Если говорить вульгарно и просто, вся психология помещается между двумя известными четверостишиями:
Кильки плавают в томате,
Им в томате хорошо.
Только я, ядрена матерь,
Места в жизни не нашёл!
И
Плачет киска в коридоре
У неё большое горе:
Злые люди доброй киске
Не дают украсть сосиски!
Если добавить к этому данность неконтролируемого вмешательства общества и окружающего мира в нашу жизнь, появится третий круг диаграммы Венна:
Над селом фигня летала
Серебристого металла.
Много стало в наши дни
Неопознанной фигни!
С этим со всем надо уметь как-то мириться и взаимодействовать. Иначе сам факт существования может стать весьма болезненным.
С возрастом приходит понимание простых истин: если болит – надо лечить, если в детстве чему-то не научили, надо учиться самому.
Хорошая психология закрывает эти потребности: позволяет снизить боль и дискомфорт от данности существования, помогает к нему адаптироваться, даёт инструменты и создаёт условия, чтобы получить позитивный опыт и привычки, которых по каким-то причинам нет в биографии человека.
И тут уже пол, возраст, образование – дело десятое. На собраниях 12 шагов я с восторгом смотрел, как великовозрастные бухарики с 9 классами образования, краснея от натуги, пытались открыть для себя эмпатию, чтобы наладить общение с родными и детьми. И думал, почему вот они смогли, а люди из моего академического окружения – нет?
При этом психологические практики могут быть рабочими или нерабочими, соответственно, хорошими или плохими (для отдельно взятого человека).
Для меня эффективная и хорошая (сиречь позитивная) психология описана в притче, с которой начинался Буддизм:
Воина ранило отравленной стрелой. Близкие привели врача, но воин не даёт вытащить стрелу и обработать рану. Вместо этого начинает задаваться вопросами: из какой касты был тот, кто его ранил? К какой семье он принадлежал? Где стоял и почему? Из чего были сделаны его лук, тетива и стрелы… Пока это всё выясняли, воин умирает.Чуламалункья-сутта: Малое наставление для Малункьяпутты.
Также и с психологией. Начиная заниматься внутренним здоровьем и безопасностью, я понимал, что не хочу становиться лучшей версией себя и не готов играть в Дашу следопыта, бесконечно расследуя семейные тайны, плавая по волнам своей памяти.
Мне были нужны навыки, как получать больше удовольствия от хороших эмоций и мыслей, меньше зависеть от плохих и принимать решения с опорой на осознанный выбор, а не на аффекты и страхи.
В этой работе позитивная тенденция (становиться лучше месяц от месяца) для меня была важнее финального результата. Результативность я проверял продуктивностью своей жизни в быту и общения с близкими.
Собственно, в настоящий момент я получил, что хотел. И теперь хочу посмотреть на эти проблемы дискомфорта существования через оптику научного образования и исследований.
Если у кого-то будут вопросы и реплики, не стесняйтесь их писать. Дальше планирую поподробнее написать про позитивную психологию, которой буду теперь заниматься в ВШЭ.
Автор: Илья Переседов
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru