Найти в Дзене

Китайские лабубусы — самая популярная игрушка этого года. Как и подделки

Оглавление
Люди рассматривают кукол Лабубу в флагманском магазине Pop Mart в Шанхае, Китай, 13 июня 2025 года.
Люди рассматривают кукол Лабубу в флагманском магазине Pop Mart в Шанхае, Китай, 13 июня 2025 года.

На оживлённом рынке в небольшом городке китайской провинции Хэбэй лабубу больше не является желанным предметом коллекционирования, который выставляют в стеклянных витринах. Здесь с ними обращаются как со сладким картофелем или капустой: их десятками складывают в большие пластиковые пакеты или в багажники автомобилей в ожидании продажи.

Это не настоящие Лабубу — куклы из Pop Mart, которые за последние месяцы стали культовыми, — а «Лафуфу», ироничное прозвище для целой волны подделок. Коллекционеры даже придумали шутливые варианты, такие как «Лагого», «Лабаба» и «Лапупу».

В прошлом месяце компания Pop Mart сообщила о поразительном росте прибыли почти на 400 % за первое полугодие. Несмотря на предупреждения из разных стран не покупать их, продажи Lafufu также выросли, что вызвало волну мемов, забавных роликов и видеоблогов с распаковкой.

Большая часть этих «лафуфу» производится на небольших фабриках в китайских провинциях Гуандун и Хэбэй и продаётся в больших количествах как внутри страны, так и за рубежом.

Власти Соединённых Штатов и Соединённого Королевства предупредили потребителей о том, что поддельные игрушки Labubu плохо сделаны и могут содержать мелкие съёмные детали, такие как глаза, руки и ноги, которые представляют серьёзную опасность для маленьких детей, так как ими можно подавиться.

Китайские власти также пытаются изъять их с рынка: с начала этого года было конфисковано более 1,8 миллиона кукол, предназначенных для экспорта.

В редакционной статье в государственных СМИ было указано, почему китайские власти так обеспокоены распространением лафуфу.

Восхваляя Labubu как пример успеха в Китае, редакционная статья «Синьхуа» заявила, что инновационный потенциал страны подрывается «безудержным распространением «подделок» и «копий». «Без строгой защиты интеллектуальной собственности не будет устойчивой конкурентоспособности в сфере инноваций», — говорится в статье.

Почему Лафуфу?

«Это самое милое и в то же время уродливое существо, которое вы когда-либо видели», — сказала 50-летняя Даниэль Хоррес, мать-одиночка из Техаса, которой 11-летняя дочь недавно подарила косоглазого Лафуфу с светящимися ушами за 20 долларов на местном блошином рынке.

Семья Хоррес даже назвала своего Лафуфу «Гэри» — теперь он официально является членом семьи. «Это самая глупая затея, потому что мне 50 лет и у меня нет времени на игрушки, — смеялась она. — Но этот милый маленький пушистик… знаете, кого он мне напоминает? Уродливых младенцев!»

Людей привлекают лафуфу по простым причинам: они такие уродливые, что это даже мило, у них есть необычные функции, например, они поют и танцуют — то, чего нет в оригинальной версии, — и, пожалуй, самое главное — цена. Лафуфу обычно стоит в десять раз дешевле официальной версии.

-2

Даниэль Торрес была удивлена пением Лафуфу.

«Мне нравится искать поддельные, потому что они делают то, чего не делают настоящие, — поют и танцуют!» — сказал Хоррес.

Для Мао Мао, 29-летнего кондитера из китайской провинции Фуцзянь, ценность Labubu заключается исключительно в шумихе вокруг бренда, а большие траты на него кажутся выброшенными на ветер с трудом заработанными деньгами.

«Я больше не могу мириться с завышенными ценами на Labubu. Изначально она стоила 99 юаней ($13,80). Зачем мне платить в несколько раз больше из-за шумихи?» — сказала она. «Это всего лишь кукла».

На китайском сайте Pop Mart плюшевая подвеска Labubu в подарочной коробке стоит 99 юаней, а обычные плюшевые куклы обычно продаются по цене около 499 юаней ($69,45), а более популярные фигурки стоят ещё дороже. Все они помечены как «нет в наличии».

Цены на вторичном рынке пугают. Плюшевая подвеска из лимитированной серии, которая изначально стоила 99 юаней, была продана на китайской платформе для покупателей Dewu за 1400 юаней (195 долларов США). Недавно выпущенная серия, которая изначально стоила 199 юаней (27,70 долларов США), была перепродана более чем за 2000 юаней (278 долларов США).

В Соединённых Штатах официальные розничные цены в среднем примерно в два раза выше, чем в Китае, что способствует развитию рынка подержанных фигурок Лабубу.

«Нам нужно зайти на Facebook Marketplace, и вам нужно знать кого-то, кто знает кого-то. То есть вы фактически платите за возможность купить это, — сказала Хоррес, мама из Техаса. — Они покупают большие коробки, распаковывают их и продают по одной, каждая за 60 долларов».

Хоррес понимает, почему многие пользователи социальных сетей следуют примеру знаменитостей и вешают фигурки Лабубу на свои сумки Hermès Birkin, чтобы продемонстрировать свой статус и следование модным тенденциям. Но для неё Лафуфу — это прежде всего игрушка.

«Я не хочу быть частью тренда Birkin и Labubu; я хочу быть частью тренда Lafufu и Birkin из Walmart», — сказал Хоррес.

Прибыльная сделка

-3

Один из производителей игрушек в Дунгуане, провинция Гуандун, сообщил CNN, что в июле, на пике спроса, он продал от 150 000 до 160 000 поддельных игрушек Labubu, получив прибыль в размере до 2 миллионов юаней (278 000 долларов США).

«Многие фанаты просто не могли заполучить Labubu, даже те, кто очень старался, — сказал менеджер по продажам на фабрике, который отказался назвать своё имя из-за специфики своего бизнеса. — Поэтому они обратились к Lafufu».

Менеджер сказал, что поддельные игрушки Labubu с их фабрики поставляются по всему Китаю, а также в Европу и Юго-Восточную Азию. Но больше всего их отправляют в США, на долю которых приходится более 40 % экспорта фабрики.

Китай остаётся крупнейшим в мире источником контрафактной продукции, несмотря на то, что власти усиливают меры по борьбе с ней.

Только в США контрафактные и пиратские товары из Китая составили 84 % от общей стоимости и 90 % от общего количества таких товаров, изъятых американскими властями в 2023 году, согласно обзору рынка за 2024 год, опубликованному торговым представителем США.

В прошлом году Верховная народная прокуратура Китая сообщила о привлечении к ответственности 21 404 человек за производство и продажу контрафактных и некачественных товаров. Однако поток подделок не ослабевает.

Фабрика в Дунгуане производит не только «Лабубу», но и его разновидность под названием «Лагого» — поющего и танцующего Лабубу с подсветкой на ушах, который продаётся всего за 18,8 юаня (около 2,60 доллара США). По словам менеджера по продажам, ежемесячный объём продаж составляет от 30 000 до 40 000 единиц.

Тем не менее директор фабрики провёл черту между ними. «Лагого — это, конечно, не Лабубу. Но Лафуфу выглядит почти так же, а это уже интеллектуальная собственность, а это совсем другая история. Правительство борется с пиратством и уважает права на бренды», — сказал он.

«Способ бунтовать»

Таможенные органы в нескольких китайских аэропортах с июня конфисковали десятки тысяч кукол Lafufus, предназначенных для экспорта. Таможенная служба заявила, что на этих куклах и упаковках без разрешения использовался логотип Pop Mart, что считается нарушением прав компании на товарный знак.

По данным официальной газеты Национального управления интеллектуальной собственности Китая, в начале июля как государственные ведомства, так и местные регуляторы рынка активизировали свои усилия по борьбе с пиратскими сервисами Labubu.

-4

Лафуфу» в продаже в Пекине, 10 июля 2025 года.

Компания Pop Mart подала заявку на регистрацию товарного знака «Lafufu», как указано на корпоративной информационной платформе Qichacha, что рассматривается как защитная мера против наплыва подделок.

На фоне ужесточения репрессий два производителя лафуфу в Китае сообщили CNN в начале июля, что слышали о «задержании» своих коллег, поэтому с тех пор стараются не привлекать к себе внимания.

По данным государственного издания Red Star News, 2 июля местные власти закрыли уличный рынок в провинции Хэбэй, заваленный мешками с лапшой быстрого приготовления.

Но пока у таких покупателей, как Мао Мао, есть деньги, которые можно потратить на симпатичную – пусть и не настоящую – Лабубу, рынок подделок может существовать еще какое-то время.

«Подделки сейчас очень хорошо сделаны — некоторые стоят всего несколько десятков юаней и выглядят почти так же, как настоящие, и сделаны так же качественно. Так почему бы не купить более дешёвые?»

Мао призналась, что устала от агрессивного маркетинга в сфере недвижимости.

«Покупка Лафуфу — это мой способ выразить протест».