У каждого свой путь. Глава 6
День выдался солнечный. Василий остановил машину на стоянке перед церковной оградой. С храма как раз прихожане начали выходить, воскресная служба закончилась. С внуком Володей вышли с машины, прошли за ограду. На входе Василий осенил себя крёстным знамением, поклонился. В церкви тихо, свечки лампад потрескивают. Воздух пропитан запахом ладана и воска. Перед алтарём священник в рясе, отец Климент.
Василий кашлянул, привлекая внимание. Отец Климент обернулся, приветливо улыбнулся. Василий, а следом и внук поклонились:
— Добрый день, отче!
— Спаси вас господи! – осенил их крёстным знамением. – Как поживаете?
— Спасибо, отче, всё хорошо, — улыбнулся Василий, доставая пухлый конверт из барсетки. — Вот, пришли с внуком. Да не с пустыми руками.
Володя, немного смущаясь, стоял рядом.
— Это для храма, отец Климент, — тихо произнёс юноша.
Отец Климент удивлённо приподнял брови:
— Что это, друзья мои?
Василий расправил плечи, в его голосе звучала гордость:
— Помните, как Володя с друзьями на сплаве был? Так вот, нашли они тогда глиняный кувшин с драгоценностями возле старой мельницы. Мы сдали клад государству, как положено. А часть денег решили храму отдать на обновление.
Отец Климент всплеснул руками:
— Господи, благослови! Какие же вы добрые люди! Владимир, ты вырос настоящим человеком.
— Это всё он, — юноша кивнул в сторону дедушки, — научил меня.
Отец Климент, обнимая их обоих, ответил:
— Нет, Володя, это твоя чистая душа и доброе сердце. Пусть Господь наградит вас за такое благое дело.
В храме стало тихо. Только свечи продолжали тихо потрескивать, словно поддерживая этот момент душевной теплоты. Василий, не скрывая улыбки, произнёс:
— Мы всегда рады помочь, отче. Храм — это душа нашего народа.
Отец Климент кивнул:
— Да, и такие люди, как вы, — его опора. Спасибо вам большое!
Растроганный отец Климент отслужил в их честь благодарственный молебен. Его голос, наполненный теплом и светом, разливался по храму, словно благословляя.
Когда дедушка с внуком вышли из храма, на душе у обоих было легко и спокойно. Неподалеку от машины стояла скамейка, они присели.
— Дождёмся отца Климента, — сказал Василий, задумчиво глядя на золоченые купола. — Нам нужно поговорить о нашей экспедиции за реликвиями, которые ты нашёл в разрушенной церкви. Его участие в ней необходимо. Надеюсь, он согласится отправиться вместе с нами. Володя утвердительно кивнул в ответ.
Показался отец Климент. Его лицо излучало спокойствие и благость. Священник заметил их и направился в их сторону.
— А, вот вы где! — приветливо улыбнулся он. — Я как раз собирался вас найти.
Василий поднялся навстречу:
— Отец Климент, у нас к вам важное дело. Мы затеяли экспедицию к одной церкви и хотели бы чтобы вы приняли в ней участие.
— Я с удовольствием выслушаю вас! — Кивнул священник.
Василий кратко рассказал суть дела. Отец Климент внимательно слушал, изредка задавая уточняющие вопросы.
— Я согласен помочь вам в этом благом деле, — наконец произнёс священник, его голос звучал твёрдо и уверенно. — Такие находки должны быть сохранены для будущих поколений.
Василий удовлетворённо кивнул:
— Тогда ждём вас у меня на даче в среду вечером. Там и обсудим все детали предстоящей экспедиции.
— Буду непременно, — ответил отец Климент, поднимаясь со скамейки. — Господь в помощь нам всем.
Прощаясь, они обменялись тёплыми рукопожатиями. Василий с Володей вернулись к машине, а отец Климент направился обратно к храму, погружённый в свои мысли.
Вечерело, солнце уже клонилось к закату, окрашивая небо в нежные розовые тона. Сидя с внуком на веранде, Василий сказал:
— Ну что, внук, теперь нужно как следует подготовиться. Список снаряжения составить, карты изучить.
*****
Тёплый летний вечер разлился над дачей. Солнце медленно клонилось к закату, окрашивая в золотистые тона гараж Василия. В воздухе пахло скошенной травой и нагретым металлом.
Василий возился с Ленд Ровером: готовил к завтрашней поездке. Машина была не новой, но надёжной — такие служат верой и правдой десятилетиями. Василий уважительно называл его «Ветеран». К воротам подъехала коричневая Нива. Из автомобиля вышел отец Климент, высокий, с седой бородкой и добрыми глазами.
— Здравия тебе, Василий! — Отец Климент захлопнул дверцу машины. — Готов к завтрашнему дню?
Василий, вытирая руки ветошью, улыбнулся:
— А то! Внук мой, Володя, уж который день про тот схрон рассказывает. Только неспокойно мне — места-то глухие.
— Не переживай, — спокойно ответил священник. — Господь бережёт тех, кто делом праведным занят. А реликвии те вернуть — дело богоугодное.
В доме уже накрыли стол к ужину. Александра, жена Михалыча, хлопотала у плиты, готовя всё необходимое в дорогу. Володя нетерпеливо поглядывал в окно. Он первым обнаружил тайник в заброшенной церкви, и теперь ему не терпелось вернуться туда, чтобы помочь с возвращением реликвий на законное место.
— Деда, завтра пораньше надо встать. — напомнил он, уплетая бабушкины пирожки.
— Конечно, — кивнул Василий. — Только спать тоже пораньше ляжешь. Дорога неблизкая.
После ужина обсуждали маршрут, ещё раз проверили снаряжение. Василий достал планшет, вывел на экран карту, которую заранее скачал. В тех местах, куда они завтра выдвигаются, интернет отсутствовал, поэтому ориентироваться они будут только по ней. Три головы: две убелённых сединой и одна коротко стриженная, склонились над картой.
Володя нашёл нужную точку — конечную цель их путешествия.
— Вот наша церковь.
Отец Климент внимательно посмотрел на экран.
— А тут деревня, в которой мой товарищ старинный живёт, а от неё дорога просёлочная есть старая, которая выведет нас к церкви, — показал он карандашом на извилистую линию. — Только местами заросла. Но твой «Ветеран», — он поднял глаза на Василия, — пройдёт, я не сомневаюсь. Доберёмся до деревни, остановимся у Валентина, — так товарища моего зовут, — пояснил он, — а там уже определимся, как ехать дальше. Валентин прекрасно знает те места что-нибудь да посоветует.
Ночь опустилась на дачу тихая и тёплая. В саду стрекотали сверчки, где-то вдалеке лаяла собака. Михалыч сидел на крыльце, смотрел на звёздное небо и думал о завтрашнем дне.
А завтра… Завтра их ждёт долгий путь через глухие леса, к заброшенной церкви, хранящей свои тайны. И, возможно, не только реликвии найдут они там...