Добрый вечер!
Москва. Конец 1980-х. Столицу и область заполонили жуткие слухи: кто-то убивал пенсионеров и мужчин, ведущих двойную жизнь. Москвичи боялись лишний раз выходить из дома, шарахались каждого тёмного переулка, если задерживались на работе допоздна. Сотрудники милиции работали наизнос, пытаясь объединить убийства воедино и отыскать виновного. В это же время Сергей Ряховский продолжал вести свой кровавый дневник жертв.
Будущий маньяк появился на свет в 1962 году в Балашихе, в самой обычной рабочей семье. Но детство Сергея нельзя было назвать беззаботным: слабое здоровье преследовало его с первых лет жизни. Астма, постоянные простуды, редкие дни без врачей и таблеток. В садик он почти не ходил, а в школу мать долго водила его за руку. Это делало мальчика удобной мишенью для насмешек.
Да, мать действительно гиперопекала мальчика. Причин для этого было много. Основная крылась в том, что с самого своего рождения мальчик был слаб здоровьем, отставал в развитии из-за врачебной ошибки при родах.
В школьные годы Сергей Ряховский оставался чужаком. Его высокий рост и лишний вес сразу выделяли его среди ровесников. Выделяли с негативной стороны: насмешки, унижения преследовали мальчика. Он не умел находить общий язык со сверстниками, держался особняком, любая попытка приблизиться к нему оборачивалась неловкостью. Девушки обходили его стороной, а первая робкая влюблённость закончилась холодным отказом и унизительным смехом.
Так формировался замкнутый и болезненно восприимчивый мальчик, которому всё труднее было найти своё место среди людей.
Что выделяло его от остальных маньяков? Он был эмпатичным. Говорят, что после смерти попугайчика он долго плакал. Ему было грустно, когда он видел бродячих кошек в непогоду, мог долго наблюдать за птицами в парках, за рыбками в аквариумах. Он любил животных больше, чем людей.
С грехом пополам окончив 8 классов, он поступил в ПТУ и обучился на электромонтера. Былая осторожность, нежность и робкость начали сменяться агрессивностью. Парень вспыхивал как спичка. И это отражалось на окружающих его людях.
Первый роман Ряховского закончился быстро: избранница боялась его вспышек гнева, поэтому решила выйти из отношений. Возможно, именно этот негативный опыт повлиял на Сергея сильнее, чем должен был: он начал обращать внимание на пожилых женщин. При этом его внимание было отнюдь не положительным.
В 1982 году Ряховский совершил серию нападений на пенсионерок в Гольяново. На одиннадцатой попытке его схватили. Ещё в СИЗО сокамерники быстро выяснили, за что Ряховский оказался под следствием, и по этапу эта информация дошла до зоны. А там к таким, как он, отношение было однозначное и жестокое. Уже в первый день пребывания в колонии его «опустили». С тех пор началась череда унижений, в том числе сексуальных, которые Сергей терпел все четыре года до освобождения.
Когда он вышел на волю, то был уже другим человеком. Пережитое озлобило его до предела. Он стал лютым гомофобом, называл гомосексуалистов людьми второго сорта и всерьёз говорил о «миссии очистить мир». В его больном сознании возникла странная теория: будто после смерти представители секс-меньшинств вернутся в новый мир уже «нормальными».
Первой жертвой стал мужчина, с которым маньяк познакомился на улице. Жертва предложила Сергею интим за деньги. Они отправились к нему на дачу через лес, где Ряховский достал из кармана отвёртку и нанёс ему несколько ударов. Труп мужчины он положил поперёк поваленной берёзы, обозначив «неправильную» ориентацию жертвы. Узнал из разговора с ним, что он скрывался: женился, завёл детей. Позже Ряховский признался, что это была своеобразная месть.
На одной жертве маньяк не остановился. Подкараулил 70-летнюю пенсионерку и изрешетил её тело той же отвёрткой, забрав из сумки 45 рублей и удостоверение участника войны. Женщина умерла в больнице.
В январе 1989-го он задушил и изнасиловал 16-летнего школьника, проткнув его лыжной палкой. Это было первое убийство ребёнка. Его отец нашёл тело и поседел в один день. На палке нашли отпечаток пальца, ставший первым следом для следователей. Но пока милиция искала «нескольких убийц», не догадываясь о том, чтобы соединить все убийства в одно дело, Ряховский продолжал охоту. Он нападал снова и снова: душил, резал, пытал. Кого-то спасала находчивость. Например, одна женщина вырвалась, укусив его за палец. Другую уберёг баллончик с газом. Но многие, конечно, домой не возвращались.
Однако, не убийствами это дело было страшным. Ряховский вёл дневник. Каждую смерть отмечал цветным гробиком. А ещё писал фантастическую повесть про Великого командора, который казнил «космических отбросов». Там он с наслаждением описывал пытки и расправы.
Особой главой его произведения стала «война» с мужчинами. Так, в Электроуглях он расчленил 73-летнего пенсионера: сначала отсёк голову и руку, а на следующий день вернулся, чтобы отпилить ещё и ногу ножовкой.
В марте 1993-го он пытал 55-летнюю женщину в сарае: штопор в лицо, петарда во влагалище. В апреле того же года убил 13-летнего интернатовца с той же жестокостью. Маньяк отсёк ему голову и сжёг её на костре. А страницы дневника пополнились новым гробом.
Задержание «Балашихинского потрошителя» стало финалом одной из самых напряжённых охот в подмосковной милиции начала 90-х. К этому моменту следствие уже имело фоторобот, составленный по показаниям выжившей жертвы, и несколько косвенных улик. Но всё это оставалось лишь фрагментами мозаики, пока оперативники не решили выставить засады у сарая, где Ряховский заранее приготовил виселицу для своей следующей жертвы.
6 апреля 1993 года сотрудники милиции в штатском дежурили неподалёку. На просёлочной дороге показался высокий мужчина, похожий на составленный фоторобот. Его взгляд был настороженным, и в руках он держал кусок верёвки. Оперативники переглянулись: это был он.
Решили действовать аккуратно и подойти как обычные прохожие. Один из милиционеров сделал шаг навстречу и протянул пачку сигарет с просьбой подкурить.
Но Ряховский, словно почуяв опасность, резко рванул с места. Началась погоня. Громадный мужчина весом больше 130 килограммов бежал удивительно быстро, сминая кусты и перелетая через канавы.
Когда его всё-таки схватили, завязалась яростная схватка. Ряховский сопротивлялся отчаянно, бил руками, пытался вырваться, сбивал людей с ног. Лишь когда оперативники выхватили пистолеты и направили их прямо в упор, маньяк понял, что бой проигран. Его скрутили, защёлкнули наручники, и только тогда он перестал дергаться.
Дома нашли его перочинный нож «Белка», постоянное орудие. Уже на первом допросе он не стал всё отрицать: признался в убийстве одной из пенсионерок.
Но по-настоящему говорить начал позже, во время следственного эксперимента на месте расправы над подростком. Там Ряховский неожиданно «раскололся» и подробно описал все свои злодеяния.
Сотрудников напугало его равнодушие к отнятым жизням. Маньяк рассказывал о расправах с наслаждением, фотографии из дел рассматривал с особым, нездоровым удовольствием. Даже попросил одну «на память».
Суд присяжных в 1995 году признал его виновным в 18 убийствах. Приговор — расстрел. «Я ещё вернусь!» — выкрикнул он в зале. Но вскоре в России объявили мораторий на смертную казнь. Смертник Ряховский превратился в «пожизненника».
Последние годы он провёл в мордовской «Единичке». Умер в 2007 году от туберкулёза, так и не проявив ни капли раскаяния.
История Балашихинского потрошителя до сих пор наводит ужас. Человек, которого в детстве опекали и жалели, превратился в чудовище.