Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

О Мастере Вань Лайшэне

От редакции: Сегодня перевод давней журнальной статьи об одном из известнейших мастеров Центрального института Гошу, Вань Лайшэне (万籁声 Wàn Làishēng, 1903-1992). ___________________ Китайские боевые искусства известны по всему миру. Шаолинь, Удан, а также стиль Естественности (自然门 Zìránmén) и многие другие ипользуются большой славой как внутри страны, так и за рубежом. Стиль Естественности вобрал в себя сильные стороны школ Шаолинь и Удан, Как сказал современный патриарх боевых искусств, известный мастер этого стиля Вань Лайшэн, стиль характеризуется своей округлостью, свободой вращения, живостью и подвижностью. Этот стиль не делает ставку на грубую силу, а искусно работает с усилием. Вкратце это можно выразить так: В движении и покое нет начала, изменения бесконечны, пустое и реальное [переплетаются], всё естественно. Вань Лайшэн был мастером боевых искусств школы Естественности, который связывал прошлое и будущее. Подавляющее большинство нынешних последователей стиля Естественност

От редакции: Сегодня перевод давней журнальной статьи об одном из известнейших мастеров Центрального института Гошу, Вань Лайшэне (万籁声 Wàn Làishēng, 1903-1992).

___________________

Китайские боевые искусства известны по всему миру. Шаолинь, Удан, а также стиль Естественности (自然门 Zìránmén) и многие другие ипользуются большой славой как внутри страны, так и за рубежом.

Стиль Естественности вобрал в себя сильные стороны школ Шаолинь и Удан, Как сказал современный патриарх боевых искусств, известный мастер этого стиля Вань Лайшэн, стиль характеризуется своей округлостью, свободой вращения, живостью и подвижностью. Этот стиль не делает ставку на грубую силу, а искусно работает с усилием. Вкратце это можно выразить так:

В движении и покое нет начала, изменения бесконечны, пустое и реальное [переплетаются], всё естественно.

Вань Лайшэн был мастером боевых искусств школы Естественности, который связывал прошлое и будущее. Подавляющее большинство нынешних последователей стиля Естественности вышли из-под его руководства. Его учителем был Ду Синьу (杜心五 Dù Xīnwǔ) - первый наследник стиля Естественности.

Господин Вань проживает в Фучжоу, ему сейчас 84 года. Он здоров и бодр, ежедневно тренируется, тщательно обучает учеников и развивает боевые искусства. Вань Лайшэн, имя при рождении - Вань Чанцин (万常青 Wàn Chángqīng), уроженец Учана, провинция Хубэй.

Он родился в 1903 году в Учане, в районе Чжэнсяньчжэнь, в семье потомственных чиновников. С детства был умным и способным. Помимо учебы под руководством старшего брата, он очень любил разминать кулаки и ноги. Стоило появиться свободной минуте, как он бежал на западную гору Учана, в бывший дворец Уского царя, и там тренировался с группой молодых людей, изучавших кулачное искусство.

В юности Вань, взяв с собой бамковый сундук с книгами, отправился в Пекин, где усердно учился. Спустя несколько лет он, наконец, поступил на лесной факультет Пекинского сельскохозяйственного университета (北京农业大学 Běijīng Nóngyè Dàxué) и поселился в Пекине вместе со своим дядей, который раньше служил военным офицером в правительстве [Китайской Республики в] Нанкине. В то время в Китае царила междоусобица милитаристов, могущественные враги вторгались [в страну], государство находилось в опасности, народ влачил жалкое существование. Будучи пламенным юношей, Вань Чанцин, конечно же, должен был серьезно выбрать для себя путь служения родине.

В конце эпохи Цин в Китай ввозилось большое количество опиума, что пагубно сказалось на физическом состоянии китайской нации, из-за чего появилось прозвище «Больной человек Восточной Азии» (东亚病夫 Dōngyà Bìngfū). Боевые искусства - квинтэссенция китайской культуры. В трудный для страны час, чтобы можно было взять в руки оружие и встать на защиту государства, необходимо было закалять тело. Поэтому Вань Чанцин избрал путь спасения родины через боевые искусства, начал изучать традиционные китайские боевые искусства, чтобы овладеть истинным мастерством и таким образом послужить Отчизне.

Поэтому во время учебы в Пекинском сельскохозяйственном университете он по-прежнему настойчиво продолжал тренировки. Искал учителей и друзей, углублял знания, тренировался на протяжении десяти лет. Но китайские боевые искусства - безгранично глубоки, постичь их без настоящего учителя - невозможно. Чтобы получить соответствующие наставления, Вань Чанцин стал учеником мастера шаолиньского стиля шести координаций (少林六合门 Shàolín Liùhémén) - И Синьюаня (益鑫渊 Yì Xīnyuān).

В то время общественный порядок был нарушен, многие известные мастера боевых искусств для заработка открывали конторы по оказанию охранных услуг (镖局 biāojú). Мастер И Синьюань ранее был начальником охраны губернатора столичной провинции, но в свободное время (по приглашению Пекинского университета) работал там преподавателем физкультуры. Таким образом, Вань Чанцин смог стать учеником этого мастера боевых искусств.

И Синьюань происходил из семьи мастеров ушу из уезда Цзи провинции Хэбэй. Помимо изучения наследственного семейного боевого искусства, он также стал учеником Лю Дэкуаня из провинции Хэбэй, который славился как «Божественный копьеносец» (神枪 Shén qiāng), и более десяти лет тренировался у него, полностью постигнув essence стиля Шести координаций (六合门 Liùhémén). После этого, следуя за учителем, он объездил четыре провинции, изучая приемы боя с мечом и копьем.

Лю Дэкуань (刘德宽 Liú Dékuān, 1826-1911) учился последовательно у Лю Циланя, Го Юньшэня и Ян Лучаня, а позже стал учеником мастера багуашу Дун Хайчуаня,  и был известен как один из «Восьми великих учеников багуашу» наряду с Инь Фу, Ма Вэйци, Ши Цзидуном, Чэн Тинхуа, Сун Чанжуном, Сун Юнсяном и Лю Фэнчунем.
Лю Дэкуань (刘德宽 Liú Dékuān, 1826-1911) учился последовательно у Лю Циланя, Го Юньшэня и Ян Лучаня, а позже стал учеником мастера багуашу Дун Хайчуаня, и был известен как один из «Восьми великих учеников багуашу» наряду с Инь Фу, Ма Вэйци, Ши Цзидуном, Чэн Тинхуа, Сун Чанжуном, Сун Юнсяном и Лю Фэнчунем.

После смерти Лю Дэкуаня И Синьюань был назначен инструктором в столичной гвардии, а в 28-й год правления Гуансюя (1902 г.) открыл контору эскорта «Юншэн» (永胜镖局 Yǒngshèng Biāojú). После образования Китайской Республики он удалился от дел и жил в родных местах.

В глазах И Синьюаня Вань Чанцин был многообещающим юношей, глаза его горели, в них скрывалась неукротимость, и, хотя он был худощав, [учитель видел, что] при усердии и настойчивости в будущем он непременно добьется успеха. Однажды Вань Чанцин закончил тренировку и уже собирался вернуться в комнату. И Синьюань подошел к нему и сказал:

Ты каждый день с утра занимаешься ушу, никогда не пропускаешь, дух твой достоин похвалы.

Вань Чанцин ответил:

Базовые навыки ученика неглубоки, приемы грубы и неуклюжи, осмелюсь спросить, как зовут старшего?

Когда И Синьюань назвал себя, Вань Чанцин с радостным изумлением воскликнул:

Давно слышал о высоком имени Учителя, прошу принять поклон ученика Вань Чанцина.

И Синьюань поспешно протянул руку, чтобы поднять его, и сказал:

Ты с сердцем погружен в изучение боевых искусств, и я не презираю твою смелость и решимость, готов давать тебе наставления.

Так, один искренне искал Учителя, другой с радостью принял ученика. Вань Лайшэн и И Синьюань в конце концов стали друзьями, невзирая на разницу в возрасте. И Синьюань, единолично передавая технику шаолиньского стиля шести координаций, тщательно обучал Вань Чанцина, благодаря чему его мастерство с каждым днем совершенствовалось. Когда Вань окончил сельскохозяйственный университет, то остался там работать.

Однако в то время Вань Чанцин еще не вступил на путь Естественности (自然门 Zìránmén), потому что ему предстояло пройти через некоторые перипетии.

Лишь став учеником Ду Синьу, он вступил на путь Естественности.

Однажды Вань Чанцин случайно узнал, что знаменитый мастер стиля Естественности Ду Синьу, которого называли «Великим героем Севера и Юга» (南北大侠 Nánběi Dàxiá), приехал в Пекин. И он сразу захотел отправиться к нему в ученики. Но Ду владел уникальным мастерством и никогда никому его не показывал.

Ду Синьу (杜心五 Dù Xīnwǔ, 1869-1953) начал изучать боевые искусства в возрасте семи лет повесив в своей тренировочной комнате табличку: «Овладей боевыми искусствами и поклянись убивать иноземных демонов». Вступив в революционное движение, был назначен телохранителем Сунь Ятсена.
Ду Синьу (杜心五 Dù Xīnwǔ, 1869-1953) начал изучать боевые искусства в возрасте семи лет повесив в своей тренировочной комнате табличку: «Овладей боевыми искусствами и поклянись убивать иноземных демонов». Вступив в революционное движение, был назначен телохранителем Сунь Ятсена.

После долгих расспросов Вань узнал, что Ду Синьу работает в Министерстве образования, и отправился навестить его, с просьбой принять его в ученики. Неожиданно Ду Синьу, услышав это, рассмеялся и сказал:

Я вообще не владею боевыми искусствами, не слушай всякие слухи, это только напрасно потраченное врем».

Вань Чанцин видел, что у Ду Синьу глаза горят как молнии, его речь и поведение выдавали в нем человека из мира ушу, при этом он отрицал, что знаком с боевыми искусствами, и это показалось ему странным. Поэтому позже он высказал свои сомнения своему учителю И Синьюаню. Тот сказал:

Ду Синьу - единственный наследник боевых искусств в полной мере перенявший истинные знания мастера Сюй Айши (徐矮师 Xú Ǎishī). Огорчаясь тяжелому положению в стране и раздробленности государства, он отправился в Японию в поисках пути спасения родины, вступил в организацию Тунмэнхой. После успеха Синьхайской революции Ду Синьу скрыл свое имя и жил в уединении. Если ты сможешь стать учеником этого редкого таланта в мире боевых искусств, это можно будет назвать большой удачей в жизни.

Получив наставления учителя И Синьюаня, Вань Чанцин с еще большей решимостью захотел стать учеником [Ду], много раз приходил к нему домой, высказывая свое искреннее желание. В конце концов, Ду Синьу, почувствовав, что его боевые навыки уже достигли довольно высокого уровня, наконец решил принять Вань Чанцина своим первым в жизни учеником.

Под руководством Ду Синьу Вань Чанцин начал с внутренних круговых движений руками (内圈手 nèi quān shǒu), и лишь спустя семь долгих лет смог понять секреты мастерства стиля Естественности.

Оказалось, что Естественность очень глубока и таинственна, внешне выглядит округлой и легкой, и вроде бы проста, но чтобы постичь ее суть, требуются долгие и упорные тренировки.

Много лет спустя Вань Лайшэн, обобщая особенности стиля Естественности, сказал:

Острота меча - в лезвии, острота копья - в острие. Поэтому изучающие Естественность сначала тренируют внутренние круговые движения руками (内圈手 nèi quān shǒu), постепенно добавляя удары головой, толчки, подсечки, подъемы ног… каждый раз тренируясь по два часа без перерыва. Затем ходьба по кирпичам, по веревочным лестницам, по треугольным столбам, по сваям, по столбам сливы мэйхуа, по краю обрыва…
Также нужно тренироваться с оружием: блокирующая доска, железные туфли, песочный мешок -шадай, палка «драконья пасть», кольца, шары инь и ян, метательные трубки, серп, стрельба из самострела…
Руки и ноги должны стать гибкими и сильными, поясница и ноги - мягкими и упругими.
При ходьбе с круговыми движениями рук через два с половиной года начинаешь ощущать ци, тогда ци опускается в даньтянь, сердце и легкие раскрываются, все болезни излечиваются, с каждым днем наступает улучшение, тело становится легким, и только тогда можно считать, что достигнуто истинное мастерство.

После того как Вань Чанцин изучил всё наследие стиля Естественности, он также стал учеником таких известных мастеров, как Лю Байчуань (刘百川 Liú Bǎichuān), Ван Жунбяо (王荣标 Wáng Róngbiāo) и других, изучая у них боевые искусства. Он в совершенстве овладел шаолиньским кулаком, тайцзицюань, стилем обезьяны, багуачжан, лоханьцюань, а также различным оружием.

Позднее он сменил имя на Вань Лайшэн и опубликовал свой знаменитый «Свод боевых искусств»

-4

В 20-30-е годы в китайских боевых искусствах появилось множество героев, все мастера обладали большой силой, царило оживление, но недостатком было то, что еще не было опубликовано ни одного всеобъемлющего и систематизированного научного труда по традиционным боевым искусствам.

Однажды в пекинской газете «Утренние известия» был опубликован рассказ из мира боевых искусств, который вызвал большой интерес у читателей. В то время Вань Чанцин уже окончил Пекинский сельскохозяйственный университет и остался там работать. Профессор по фамилии Линь сказал ему: ты окончил университет и столько лет тренировал боевые искусства, почему бы не написать какую-нибудь книгу о ушу? Профессор Линь также сказал, что знаком с главным редактором «Утренних известий», и если статья будет написана, он, возможно, сможет опубликовать ее в газете. Это предложение как раз совпало с желанием Вань Чанцина. Он оставил привычку либо погружаться в книги, либо впадать в возвышенные мечты, и всецело посвятил себя написанию книги. За очень короткое время он написал произведение объемом в триста тысяч иероглифов, в котором объединил внутренние и внешние стили северной и южной школ китайских боевых искусств, подробно записал суть различных стилей и школ, текст был живым и ярким, а изложенные в ней взгляды - глубокими и уникальными. Ежедневные публикации в «Утренних известиях» пользовались большой популярностью у читателей.

Позже друзья предложили издать эту рукопись отдельной книгой, Вань Чанцин с радостью согласился, отредактировал и собрал [статьи] в сборник, назвав его «Свод боевых искусств» (武术汇宗 Wǔshù Huìzōng), который осенью 1928 года был опубликован шанхайским издательством «Саньвэй» (上海三昧书店 Shànghǎi Sānwèi Shūdiàn). Это, по сути, была первая научная работа по боевым искусствам в современной истории Китая. Она принесла Вань Лайшэну славу «литературного светила мира боевых искусств» (武术文坛 Wǔshù wéntán).

«В движении и покое нет помех, изменения не имеют предела, пустое и реальное [переплетаются]. Всё естественно» - это также можно считать оценкой мастера Вань Чанцина старшими поколениями мастеров ушу.

После публикации «Свода боевых искусств» известный писатель Тянь Хань (田汉 Tián Hàn) и предложил Вань Чанцину сменить имя на Вань Лайшэн. Тем самым связав его с именем его старшего брата Вань Юаньшэна, используя такой смысл:

Да свершится десять тысяч благ, громкий звук (Лайшэн) возвестит об успехе (Юаньшэн).

Вань Чанцин последовал этому совету, и это имя используется им по сей день.

В мире китайских боевых искусств исторически славу приобретали, лишь победив на соревнованиях. Хотя Вань Лайшэн и написал «Свод боевых искусств», заработав тем самым репутацию «выдающегося героя», но по-настоящему знаменитым в мире ушу он стал лишь после того, как одержал победу на Первых национальных состязаниях по боевым искусствам (全国国术考试 Quánguó Guóshù Kǎoshì) в 1928 году.

Соревнования в Цзиньлине, победа без боя

Национальные состязания по боевым искусствам начались 15 октября 1928 года и проводились на общественном стадионе Нанкина (тогда Цзиньлин), провинция Цзянсу. В то время лучшие мастера ушу со всей страны собрались в Цзиньлине, зрителей было видимо-невидимо, конкуренция была невероятно острой, все гадали, кто сможет продержаться до конца, как в игре в шахматы, и завоевать первенство.

Двадцатипятилетний Вань Лайшэн был полон амбиций и полностью использовал свои соревновательные возможности. Однако, у Неба есть непредвиденные бури и ветры, у людей - утренние и вечерние несчастья. Как раз когда он готовился к схватке, он заболел малярией, и борьба с болезнью сказалась на его физической силе. Однажды по дороге он упал с лошади, сильно ударился, сломал ребро, и к прибытию в Нанкин был очень слаб и изможден. Когда он только сошел с поезда в Нанкине, порыв ветра опрокинул его на каменную скамью под навесом станции. Он болел несколько дней подряд, и друзья, сопровождавшие его, беспокоились, что предстоящие соревнования сильно пострадают.

Но Вань Лайшэн был все же высококлассным мастером ушу, и, хотя и был болен, он, как сквозь тернии к звездам, пробивался через все туры, дойдя до финальных схваток. Когда соревнования приближались к концу и осталось только 29 участников, Вань Лайшэн встретился с Гу Жучжаном, крупным и сильным мужчиной. Выйдя на площадку, тот сразу же начал яростно атаковать Вань Лайшэна. Вань Лайшэн не наступал и не отступал, двигался и отступал, уворачиваясь на площадке с удивительной легкостью. Внезапно Вань Лайшэн выбрал момент и молниеносным движением руки нанес мощный удар, Гу Жучжан рухнул на землю. Присутствовавший ректор Центрального института гошу (中央国术馆 Zhōngyāng Guóshù Guǎn) Чжан Чжицзян (张之江 Zhāng Zhījiāng) с чувством сказал:

Некоторые участники только стремятся к зрелищности, разве это китайское ушу? Прием Вань Лайшэна - вот настоящее китайское гунфу!
Гу Жучжан  (顾汝章 Gù Rǔzhāng, 1894-952) из провинции Цзянсу был известен как «Железная ладонь» (铁砂掌 Tiěshā Zhǎng), изучал шаолиньские боевые искусства у мастера из Шаньдуна по имени Янь Юньци.
Гу Жучжан (顾汝章 Gù Rǔzhāng, 1894-952) из провинции Цзянсу был известен как «Железная ладонь» (铁砂掌 Tiěshā Zhǎng), изучал шаолиньские боевые искусства у мастера из Шаньдуна по имени Янь Юньци.

Когда соревнования подошли к концу, осталось всего несколько соперников, и они, сжав кулаки, молча смотрели друг на друга, желая завоевать первенство. Среди них был Гу Жучжан, инструктор из Шаолиньского факультета Центрального института гошу, известный как «Железный тигр» (铁老虎 Tiě Lǎohǔ) и мастер «Железной ладони» (铁砂掌 Tiěshā Zhǎng). Он прошел весь турнир без поражений. Увидев, что у Вань Лайшэна глубокая база и отточенная техника, и что он представляет серьезную угрозу, Гу решил встретиться с Вань Лайшэном с глазу на глаз, чтобы выяснить, кто сильнее. Он сказал Вань Лайшэну, что если победит в частном поединке, то договорится с другими победителями, чтобы они признали его чемпионом. Вань Лайшэн ответил, что титул чемпиона не так важен, и что для братьев по искусству возможность обменяться опытом в ушу дороже всего.

Так Гу и Вань провели частный поединок. Вань Лайшэн сначала атаковал техникой голых рук стиля Естественности (自然门徒手 Zìránmén túshǒu), Гу Жучжан отступил на несколько шагов, чтобы стабилизировать положение. Но едва он перешел в наступление, занося руку для удара, как Гу Жучжану пришлось легко прыгнуть на скамью. Он уже готовился нанести удар, как вдруг увидел взгляд Вань Лайшэна, ясный и острый, подобный молнии. Гу тихо воскликнул: «Старший брат, пощади!» (师兄留手! Shīxiōng liú shǒu!) На этом эта частная встреча закончилась.

Когда Гу Жучжан рассказал другим ученикам о результатах своего поединка с Вань Лайшэном, все согласились признать Вань Лайшэна чемпионом. С тех пор Вань Лайшэн, «победив без боя» (不失而胜 bù shī ér shèng), стал известным по всей стране «Вань Лайшэном - первым богатырем ушу» (武侠元 Wǔxiá yuán), а с Гу Жучжаном они стали близкими друзьями.

В Шанхае, [победа над иностранцем]

Осенью 1930 года Вань Лайшэн ненадолго останавливался в Шанхае.

В 20-30-е годы некоторые иностранные силачи на китайской земле вели себя нагло, демонстрируя свою силу и мощь. Они считали себя непобедимыми, смотрели на китайцев свысока, не веря, что те могут им противостоять, поэтому повсюду искали поводов для конфликтов, унижая соотечественников. Однако немецкий силач по имени Келе (克利 Kèlì) получил по заслугам от Вань Лайшэна, сбежав после того, как "наелся досыта кулаков" (饱餐一顿拳头 bǎo cān yī dùn quántou).

В то время Келе узнал, что Вань Лайшэн в Шанхае, и стал повсюду его разыскивать. При встрече Келе зарычал, заявив, что хочет «встретиться в поединке» (以武相会 yǐ wǔ xiāng huì), и высокомерно заявил:

Закладывать можно и на триста ланов, но такой коротышка, как ты, не выдержит и одного удара.

Он не ставил этого китайского мастера боевых искусств ни в грош.

Вань Лайшэн не стал ему перечить. Договорившись, они с Келе пришли в сад Юйюань (豫园 Yùyuán) в старой части города, чтобы там наконец сразиться. Они приняли боевые стойки. Его хороший друг Гу Жучжан и несколько десятков других зрителей очень волновались за Вань Лайшэна. Келе снова предложил использовать боксерские перчатки. Вань Лайшэн сказал:

У вас, иностранцев, свои правила, а у меня своя техника боя, достаточно голых кулаков!

В конце концов, Келе начал яростно атаковать. Вань Лайшэн в мгновение ока уклонился. Когда Келе, тяжело дыша, казалось, начал терять силы, Вань Лайшэн внезапно подпрыгнул и нанес удар в лицо Келе. Келе отступил, Вань Лайшэн последовал за ним и нанес еще один удар. Келе с грохотом рухнул на землю, из носа потекла кровь. Присутствовавшие китайцы не могли не аплодировать и кричать от восхищения.

После этого Келе также сказал:

Только сегодня я по-настоящему понял китайское ушу, восхищаюсь! Восхищаюсь!

На самом деле, победа над Келе была лишь одним маленьким эпизодом из сотен боев, больших и малых, которые Вань Лайшэн провел за свою жизнь.

Пять тигров спускаются на юг, одним ударом решают исход

После того как Вань Лайшэн одержал победу на Национальных состязаниях по боевым искусствам, он стал известным по всей стране мастером ушу. Не только люди из мира ушу смотрели на него с уважением, но и некоторые важные лица из военных кругов уважали его.

В 1929 году в Шанхае проводились Третьи общенациональные состязания по боевым искусствам (第三届全国国术考试 Dì sān jiè quánguó guóshù kǎoshì). Вань Лайшэн был полон энтузиазма и хотел снова завоевать первенство. Но в то время в мире ушу возникли всяческин раздоры, атмосфера была напряженной. Его учителя Лю Байчуань и Ду Синьу, проявляя дальновидность, уговаривали Вань Лайшэна отказаться от участия в этих соревнованиях, чтобы избежать конфликтов и проблем из-за яростной борьбы за места. Хотя Вань Лайшэну было жаль, он послушался советов своих учителей и был вынужден отказаться от участия.

В это время председатель провинции Гуандун и главнокомандующий войсками двух провинций Гуандун и Гуанси господин Ли Цзишэнь (李济琛 Lǐ Jìshēn) написал письмо, приглашая Вань Лайшэна в Гуанчжоу на роль директора филиала Института боевых искусств провинций Гуанси и Гуандун (两广国术馆 Liǎng Guǎng Guóshù Guǎn). Вместе с ним на юг отправились также его двоюродный брат Вань Бапин (万霸平 Wàn Bàpíng), а также известные мастера северных стилей Гу Жучжан (顾汝章 Gù Rǔzhāng), Ли Сяньу (李先五 Lǐ Xiānwǔ), Фу Чжэньдэ (傅振德 Fù Zhèndé) и другие. Это и есть известное в мире ушу событие «Пять тигров спускаются на юг» (五虎下江南 Wǔ Hǔ Xià Jiāngnán). Вань Лайшэну в то время было 26 лет.

Институт боевых искусств Лянгуан (两广国术馆 Liǎng Guǎng Guóshù Guǎn) располагался на территории Второго патронного завода (第二制弹厂 Dì èr zhì dàn chǎng) в Эршатоу (二沙头 Èrshātóu) на восточной окраине Гуанчжоу. После вступления Вань Лайшэна в должность Ли Цзишэнь присвоил ему звание генерал-майора. Прибывшим с ним мастерам боевых искусств также были присвоены воинские звания в соответствии с их результатами на соревнованиях по ушу, в основном они стали инструкторами. С этого времени Вань Лайшэн в южном городе цветов (南国花城 Nán guó huā chéng - поэтическое название Гуанчжоу) все силы отдавал воспитанию следующего поколения элиты боевых искусств.

Однако ничто не обходится без трудностей. Мастера боевых искусств Гуанчжоу были весьма недовольны тем, что директором Института назначили приезжего, и выражали серьезный протест Ли Цзишэню. Тот тщетно пытался объяснить ситуацию. В итоге пришлось позволить протестующим прийти и сразиться [с Ванем], пообещав, что тот, кто сможет победить Вань Лайшэна, займет его пост директора Института боевых искусств Лянгуан. Бои длились долгих два месяца, но почти никто не смог противостоять мастерству Вань Лайшэна. С тех пор Вань Лайшэн в этих провинциях был признан как Мастер, и он внес выдающийся и уникальный вклад в развитие боевых искусств провинций Гуанси и Гуандун.

Институт боевых искусств провинций Гуанси и Гуандун просуществовал чуть более года. Из-за внутренних раздоров в Гоминьдане Ли Цзишэнь потерял власть, и Институт был вынужден закрыться.

В 1931 году, после «Мукденского инцидента» (九一八 Jiǔyībā — 18 сентября), [началась японская агрессия]. В это время мастера боевых искусств по всей стране активно пропагандировали гошу (国术 Guóshù), и школы ушу стали появляться как грибы после дождя.

Зимой 1931 года председатель правительства провинции Хунань Хэ Цзянь (何健 Hé Jiàn) решил создать в Чанша Тренировочный центр гошу (国术训练所 Guóshù Xùnliànsuǒ). Он ранее в Нанкине наблюдал за Первыми всекитайскими состязаниями по ушу и особенно восхищался мастерством Вань Лайшэна. К тому же учитель Вань Лайшэна, Ду Синьу, был уроженцем Хунани. Хэ Цзянь через Ду Синьу направил письмо Вань Лайшэну, специально приглашая его занять пост начальника Хунаньского тренировочного центра гошу.

В то время нравы в Хунани были круты, а местные боевые искусства монополизировал старый даос Ма Яолинь (马耀林 Mā Yàolín). После того как Вань Лайшэн вступил в должность начальника Тренировочного центра, старый даос Ма обращался к Хэ Цзяню, горько упрекая его:

Почему управление Хунаньским центром гошу отдали какому-то юнцу? Неужели в Хунани не нашлось людей?

Хэ Цзянь тщетно пытался объяснить, а Вань Лайшэн также неоднократно заявлял: он занимает этот пост лишь для того, чтобы подготовить несколько талантливых последователей в мире ушу. Если найдется более искусный мастер, он с радостью уступит ему место. Но сколько Хэ Цзянь ни уговаривал, старый даос Ма был непреклонен. В итоге Хэ Цзяню пришлось предложить провести поединок. На лугу, указанном Хэ Цзянем, Вань Лайшэн и старый даос Ма подписали соглашение о жизни и смерти, а затем вышли на площадку для схватки. Старый даос Ма, видя, что Вань Лайшэн худощав и ниже его ростом, решил, что тот слабее, и начал наносить удары своими «железными ладонями» (铁砂掌 Tiěshā Zhǎng), яростно круша и рубя. Вань Лайшэн же использовал искусство легких шагов (轻功 Qīnggōng), только защищаясь и не спеша контратаковать. В конце концов Вань Лайшэн с помощью уникальной техники стиля Естественности «Быстро наскочить на дерево» (灵撞上树 Líng zhuàng shàng shù) ловким ударом ноги опрокинул старого даоса Ма. Тот пытался подняться довольно долго, и в итоге ему помог подняться Вань Лайшэн. Со вздохом он сказал:

Мастерство уступает другому, нечего и говорить.

С тех пор никто больше не осмеливался оспаривать назначение Вань Лайшэна начальником Хунаньского тренировочного центра гошу.

-6