7 февраля 1789 года лондонская газета «Таймс» сообщила о странном правительственном решении. Корабль «Леди Джулиана» должен был доставить в австралийский залив Ботани 200 осужденных женщин.
Казалось бы, обычная новость о перевозке заключенных в колонию. Но это плавание вошло в историю под совсем другим названием — «корабль любви». А сами пассажирки стали «матерями-основательницами» целого континента.
Сегодня расскажу вам удивительную историю о том, как британское правительство решало демографические проблемы колонии весьма неординарным способом.
Когда тюрьмы переполнены, а колонии пусты
В XVIII веке у Британской империи накопилось сразу несколько серьезных проблем. Тюрьмы метрополии трещали по швам от переполнения, а недавно потерянные американские колонии больше не могли принимать британских каторжан.
Выход нашли быстро — в 1788 году началось освоение Австралии. Континент объявили «ничьей землей», не считаясь с мнением местных аборигенов, и принялись активно строить исправительные колонии.
Первые поселения основывались силами военных и мужчин-каторжан. Работали они неплохо — быстро появились порты, дороги, фермы. Экономика молодой колонии развивалась на китобойном промысле, сельском хозяйстве и торговле.
Но вскоре выяснилась серьезная проблема. Женщин в колонии было катастрофически мало — всего около 10% от общего числа поселенцев.
Когда мужчин слишком много
Недостаток женщин быстро превратился в настоящую катастрофу для молодой колонии. Одинокие мужчины устраивали постоянные драки, нападали на женщин-аборигенов, конфликтовали даже из-за замужних поселенок.
Губернатор Артур Филипп в отчаянии писал в Лондон срочные донесения. Он умолял правительство любой ценой увеличить количество женщин в колонии, иначе поселение может просто развалиться от внутренних конфликтов.
Заместитель министра внутренних дел Эван Напин нашел решение, которое показалось ему блестящим. Зачем держать в переполненных тюрьмах молодых женщин-каторжанок, если их можно отправить в Австралию?
Цель была простой и практичной: женщины выйдут замуж за поселенцев, родят детей, создадут семьи и принесут в мужское общество столь необходимую стабильность.
Странные пассажирки «Леди Джулианы»
В 1789 году корабль «Леди Джулиана» покинул британские берега с весьма необычным грузом. На борту находились 226 женщин-каторжанок: воровки, мошенницы, и дамы легкого поведения — все, кого британская юстиция приговорила к ссылке.
Путешествие должно было занять несколько месяцев с остановками в портах Кабо-Верде, Рио-де-Жанейро и на мысе Доброй Надежды. Но уже в первые недели плавания произошло то, чего никто не планировал.
Офицеры и матросы начали выбирать себе «жен» из числа каторжанок. Формально это были временные союзы на время плавания, но многие из них оказались вполне серьезными отношениями.
Стюард корабля Джон Никол вел подробный дневник и честно описывал происходящее. Он сам «женился» на каторжанке Саре Уитлам, осужденной за кражу мантии у подруги.
Любовь во время каторги
Никол писал о Саре с искренней нежностью: «Она была девушкой скромного сдержанного нрава, самым добрым и верным существом. Я твердо решил вернуть ее в Англию как свою законную жену, когда закончится срок ее наказания».
Подобные союзы оказались выгодными для всех. Женщины получали значительно лучшие условия содержания: отдельные каюты, качественную еду, свободу передвижения по палубе, хорошую одежду.
Мужчины заботились о своих «женах», делились провизией, защищали от притеснений. В результате смертность на «Леди Джулиане» оказалась намного ниже, чем на других каторжных кораблях того времени.
К концу плавания многие пары ждали детей. Сара Уитлам родила Николу сына прямо во время путешествия.
Коммерческие остановки
Но история «Леди Джулианы» на этом не закончилась. Во время длительных стоянок в портах корабль превратился в своеобразное коммерческое предприятие.
Местным морякам и торговцам за деньги разрешалось посещать судно и проводить время с женщинами, не связанными постоянными отношениями с членами экипажа.
Офицер Говард Флинн записывал: «Женщинам повезло, что судно останавливалось в трех портах для ремонта. Они смогли воспользоваться свежими продуктами и заработать деньги, проводя время с местными мужчинами за скромную плату».
Часть заработка женщины оставляли себе, что давало им финансовую независимость — редкость для каторжанок того времени.
Разочарование колонистов
Когда «Леди Джулиана» в июне 1790 года прибыла в Сидней, на берегу собрались сотни мужчин. Колонисты ждали корабль с продовольствием и скотом — в поселении начинался настоящий голод.
Разочарование было огромным. Лейтенант Ральф Кларк записал реакцию одного из поселенцев, который, плюнув на землю, выкрикнул: «Еще чертовы баб нам привезли!»
Но власти колонии смотрели на ситуацию иначе. Доля женщин в поселении мгновенно выросла с 10% до 40%, что могло решить демографические проблемы.
А главное — многие женщины уже были беременны. Британская пресса с удивлением сообщала: «Заключенные, доставленные кораблем «Леди Джулиана», очень скоро родили тридцать семь детей — точно по числу солдат на корабле!»
Успешная адаптация
Большинство женщин с «Леди Джулианы» успешно адаптировались к жизни в колонии. Многие вышли замуж за поселенцев, создали семьи, открыли небольшие предприятия.
Их опыт выживания в сложных условиях, умение торговать и налаживать отношения пригодились в суровой реальности колониальной жизни.
Сара Уитлам и Джон Никол прожили вместе много лет и воспитали нескольких детей. Когда закончился срок ее каторги, они официально поженились и основали небольшую ферму под Сиднеем.
Многие другие пары также узаконили свои отношения и стали полноценными семьями.
История «Леди Джулианы» стала важным эпизодом в формировании австралийского общества. Женщины с этого корабля действительно заслужили неофициальное звание «матерей-основательниц континента».
Их потомки составили значительную часть населения ранней Австралии. Многие известные австралийские семьи ведут родословную от пассажирок «плавучего борделя».
Корабль также продемонстрировал важность демографического баланса в колониальных поселениях. Последующие волны переселения в Австралию планировались с учетом опыта «Леди Джулианы».