх!
Написала и - стало легче. Думаю, что Виктор Сергеевич, Светлая ему Память, был бы рад, что я пытаюсь снова водить друзей и приятелей по Петербургу. И мне стыдно, что я до сих пор не знаю, чем сегодня живет тот, который родной.
Знаете ли вы историю родного места или местечка, народ?