Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Ковры-самолёты и сотовая связь: чего не было в Великолепном веке

Если верить сериалу, гарем дворца Топкапы в XVI веке был чем-то средним между венецианским карнавалом и парижской неделей моды. Дамы всех мастей и рангов разгуливают в платьях, которые недвусмысленно подчёркивают всё, что по тогдашним канонам шариата и дворцового этикета полагалось прятать под семью слоями ткани. Глубокие декольте, открытые плечи, приталенные силуэты — художники по костюмам, очевидно, черпали вдохновение не в музейных архивах, а в глянцевых журналах. Настоящая женщина османского двора того периода выглядела совершенно иначе. Её наряд состоял из нескольких слоёв: нижние шаровары, поверх них — длинная рубаха-гёмлек, а затем уже верхнее платье-энтари или кафтан. Всё это было свободного кроя, скрывающего очертания фигуры, а не демонстрирующего их. Вырез на груди если и был, то скромный, и уж точно никто не щеголял с оголёнными руками и плечами. Это было немыслимо не только с точки зрения религии, но и простого бытового приличия. А уж диадемы и короны, которые героини носят
Оглавление

Гардеробная катастрофа имперского масштаба

Если верить сериалу, гарем дворца Топкапы в XVI веке был чем-то средним между венецианским карнавалом и парижской неделей моды. Дамы всех мастей и рангов разгуливают в платьях, которые недвусмысленно подчёркивают всё, что по тогдашним канонам шариата и дворцового этикета полагалось прятать под семью слоями ткани. Глубокие декольте, открытые плечи, приталенные силуэты — художники по костюмам, очевидно, черпали вдохновение не в музейных архивах, а в глянцевых журналах. Настоящая женщина османского двора того периода выглядела совершенно иначе. Её наряд состоял из нескольких слоёв: нижние шаровары, поверх них — длинная рубаха-гёмлек, а затем уже верхнее платье-энтари или кафтан. Всё это было свободного кроя, скрывающего очертания фигуры, а не демонстрирующего их. Вырез на груди если и был, то скромный, и уж точно никто не щеголял с оголёнными руками и плечами. Это было немыслимо не только с точки зрения религии, но и простого бытового приличия. А уж диадемы и короны, которые героини носят не снимая, как будто это неотъемлемая часть черепа, — и вовсе фантазия. Османские султанши носили сложные головные уборы, часто напоминавшие высокий колпак, украшенный драгоценностями и тонкой вуалью, но никак не европейские короны.

-2

Но даже в этом вымышленном мире моды создатели умудрились проявить удивительную экономность. Внимательный зритель не раз замечал, как одно и то же роскошное платье или замысловатое украшение кочует от одной героини к другой. Изумрудное ожерелье, ещё вчера украшавшее шею Хюррем, сегодня вдруг объявляется на её заклятой подруге Махидевран. Платье, в котором блистала Хатидже, спустя пару сезонов без зазрения совести надевает какая-нибудь второстепенная наложница. Видимо, бюджет, выделенный на костюмы, был хоть и огромным, но не бесконечным, и костюмерам приходилось выкручиваться, надеясь, что зритель в пылу страстей не заметит этого круговорота вещей в гареме. Особо забавные казусы случались с украшениями: массивная диадема одной султанши в следующей серии могла легко превратиться в брошь на платье другой или даже в пряжку на поясе. Этакая ювелирная трансформация, достойная лучших фокусников. Конечно, можно предположить, что сёстры и жёны султана просто одалживали друг у друга наряды, но в атмосфере, где дружба была редкой и недолговечной роскошью, такой обмен любезностями выглядит ещё более фантастично, чем трактор в кадре. Ну и вишенка на торте — татуировка на руке Марии, служанки Хюррем. В одной из сцен, где девушка помогает своей госпоже, на её запястье отчётливо виден современный нательный рисунок. Гримёры то ли забыли, то ли поленились его замаскировать, и в XVI век просочился артефакт из века XXI. Мелочь, но показательная.

Призраки из будущего и султанские гаджеты

Походы османской армии в сериале показаны с эпическим размахом: тысячи статистов, грохот пушек, бряцание стали. Войско Сулеймана движется по полям, разбивает лагеря, готовится к битвам. И всё бы ничего, если бы в эту величественную картину то и дело не встревали артефакты из будущего, которые не заметил бы только слепой.

-3

В одной из сцен, где несравненный Бали-бей, сидя на коне, произносит очередную пафосную речь, на заднем плане мирно стоит себе… трактор. Обычный сельскохозяйственный трактор, который, видимо, приехал помочь османам со вспашкой завоёванных земель. В другой сцене, где султанское войско разбило лагерь в живописной долине, над шатрами гордо возвышается вышка сотовой связи. Видимо, для Ибрагима-паши было крайне важно оставаться на связи со Стамбулом и оперативно получать лайки за взятые крепости. Почтовые голуби и гонцы — это прошлый век, когда под рукой есть стабильный 4G.

-4

Но чудеса техники на этом не заканчиваются. Время от времени во время самых драматичных диалогов, происходящих в тиши дворцовых покоев, на заднем плане отчётливо слышен гул турбин пролетающего самолёта. Видимо, это сам Сулейман возвращался из очередного похода на своём личном ковре-самолёте, забыв вовремя выключить двигатели. А в покоях его сестры Хатидже, рядом с роскошным канделябром, на стене можно разглядеть обычный пластиковый выключатель. Наверное, на случай, если вдруг закончатся свечи, можно было просто щёлкнуть клавишей и включить электрический свет. И уж совсем комично выглядит сцена в дворцовом саду, где за спиной всё того же Бали-бея притаилась современная алюминиевая стремянка.

-5

Возможно, Михримах попросила его достать яблочко с верхней ветки, а бравый военачальник, не привыкший лазить по деревьям, предусмотрительно захватил с собой инвентарь. Эти ляпы, конечно, можно списать на невнимательность съёмочной группы, которая в суматоке просто не уследила за чистотой кадра. Но есть в этом и некая ирония: создатели так увлеклись созданием красивой картинки, что упустили из виду детали, которые эту картинку напрочь разрушают, превращая историческую драму в ненаучную фантастику.

-6

Обед у султана: помидоры из будущего и вилки раздора

Сцены трапез в сериале — отдельный вид искусства, имеющий мало общего с исторической реальностью. Члены султанской семьи и их приближённые чинно восседают за высокими столами, уставленными золотой посудой, и орудуют вилками и ножами, словно европейские аристократы. На столах красуются гобеленовые скатерти, горят свечи в канделябрах. Выглядит всё это богато и благородно, вот только в Османской империи XVI века так не ели. Никаких столов и стульев в нашем понимании во дворце не было. Трапезничали, сидя на полу, на коврах и подушках, вокруг низкого круглого или восьмиугольного столика-подноса, который назывался «софра». Еду подавали в больших общих блюдах, и каждый брал себе куски руками или с помощью лепёшки. Вилки и ножи как индивидуальные приборы вошли в обиход в Турции гораздо позже, под влиянием Европы, а во времена Сулеймана их использование сочли бы варварской причудой. Ложки, конечно, были, но ими ели в основном супы и жидкие блюда.

Не меньше вопросов вызывает и меню. На султанском столе мы видим помидоры, сладкий перец и даже картофель. Проблема в том, что все эти овощи родом из Нового Света, и в XVI веке они только-только начинали своё путешествие в Европу, а до Османской империи добрались и того позже, веке в XVII-XVIII. Основой османской кухни того времени были баранина, курица, рис, бобовые, баклажаны, лук, чеснок и огромное количество зелени. Фрукты тоже были в изобилии — инжир, виноград, абрикосы, гранаты, но никак не яблоки в том виде, в котором они показаны в сериале. Те сорта яблок, что мы видим, были выведены значительно позднее. Таким образом, трапеза султана, показанная в сериале, — это скорее фантазия на тему современной турецкой кухни, адаптированная для зрителя, привыкшего к определённой сервировке и набору продуктов. Реальный обед во дворце Топкапы был бы для нас, вероятно, менее эстетичным, но куда более аутентичным: сидя на полу, люди едят руками из общей посуды плов с бараниной и запивают всё это шербетом. Никаких помидоров и изящных вилок.

Вымышленные враги и гости из других эпох

Сценаристы, стремясь сделать сюжет более острым и драматичным, не побоялись ввести в повествование персонажей, которых в реальности либо не существовало вовсе, либо они жили в совершенно другую эпоху. Самый яркий пример — кастильская принцесса Изабелла Фортуна. В сериале она предстаёт роковой красавицей, пленницей султана, которая на какое-то время становится серьёзной соперницей Хюррем в борьбе за сердце Сулеймана. Эта сюжетная линия полна страстей, интриг и ревности. Проблема лишь в том, что никакой принцессы Изабеллы Фортуны при дворе Сулеймана никогда не было. Историки предполагают, что прообразом этого персонажа могла послужить Изабелла I Кастильская, знаменитая королева, покровительница Колумба. Личность, безусловно, историческая и знаковая. Вот только покинула она этот мир в 1504 году, когда будущему султану Сулейману Великолепному было всего десять лет. Их встреча была физически невозможна. Сценаристы попросту взяли громкое имя из другой эпохи и вставили его в свой сюжет для придания ему большего веса и драматизма.

Это не единственный случай вольного обращения с историческими личностями. Многие персонажи второго плана, их характеры и поступки, являются скорее художественным вымыслом, чем отражением реальности. Например, взаимоотношения между сёстрами султана, их постоянные интриги против Хюррем, показаны с преувеличенной степенью враждебности. В реальности жизнь во дворце регулировалась строжайшим протоколом, и открытые конфликты такого уровня были маловероятны. Но для сериала, где нужен постоянный конфликт, такая модель поведения оказалась как нельзя кстати. Создатели пошли по пути наименьшего сопротивления: вместо того чтобы глубоко изучать сложные политические и социальные процессы той эпохи, они свели повествование к личным взаимоотношениям и банальной борьбе за мужчину. Это, безусловно, сделало сериал более понятным и близким массовому зрителю, но при этом сильно исказило историческую картину. Реальная борьба за власть в Османской империи была куда сложнее и многограннее, чем простые женские козни, показанные в сериале. Но разбираться в тонкостях янычарских бунтов или интригах Дивана зрителю было бы скучно, а вот наблюдать за тем, как одна красивая женщина пытается поставить подножку другой, — самое то.

Гарем: тюрьма или институт благородных девиц?

Пожалуй, самое большое искажение в сериале касается изображения гарема. На экране мы видим некое подобие элитного клуба, где сотни красавиц со всего мира томятся в ожидании султана, а в свободное время плетут интриги, устраивают заговоры и ведут светские беседы. Они свободно разгуливают по дворцу, носят откровенные наряды и обладают невиданной для того времени свободой воли. Реальный гарем дворца Топкапы был устроен совершенно иначе и больше походил на закрытый женский монастырь или элитный институт, нежели на дом свиданий. Это был сложный, иерархически выстроенный организм со своими строгими правилами и законами. Во главе стояла мать правящего султана — валиде-султан. Ей подчинялись все женщины гарема, от простых служанок до жён и сестёр падишаха. Девушки, попадавшие в гарем (чаще всего это были пленницы или купленные рабыни), проходили строгий отбор. Их обучали не только музыке, танцам и искусству обольщения, но и грамоте, каллиграфии, этикету, а иногда и основам политики. Гарем был не просто местом утех султана, а кузницей кадров для имперской элиты. Выпускницы этой «академии», так и не попавшие в покои повелителя, часто становились жёнами влиятельных пашей и визирей, укрепляя тем самым связи между двором и государственной администрацией.

Свобода передвижения была строго ограничена. Территория гарема была изолирована от остального дворца, и покинуть её без особого разрешения было невозможно. О том, чтобы разгуливать по садам или заглядывать в зал заседаний Дивана, не могло быть и речи. Вся жизнь проходила внутри «золотой клетки». Отношения между наложницами регулировались строгой дисциплиной. Конечно, были и зависть, и соперничество, но открытые столкновения, попытки незаметно устранить соперницу с помощью кулинарных хитростей и прочие атрибуты сериальной жизни были скорее исключением, чем правилом. Любое нарушение порядка пресекалось быстро и без сантиментов. Таким образом, сериал создал миф о гареме как о месте вечного праздника и интриг, в то время как в реальности это был жёстко структурированный институт, выполнявший важные социальные и политические функции. Он был неотъемлемой частью османской государственной машины, а не просто фоном для любовных историй. Но правда, как это часто бывает, оказалась куда скучнее красивого вымысла.