Найти в Дзене
Беспощадный Пиарщик

Девочки, на этой неделе в прекрасных российских городах миллионы детей пошли в школы

Девочки, на этой неделе в прекрасных российских городах миллионы детей пошли в школы. Дети были рады увидеть своих друзей, родители уверенно смотрели в будущее, как и должны это делать граждане великой страны с сильным президентом и порядочным правительством. А что в то же самое время происходило в США, расскажет наш заокеанский корреспондент.

Кочуют

(Цикл от канала "С берега Гудзона", часть XC)

Лето закончилось, а учебный год начался. Я же, наблюдая за американской школьной жизнью, размышляю об одной из базовых черт современных США, миграцией американцев в пригороды, во многом вынужденной, сильно распропагандированной и содержащей так мало здравого смысла.

Школьное образование в Соединённых Штатах, напомню, не находится в ведении ни федеральной, ни региональной власти. Даже власти городов, сёл и графств зачастую не регулируют вопросы младшего и среднего образования в тех случаях, когда существуют особые органы самоуправления, школьные округа. Результатом этого является великое разнообразие правил, программ, стандартов, графика учебного года и даже распорядка школьного дня.

Несколько упрощая, школы можно разделить на негосударственные (назвать их «частными» не всегда уместно из-за большого числа финансируемых католической и другими церквями и религиозными организациями) и бюджетные (включая чартерные, создаваемые гражданами, но при выполнении определённых условий получающие бюджетные деньги). Последние финансируются главным образом местными налогами, следовательно, при более высоких налогах у школ есть больше шансов получить лучшее финансирование.

Понятно, что в крупных городах эта зависимость не линейная, однако в сельской местности, небольших посёлках и пригородах она вполне прослеживается. В более зажиточных районах, где собирают больше налогов, и школы лучше. Это ведёт к тому, что люди переезжают в поисках лучших школ. Вместо того, чтобы платить за частную школу, дешевле заплатить более высокие налоги. Сама по себе эта ситуация с трудом укладывается в голове внешнего наблюдателя: успешные представители среднего класса продают дома и квартиры, затем ищут новое жильё, а иногда и работу, берут ипотеку, переезжают ради образования детей.

Учитывая, что люди уезжают из городов, фактически происходит деурбанизация. Помимо поисков лучших школ для детей у переездов в пригороды могут быть и другие причины. Например, общий провал политики властей крупных городов, деградация жилого фонда и инфраструктуры, рост преступности. Однако отсутствие хороших школ — часть этого общего негативного процесса. Конечно, столь эффективные американские маркетинг, реклама и пропаганда трактуют дело иначе. Мол, как хорошо стать хозяином своего собственного дома, отдалиться от шума городов, приблизиться к природе. Но говорится это всё для того, чтобы люди тратили деньги, на газонокосилки, солнечные батареи, кандидатов на выборах и так далее. При спокойном размышлении чувство недоумения только растёт.

Представим себе семью относительно молодых, неплохо зарабатывающих профессионалов, скажем, в Нью-Йорке с ребёнком или двумя. Работы у них могут быть не привязаны к конкретному месту, как цех на заводе, нынче всё дистанционно, какие-нибудь тренировки тренеров для тренингов и прочее управление проектами. И вот, как только дети подрастают, хорошую бюджетную школу в городе для них найти уже очень сложно. Обычно происходит это после пятого класса, окончание начальной школы, одиннадцать лет. Во весь рост встаёт проблема переезда в пригороды в поисках хорошего образования для детей. Представим даже, что им удалось продать старое жильё, разобраться с ипотекой, купить новое, собраться и переехать. А о том, что их ждёт в процессе такой деурбанизации, поговорим в следующий раз.

С предыдущим материалом можно ознакомиться здесь.