Предыдущая часть:
По мелочи
Служил у нас в полку хороший летчик. Дослужился
до командира отряда. Летчиком и командиром был
очень хорошим, любое задание выполнял, что угодно
можно было поручить, все сделает. И лодку найдет,
и авианосец облетает, да ещё и с открытыми люками
над ним пройдет, - чтобы знали наших. Но дальше
не рос, не пускала извечная наша привычка к некоторым
напиткам. Да, любил выпить, причем, делал это всегда,
не взирая на место и время, хоть на предварительной,
хоть после полетов. И вот сложилась такая обстановка,
что нам крайне необходим был замкомэска. И лучше
этого летчика не найти, но грехи не пускают. Пришлось
пойти на "должностное преступление". Договорившись
с командиром, я взял на гражданскую должность писаря
этой АЭ жену нашего героя. Та ещё жена... Помню, как
она меня материла, когда пришла "выносить бойца с
поля боя".
И что вы думаете? Помогло! Мы лишний раз убедились,
что жены действительно помогают мужьям служить.
Уволился этот прекрасный летчик командиром АЭ,
подполковником.
Совсем не про Морскую Авиацию.
А про людей, которые служили в Морской Авиации.
Служил у нас в полку штурман Игорек П. Совсем ничем
от нас не отличался, маленький такой. Причем "маленький"
- в буквальном смысле этого слова. Ну, очень маленький.
Иногда его называли "полслина", потому, что "Слин" был
двухметровым детиной. Даже командир полка один раз
попал впросак из-за маленького роста Игоря.
На разборе полетов командир полка начал ругать экипаж,
в котором летал Игорь П., причем ругал "по штурманской
части". Когда запас ругани иссяк, командир победоносно
осмотрел класс, и не увидел, чтобы Игорек встал, а так принято,
ну, в стоячем положении ругань командира глубже проникает.
Командир пошел на второй виток ругани, мол, почему "старлей"
сидит, когда полковник его "порет"? Игорек спокойно ответил,
что он давно стоит, и, для наглядности, вышел в проход. Увидев,
что этот"стоячий" штурман находится на одном уровне с "сидячими",
командир поперхнулся, и только рукой махнул.
Вот так и служил Игорек, нисколько не переживая по поводу своего
роста. А мы старались его лишний раз не обижать.
И вот всем нам представилась возможность убедиться, что "не
ростом единым" примечателен человек.
Их части сбежали два матроса. Причем сбежали с карабинами и
патронами. И уже успели это оружие применить, и что-то ограбить.
Так как у нас в тайге было только две дороги, - обыкновенная, и река,
то нормальную дорогу перекрыли, а по реке послали патрули из
офицеров и матросов-патрульных. Всем выдали оружие, приказали
беглецов задержать, а, если окажут сопротивление, уничтожить.
Большинство из нас просто отсиделись в безопасных местах, а вот
Игорек приказ выполнил.
Беглецы украли лодку, и шли на ней по реке. Лодка вышла к тому месту,
где в засаде сидел Игорек с матросами-патрульными. Увидев лодку,
Игорек встал во весь свой "богатырский" рост, и приказал рулить к
берегу. Когда беглецы сумели разглядеть Игорька, они начали смеяться,
издеваться, достали карабины, и несколько раз выстрелили в Игорька.
Игорек хладнокровно взял у патрульного карабин, и двумя выстрелами
выполнил приказ командира.
Вот после этого мы все поняли, что рост, - не самое главное в человеке.
11 сентября...
Мы готовились к "глобальной войне".
Командующий решил проверить, как мы организуем
"казарменное положение" для полка, при полном
отсутствии казарменного фонда. Ну, днем все понятно,
народ в классах и на аэродроме, питание в столовой, а
вот с ночевкой проблемы. Ночевали, кто где место найдет,
в классах на столах спали, некоторые принесли надувные
матрасы. Я очень удивлялся, - откуда у людей в нашем,
прямо скажем, далеком от курортов районе, надувные
матрасы? Мы, штабные, ночевали по кабинетам, у меня был
личный диван (приобретенный за свои деньги), а плед и
подушку выдала жена.
Как всегда, к нам прилетела "группа поддержки" из штаба
ВВС, утром должна была начаться активная фаза "войны",
с тревогой и вылетами. С большим трудом "успокоив"
"группу поддержки", мы с командиром и замполитом решили
обсудить наши дальнейшие действия. Засиделись, спать легли
поздно.
Ночью ко мне в кабинет прибежал диспетчер, разбудил, захлебываясь,
тыкал пальцем в сторону телевизора, громко разговаривал руками.
Ещё не очухавшись от "обсуждения" я понять его не смог, молча
показал ему в сторону КП, а сам пошел в кабинет командира.
Включили телевизор, тупо смотрели на горящие и рушащиеся
небоскребы... Я даже сначала подумал, а может наша "война"
и происходящее на экране - звенья одной цепи?
Но, поняв, что мы тут не причем, я стал надеяться, что нашу
"войну" отменят, мол нельзя на таком фоне "в солдатиков" играть.
Воодушевленный такой мыслью, я пошел досыпать.
И совсем "заспал" тот момент, что я должен был разбудить
начальника "группы поддержки", чтобы он в 06.00 пришел к нам
на КП, и совершенно "неожиданно" вручил нам "письмо о войне".
Начальник комисси, с опозданием прибыл на КП, расстроился,
боялся звонить на КП ВВС о том, что он опоздал с началом "войны".
Я его успокоил, сам позвонил в ВВС, доложил, что в 06.32 получил
"сигнал". На вопрос, почему не в 06.00, как было запланировано, я
ответил, что, видимо, начальник хотел добиться настоящей "внезапности",
и, к тому же, он ожидал указаний по своим действиям, в связи с событиями
в мировом масштабе.
Воевали три дня, я все время ждал отбоя, но даже когда "зеленые" Ту-95
слишком близко подошли к США, и "муруканцы" подняли крик,
нашу "войну не отбили.
Из курилки
Лето. Сидим в курилке, ждем командира. Сейчас
он придет, и начнем "совещание совещать". Жара.
"Комбезы", тельняшки, пилотки.
Сижу, в вполуха слушаю треп, а глаза "в автомате"
сканируют окружающую действительность, на предмет
"выявления и устранения". Ну, у всех НШ глаза под
это заточены.
Вдруг глаза, "сразу оба-два", упираются во что-то
красно-зеленое в квадратик, явно не военно-морское.
Сфокусировал зрение, сузил угол обзора, выявил
носки начальника РЭБ.
- Слышь, "Вован", у нас в полку, в этом сезоне, в моде
носки черного, или темно-синего цвета. Ты, это, не
все носки, которые на складе выдают, на рынок неси.
Оставь себе пару, и носи их на службу.
- "Владимирыч"! Вот Вы меня за носки порете, а у
самого на синих носках две белые полоски.
- "Вован"! Это не "белые полоски", это у меня там
тельняшка заканчивается. Надо же понимать разницу!
"Помощь зала"
Мы работали по плану краткосрочной противолодочной
операции, "гоняли ИПЛ" в целях... Ну, в очень серьезных целях.
И такая это серьезная была задача, что обложили эту лодку со
всех сторон - из-под воды, с поверхности моря, и с воздуха.
Нас предупредили, что на нашей ПЛ будет Командующий Флотом.
Лодку мы "загонялили" до того, что она подвсплыла, а это о многом
говорит. Но, как всегда, проявили излишнее усердие, "накосячили",
то есть "взяли лодку" способом, ещё не описаным в учебнике.
Вот тогда, в недрах нашего штаба и родилась легендарная фраза -
"ИПЛ уклонилась от слежения путем всплытия".
По окончании операции на связь вышел грубый голос, который
прокричал следующее: "Эй вы там, наверху! Ну-ка быстренько
посмотрите, что это за коробка надо мной тарахтит нехарактерно.
Данные завтра мне пришлите."
В переводе на нормальный язык это означало - "Я Командующий
Флотом. Немедленно обнаружить и классифицировать надводную цель,
которую не могут опознать акустики. Результаты воздушной разведки
доложить завтра в штаб Флота".
Наша пара кинулась фотографировать все суда и корабли в этом районе.
Сфотографировав все, что попалось в объектив, помчались на базу.
Сидим в кабинете, изучаем снимки. Всех опознали, а это судно опознать
не можем, даже не понятно, как его обозвать. Нервничаем, ведь нельзя же
признаться Командующему, что мы не в состоянии классифицировать цель.
В кабинет входит мой водитель, как всегда с вопросом, когда домой поедем?
Я злой, посоветовал "шоферу Васе" нам не мешать, а то домой поедем "никогда".
Вася заглянул в компьтер, на котором мы рассматривали фото, промычал "А-а...", и пополз к дежурному по штабу. Я его остановил, спросил, по какому поводу он тут мычит?
Его ответ меня убил и оживил одновременно - "Да вот, суденышко знакомое
увидел".
Оказалось, что Вася, до того, как стал водителем УАЗ-ика, был матросом
торгового флота, ходил из Находки в Японию, часто видел это судно.
Это был "автомобилевоз" новой постройки. Все оказалось очень просто, и
мы, с помощью Васи, прекрасно "отстрелялись".
После этого я всегда говорил начальнику разведки, что если возникают
проблемы с классификацией надводных целей, то надо консультироваться
у моего "шофера Васи", который, хоть и прапорщик, но в некоторых вопросах
понимает больше, чем майор, и даже подполковник.
Про находчивость
Играли в "войнушку". Выполнили необходимые мероприятия,
добрались до постановки боевой задачи. Как положено, около
часа курили, слонялись по классу, ждали рождения "Решения"
командира. Когда рождение было оформлено должным образом,
в класс пришли Командующий, комдив, и командир полка, -
Гена Д. . Уж и не знаю почему, но все звали его именно так - Гена.
Наверное потому, что он в душе так и не повзрослел, от него можно
было ждать любой нестандартной выходки. Может, именно этим он
и нравился нам.
И вот наступил момент, когда командир должен был зачитать "Боевой
приказ". Но эта "бумага" оказалась не полностью оформлена, в
принципе, как всегда. Надо было просто зачитать в "приказной" форме
"Пояснительную записку".
Но не таков был Гена! Он решил сочинять приказ "на ходу", уповая на
свою память, и висящий "План штурманского обеспечения боевого
вылета". Все шло хорошо, но с целью Гена ошибся, просто с ошибкой
прочитал координаты, "оттащил" цель километров на 300 дальше от
аэродрома. Никто и внимания на обратил, цель была "игрушечной",
мы даже на тактическую карту эту ерунду не наносили. Так бы все и
прошло без замечаний, но на каждого Гену, в каждом полку, всегда
есть очень исполнительный летчик.
Вот этот командир корабля, очень неплохой летчик, но нудный теоретик,
зачем-то нанес обстановку на карту, глубоко изучил её, и после
риторического вопроса "Какие есть вопросы?", вдруг поднял руку.
Тут удивились все, включая Командующего. Из летчика просто
"поперло" - мол, при таких раскладах, нам топлива обратно не хватает.
Командующий перестал "отбывать номер", заинтересованно смотрел
на Гену. Но этого Гену и из пушки не убьешь!
Этот ответ нам запомнился на всю оставшуюся службу, использовался
в различных, не всегда боевых ситуациях - "При полной выработке
топлива на обратном пути, - посадка на воду вблизи наших кораблей!".
Больше вопросов не было. Ни у кого.
Первая встреча
Прилетел из командировки. Иду в штаб, рассказать
старшему штурману, как отработали. На лестнице
встречаю знакомого по гарнизону подполковника,
машинально киваю головой, продолжаю движение.
- Стой! Ты откуда?
- С Камчатки.
- Что ты врешь? Я тебя знаю! Почему не приветствуешь?
- ???
- Сколько раз подтягиваешься?
- Я больше по штурманской части...
- Ну ничего, я вас всех в порядок приведу!
Захожу к "старшому", спрашиваю, кто это там по
лестницам ходит, про подтягивание спрашивает?
Тот смеется, говорит, что это новый командир полка,
от соседей назначили.
Первый маршрут
"Старлей" штурман выполняет первый в жизни полет по
маршруту. Неизвестно зачем, но контролирующим посадили
старшего штурмана дивизии, полковника. Раньше "старлей"
видел "эту глыбу" только в президиумах торжественных
собраний. "Эта глыба" давненько не летала с очень молодыми.
После полета:
- Разрешите получить замечания?
- Получай. Либо ты полный идиот, либо я.
- ???
- Ты за весь полет сказал не больше 10 предложений,
но цель нашли, отработали, домой пришли.
- Поставленная задача выполнена, больших уклонений нет,
какие проблемы?
- Ну да. Наверное, это я идиот, старею...
- Вам виднее.
Эталонная запись
Пуск ракеты К-10, по нынешним временам, был
делом суетным, и хлопотным. Участие принимали
все летчики и штурманы экипажа.
Штурман-оператор обнаруживал цель, брал её "на
захват", обнаруживал и "захватывал" ответчик ракеты,
сопровождал и наводил ракету на цель после отцепки.
Штурман корабля запитывал ракету электричеством,
раскручивал гироскопы, отцеплял ракету. Правый
летчик запускал двигатель ракеты, выводил его на
нужный режим. Ну, а командир контролировал весь
процесс, разрешал пуск, плавно отворачивал от цели
после отцепки.
Основная нагрузка лежала на штурмане-операторе. А
так как он проживал на самолете в "отдельной одноместной
конуре", подвешенной в брюхе самолета, то контролировать
его действия можно было только по СПУ. Вот и приходилось
оператору постоянно производить доклады по СПУ,
согласно "Инструкции...". Доклады были длинными, и
очень "технологичными", приблизительно такими:
"АРУ цели, АПЧК, масштаб 1.... к пуску готов!". Эти
доклады надо было произвести в сжатые сроки, и без
ошибок, с контролем положения органов управления РЛС.
В слетанных экипажах иногда доклады сокращались, что
очень не приветствовалось руководящим штурманским
составом.
Для наведения порядка в работе на боевом пути, старший
штурман дивизии решил сам слетать на пуск КР, и сделать
эталонную запись переговоров экипажа при пуске КР. Эта
акция была широко разрекламирована, мы с нетерпением
ждали результата. Полетели они со штурманом дивизии, пуск
выполнили нормально, но вот с записью переговоров что-то
не заладилось, никак нам не удавалось ознакомиться с этим
эталоном.
Зашел к нам в класс штурман полка. Вот я и пристал с вопросом,
когда же мы увидим эту легендарную запись?
- Не получилась запись.
- А что, "пленка" порвалась?
- Да нет, все работало нормально.
- А в чем дело?
- Да там всего несколько фраз, и все - матом.
______________________________________
Для любознательных:
АРУ - автоматическая регулировка усиления.
АПЧК - автоматическая подстройка частоты клистрона.
СПУ - самолетное переговорное устройство.
РЛС - радиолокационая станция.
КР - крылатая ракета.
Продолжение:
Другие рассказы автора на канале: https://dzen.ru/suite/0cb61be6-f35a-43d5-a6de-cae853a2ec5f