Когда мы говорим о стратегии развития клиники, то чаще всего обсуждаем внутренние процессы: как работает команда, как устроены финансы, насколько загружен график врачей, как обстоят дела с перенаправлением, какой средний чек, какие стандарты закупок расходных материалов. Это важно. И в то же время есть один риск: замкнуться в «своём мире» и не заметить, что рынок вокруг уже другой. Ещё один важный пункт: возможность оставаться в рынке и видеть его динамику не только по своим цифрам и ощущениям, но и на основании данных о конкурентах. Конкурентный анализ — базовая работа каждой компании, если она работает на рынке. А мы работаем в высококонкурентной сфере, где игра идет не только в открытом формате, а ещё и на “сером” рынке — и это отдельная задачка со звёздочкой. Я знаю клиники, которые годами держали стабильную выручку и даже росли — пока не менялся контекст. Потом резко или незаметно плавно падал поток как первичный, так и вторичный: где-то пациенты уходили к тем, у кого удобнее граф