Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Победы российских школьников и студентов на международных олимпиадах. И о платном образовании

Если кто-то эту новость пропустил (что маловероятно) в мае на 59 международной Менделеевской олимпиаде в Бразилии российские школьники собрали 10 золотых медалей из 19. То есть, более половины всего золота. При том что с состязании участвовали делегации 40 стран, включая Китай, Корею и Японию. Израиль и Иран тоже стоит считать. В Иране в последние годы наловчились разводить головастиков. Страна входит в число лидеров по среднему IQ. Добавить можно, что на днях семь медалей (три золота, три серебра и три бронзы) на престижном и тоже очень международном математическом конкурсе проводившимся Университетским колледжем Лондона в Болгарии семь медалей получили учащиеся «Вышки» – Высшей школы Экономики. То что новости такого характера не являются редкостью, конечно, приятно. Хотя, может и не всем. И чтобы тех, кому приятно, стало меньше, а доля каждого из оставшихся, соответственно, возросла, напомню, учебные заведения, где обучаются медалисты, очень непростые. Даже по чисто формальным призна

Если кто-то эту новость пропустил (что маловероятно) в мае на 59 международной Менделеевской олимпиаде в Бразилии российские школьники собрали 10 золотых медалей из 19. То есть, более половины всего золота. При том что с состязании участвовали делегации 40 стран, включая Китай, Корею и Японию. Израиль и Иран тоже стоит считать. В Иране в последние годы наловчились разводить головастиков. Страна входит в число лидеров по среднему IQ.

Добавить можно, что на днях семь медалей (три золота, три серебра и три бронзы) на престижном и тоже очень международном математическом конкурсе проводившимся Университетским колледжем Лондона в Болгарии семь медалей получили учащиеся «Вышки» – Высшей школы Экономики.

То что новости такого характера не являются редкостью, конечно, приятно. Хотя, может и не всем. И чтобы тех, кому приятно, стало меньше, а доля каждого из оставшихся, соответственно, возросла, напомню, учебные заведения, где обучаются медалисты, очень непростые. Даже по чисто формальным признакам, простая – «номерная» – московская в перечне учебных заведений подготовивших юных химиков для олимпиады в Бразилии на десятерых только одна. В основном же всякие президентские лицеи, «центры педагогического мастерства», как наименьшее – гимназии.

Но ведь этого и следовало ожидать, не так ли? Достижение высоких результатов в норме требует целенаправленных усилий. Если просто ждать милости от природы, – например, что одарённые дети чему-то выучатся, вопреки принимаемым средней школой мерам, – интуитивно понятно, что вероятность успеха против объединённых сил Восточной Азии низка. По сути же от детей в таких состязаниях вообще мало что зависит. Школьники подойдут, в принципе, любые. Одарённость если и наличествует, сыграет роль позже, – даже не в ВУЗе, а лишь когда дело дойдёт до самостоятельных исследований. Только тогда раскроется, кто чего стоит. На данном же этапе всё определяется способностями учителя. В основном, умением учащихся своим предметом глубоко заинтересовать.

Проблема же в том, что «способный школьный учитель» это само по себе нечто весьма нетривиальное. Если «способный», то почему в школу учителем пошёл? Зарплаты у учителей – не привлекательные. Работа же дико вредная, – каждый подтвердит, кто в школу ходил.

...Проще говоря, здесь также не тот случай, когда можно ждать милости от природы. Годный учитель, это чрезвычайно ценный специалист, – как нейрохирург, тоже в определённом смысле мозги вправляет, – и оплачиваться его услуги должны соответственно. Иначе он в другой «центр педагогического мастерства» уйдёт, где мастерство ценят выше. У государства же, – не только у нашего, у любого, – традиционные затруднения именно в этом плане.

О чём речь? О том, что платное образование всегда будет лучше бесплатного. В плане достигнутых результатов. И это совершенно не удивительно. Платное бесплатного, как правило, лучше.