С Аней мы познакомились на одной из самых убийственных программ Les Mills — BodyCombat. Почти час сверхинтенсивной кардиотренировки с элементами единоборств давался ей невероятно легко. Аня стояла в первом ряду и каждый раз дралась ритмично, чётко и с огоньком — так, что за ней хотелось повторять. Только потом мы узнали, почему она без труда вживалась в роль «Зены — королевы воинов». Оказалось, что Аня — актриса и даже преподаватель актёрского мастерства в «Плешке». Всё самое интересное об этом комбо — в эксклюзивном интервью PERFOR.
- Мы, как солдаты, годами ходили на BodyCombat — режимно, без пропусков. Как ты с твоим графиком оказалась на этой тренировке?
- Я просто купила абонемент в фитнес-центр. Меня интересовали любые кардиотренировки, потому что почти всю жизнь мечтаю похудеть. Так вот увидев тренера по BodyCombat, на это кардио мне не захотелось. Он показался гордым и заносчивым. Но в один из выходных никаких альтернативных занятий не было, и пришлось пойти. Оказалось, это именно то, что я люблю — своего рода танец с элементами боя. Вся негативная энергия вышла.
А ещё было важно, что каждые три месяца менялась программа — треки не успевали надоесть. Но главное — наш тренер, мнение о котором я поменяла на первом же занятии. Серёжа Гвамберия ставил нам высоченную планку, мы не могли работать ниже. Хотелось делать так, как он.
- Ты говорила, что из-за профессии вся твоя жизнь — выход из зоны комфорта. И одно из немногих мест, где ты чувствуешь себя в этой самой зоне, — тренировка…
- Да. Я даже не брала с собой телефон. Пусть обзвонятся агенты, кастинг-директор — всё равно кто. Этот час мой. На BodyCombat я ни о чём не думала (ну, кроме того, как бы выжить). Сравнивала его с другим моим опытом: как я сплавлялась по горной реке. Просто плыла, и в голове не было ни одной мысли.
- То есть это своего рода медитация?
- Именно. А после тренировки я всегда такая добренькая, сразу все миленькие, красивенькие. Никто не раздражает (хотя я в принципе человек не злой).
- Ты сказала, что хотела похудеть с помощью спорта. А если посмотреть глубже. О том, что актёру необходимо держать себя в форме, говорил ещё сам Станиславский: внешняя форма отражает внутреннюю жизнь. Поэтому телесная оснащённость так важна для профессии. Ты с Константином Сергеевичем согласна? Рассматривала спорт с этой точки зрения?
- Рассматривала. Актёр (особенно театральный) физически должен быть очень готов. Сейчас почти нет спектаклей, где ты просто ходишь по сцене и что-то декламируешь. Твоя задача — легко запрыгнуть, спрыгнуть, поймать какой-то предмет, передать другому и т.д. Если ты не занимаешься спортом, как ты всё это сделаешь?
Например, в «Лисистрате», где я играю роль Клеоники, нужно постоянно ползать, быстро выскакивать, одновременно открывать какие-то люки, танцевать, там даже есть сценбой.
⁃ От одного актёра слышала, что со сцендвижения в вузе выползают. Там из студентов выжимают все соки. Поэтому из театральных институтов обычно выходят в очень достойной физической форме.
- Из нас выжимали соки не только на этом занятии. «Физических» уроков было много — каждый день хотя бы два. В нашем вузе самым жёстким был классический танец. Его преподавал декан факультета — бывшая балерина. Её методы растяжки работали с самыми деревянными студентами. Например, в группе был мальчик, который до занятия мог просто широко расставить ноги в стороны — такой у него был шпагат, а после ему оставалось сантиметров 15-ть до пола. С нами творили что-то невозможное. Но жесть была и на сцендвижении. Там я запомнила правило: никогда, занимаясь спортом, не злись.
- Это почему?
- В таком настроении я сломала ногу. Мы только размялись и должны были встать на руки, чтобы выйти в мостик. В середине процесса я передумала доделывать движение, а тело уже пошло. В результате — громкий хруст на всю аудиторию и перелом щиколотки. Я сидела и терпела дикую боль в течение двух пар — переживала, что в несчастном случае обвинят молодого преподавателя. Когда всё закончилось, меня выносили на руках одногруппники, а я кричала: «Он не виноват, это всё из-за меня!»
Позже врачи сказали, что я не смогу ходить на каблуках, прыгать и прочее. Я ответила: «Вы меня не знаете. Я всё это буду делать».
- Быстро вылечилась?
- Быстро. Но из-за этой травмы я не получила красный диплом. Потому что не сдавала сценбой — просто сидела с костылём и смотрела, как это делают другие. Поставили «4». А так бы точно сдала на «5». Но надо сказать, я и не гналась за красным дипломом. У нас были те, кто его выплакивал. А я просто в конце года открыла свой и удивилась.
- Расскажи про другой спортивный предмет — фехтование. Любила его?
- Не могу сказать, что любила. Его вёл ещё один жёсткий педагог. Полтора часа мы «сидели» в одной позиции. Ноги тряслись, немели, но как только мы их выпрямляли — хрясь! Препод бил по ним рапирой. А ещё доставалось девчонкам, которые держали руки в защите ниже необходимого. Отхватывали по пять-шесть ударов по голове за одно занятие. Моя одногруппница до сих пор вспоминает это с дрожью. А я — вроде ничего.
- По твоему мнению, насколько оправдано именно этот спорт делать частью подготовки актёров? Тебе вот сколько раз фехтование пригодилось?
- Пригождалось моим друзьям в театре. Но надо понимать, что в этот предмет входит не только владение рапирой. Мы отрабатывали много других полезных навыков. К примеру, работу с плащом. Нас обучали, как этот тяжеленный предмет ловко снять, а потом так же повесить. Это занятие помогло мне сыграть кусок из «Укрощения строптивой». Я кувыркалась, надевала на голову горшок, прыгала, кидалась кинжалом и дралась шваброй.
- Вот почему тебе зашёл Combat. После всего описанного это — легкотня.
- Вообще-то на комбате мне было нелегко. Я просто пришла и подумала: «Ну, наконец-то, нагрузка достойная меня». Люблю убиваться. И люблю спектакли, которые этого требуют.
- Откуда это у тебя? Было спортивное детство?
- Больше шести лет фигурного катания. В четыре года отвела бабушка, в третьем классе ушла. Занятия проводились в шесть утра, это стало сказываться на успеваемости в школе, упало железо, появились синяки под глазами. И было решено меня оттуда забрать. Тогда я первый раз в жизни поправилась. А тренер это предчувствовал и даже сказал родителям: «Отдайте её хоть куда-нибудь. За полгода её разнесёт». Так и получилось. Но потом килограммы быстро ушли. В детстве в теле я больше не была.
- Фигурное катание как-то пригодилось?
- Недавно про моё спортивное прошлое узнал режиссёр: «А ты можешь прыгнуть тройной тулуп?» А я ему: «Начнём с того, что и в лучшие свои годы я этого делать не могла. Максимум — двойной. Но сейчас я вам могу показать один и на земле». «Можешь? Давай!» И я это сделала. Все, кто при этом присутствовал, открыл рот. Всё-таки большая женщина…
А ещё на фигурном катании меня научили падать. Прямо так и говорили: «Падаешь — падай, не пытайся удержаться — сломаешь всё». Так, в «Лисистрате» у меня было много травм, но ни одной не связано с выполнением того самого тулупа.
- По типажу ты близка с Нонной Мордюковой. Настоящая некрасовская женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Воительница, былинная дева-богатырь. Раз тебя так увлекает спорт, хотела бы соединить два любимых дела — сыграть, например, какого-нибудь супергероиню или спортсменку?
- Очень хотела бы. Например, боксёршу. Но к сожалению, пока негде применить эти навыки. Конечно, у нас есть крутые режиссёры, но всё равно работает примитивная схема: раз ты такая, значит, в деревне ждёшь почтальона. Единственное — я играла директора школы, которая лезла на все уроки. На физкультуру приходила со свистком. Для этой сцены меня просили показать какое-нибудь лёгкое упражнение на камеру. А я ответила: «Ну смотрите, например, я могу вот так…» И каааак кинула ногу. Задирала прямо ко лбу. Они, конечно, обалдели.
- Расскажи про другие случаи, когда физическая подготовка и пластичность помогли в профессии.
- Однажды был большой пересменок. Мы с гримёрами дурачились: я приседала, кувыркалась, как могла клоуничала, а все смеялись. Режиссёр это заметил: «Слушай, Ань, у меня есть идея… Я хочу, чтобы ты повторила это «на титрах». И я танцевала два с половиной часа. Но пригодился лишь последний дубль, когда режиссёр скомандовал «делать дичь». Она-то и вошла.
- По поводу ролей спортсменок. Если в советские времена фильмов на эту тему было много, сегодня как будто бы не так. В театре ещё сложнее воплотить эту идею. Я что-то не припомню физкультурников в классической литературе. На ум пришёл пушкинский стих о дискоболе, Кити на коньках и Вронский на скачках у Толстого. Ещё Набоков про бокс в одной повести писал. А ты кого-то вспомнишь?
- Сами писатели увлекались спортом. Пушкин — боксом, Толстой — велосипедом, Куприн — плаванием и стрельбой, Набоков — футболом и т.д. Про это они вроде ничего не писали.
Но, чтобы сыграть в произведениях классиков (на любые темы), актёры должны обладать спортивными талантами. Например, в Театре Наций я участвовала в спектакле, в котором приходилось постоянно быть в движении и танцевать. Выходили со сцены только на мгновение, чтобы переодеть костюм. Братья-близнецы Рассомахины и Георгий Иобадзе там вытворяли такое — любой акробат мог бы позавидовать.
- Ты говорила, что вас воспитывали так, что вы не имели права жаловаться. Есть ли у этого обратная сторона?
- Случаются переборы. Моя близкая подруга недавно порвала связку на тренировке. Уже два месяца ничем не занимается. Надо себя беречь, а мы привыкли вкалывать так, как будто стоит камера и мы снимаемся в последнем «Рэмбо».
- Насколько спорт распространён среди твоих коллег? Кто-то из друзей-актёров разделяет с тобой это увлечение? Например, Юлия Зимина, с которой у вас творческий союз в соцсетях ( дуэт «xs_and_xl»)?
- Почти нет тех, кто живёт без спорта (если только нельзя по показаниям). Подружка ходит на тренировки к бывшей балерине. Правда, после первых трёх занятий та хотела бросить. «Это ужас, ад! Не было ни секунды, чтобы выдохнуть. Но потом я поняла, что ужас и ад — это то, что мы любим. Мы так учились и привыкли к ним», — делилась она.
- Ты ещё и педагог по актёрскому мастерству и импровизации. Кого обучаешь?
- И детей, и взрослых. Я преподаю в школе «Летово». Она считается одной из лучших в мире по программе Международного бакалавриата (IB). Очень умные дети. Очень. Их я обучаю ораторскому искусству. Мои оценки идут в аттестат, то есть это не факультатив, а серьёзный предмет. Там же я преподаю импровизацию, но уже в рамках кружка.
В РЭУ им. Г. В. Плеханова работаю на двух факультетах: «Деловая журналистика» и «Телерадиожурналистика». Полугодовой курс актёрского мастерства превращаю в практику. Не понимаю, как обучать этому предмету иначе. Открывать систему Станиславского и зачитывать? Скукочамба! Актёрское мастерство так не поймёшь.
Я стараюсь развить у своих студентов многозадачность. Чтобы они были готовы ко всему — в том числе работать с «ухом». Разубеждаю их в том, что с его помощью будут подсказывать, скорее, обсуждать жареные котлеты. Попробуй, не сбейся. Доношу до них, что, если они хотят работать в кадре, мозг должен быть ещё круче, чем у артиста. А ведь многие думают: вышел, жабо в руке (как у Ерофеева) и что-то вещаешь. Но там столько предлагаемых обстоятельств! Поймать свет, вовремя подскочить, а ещё не забыть текст. Если он в стихах — вообще весело.
- Почему?
- Если забудешь, сложнее выкрутиться из ситуации. Случается так, что артисты играют много лет одну и ту же роль, но раз — и белый лист. Какая это сцена? Где я? И это совершенно нормальные люди, без деменции.
Из-за усталости у меня тоже был такой случай. Я темпераментно кинулась на партнёра и вдруг, вместо своих слов, почему-то повторила его текст, который он только что произнёс. Пока говорила, думала: «А у меня-то какой?» В конце пришлось выдать что-то нечленораздельное. Команда потом смеялась: «Отличный рецепт от Телицыной: забыл свой текст — повторяй текст партнёра».
- Если вернуться к спорту, доказано, что физическая активность улучшает когнитивные функции (в первую очередь внимание и память). Вот и ещё один повод не бросать тренировки.
- Верно. Чтобы вмещать в свою голову длинные тексты, надо уметь переключаться и отдыхать. Без спорта для меня это сделать невозможно. Тренировки — однозначно рецепт против «белого листа» на сцене. Но в период дикой усталости лучше себя поберечь. Бывало, что я затаскивала себя на занятие в абсолютно измождённом состоянии. Однажды это закончилось обмороком. Самое интересное — когда я пришла в себя, я отзанималась до конца. Всё время думала, что нашего тренера увезут в спортивный Голливуд. А где я потом такого найду? Но вы так не делайте, не загоняйте себя.
- Как думаешь, роль тренера можно сопоставить с ролью режиссёра? Его ведь тоже слушаешься беспрекословно, даже не уходишь с тренировки после падения.
- Актёры привыкли подчиняться и выполнять всё, что говорит режиссёр. На спорте я тоже никогда не сдаюсь, работаю до последнего. Тренер говорит, что я могу, я и делаю.
Получается, их роли действительно сопоставимы. Но в том случае, если речь идёт о хорошем тренере и хорошем режиссёре.