30 лет назад Краснодар держал в страхе загадочный маньяк. Одну за другой он похищал молодых девушек, после чего их тела находили за городом со следами удушения и странной меткой на теле. Долгое время следователи гадали, кем может быть убийца, пока на разгадку их не вывел один телефонный звонок. Однако по сей день преступник остается безнаказанным. «Маньяк-таксист» — в этом материале.
В начале 2000-х годов Краснодар потрясла серия загадочных преступлений. В городе одна за другой пропадали молодые женщины. Через несколько дней после исчезновения их тела находили за городом — на обочине трассы или в полях. Их не грабили и не насиловали, однако на каждом теле оставались следы удушения. Некоторых облили бензином и сожгли.
На телах также находили одну и ту же необычную метку: красный круг, перечеркнутый полосами. Сначала следователи решили, что в деле могут быть замешаны сатанисты, и начали исследовать книги по оккультным практикам. Но это не помогло: выяснилось, что у знака не было никакого тайного смысла.
Долгое время расследование оставалось в тупике: не было ни свидетелей, ни зацепок. Все изменилось после одного звонка.
«Был головной болью»
В конце 1970-х годов армянская семья Ароян перебралась из Тольятти в Краснодар. У отца семейства Вахтанга Арояна на тот момент был 10-летний сын Леван и младшая дочь. Он успешно занимался торговлей, а когда в 1988 году приняли закон «О кооперации», разрешивший заниматься частным бизнесом, он быстро занялся предпринимательством.
Вахтанг хотел, чтобы сын продолжил его дело, однако уже с детства у Левана начали проявляться серьезные проблемы с психическим здоровьем. Первые классы начальной школы он учился хорошо, но к третьему скатился на двойки. Он стал апатичным и вялым, хотя при этом отличался повышенным аппетитом. По словам знакомых семьи, ребенком он выбил другу глаз с помощью пневматического пистолета — хотел посмотреть, как тот «вытекает».
В 11 лет Левана направили в психоневрологический диспансер. Врачи диагностировали у него параноидную шизофрению: мальчик жаловался, что его мучают галлюцинации.
Родители скрывали диагноз от окружающих и со временем стали бояться подпускать Левана к младшей сестре. Примерно тогда его отправили лечиться в психиатрическую клинику на несколько месяцев. Леван там быстро освоился, даже завел друзей среди пациентов, но иногда говорил, что слышит «голоса, которые зовут домой», и пытался сбежать.
После курса лечения Леван вернулся домой и снова пошел в школу. Учителя давали ему отрицательные характеристики — они отмечали, что мальчик с трудом сосредотачивался, не умел делать выводы и обобщения, не обладал усидчивостью и постоянно отставал по программе. В итоге он с трудом дотянул до восьмого класса, после чего бросил учебу.
Один из коллег Вахтанга Арояна вспоминал: «Он был его головной болью. Поэтому он держал сына при себе, устроил водителем, хотя прав у Левана не было. На всякий случай всегда возил с собой уплаченный штраф в 100 рублей за езду без водительского удостоверения».
К подростковому возрасту, который пришелся на середину 1980-х годов, психическое состояние Левана ухудшилось. Он становился все более агрессивным и при высоком росте и атлетическом телосложении его вспышки гнева становились все большей угрозой для окружающих. Леван стал чаще проводить время в компании уличных хулиганов и подростков, тянувшихся к криминалу.
В 1986 году Леван напал на кондуктора автобуса. Угрожая ножом, он требовал отдать ему выручку и, получив 30 рублей, скрылся. Уголовное дело заводить не стали из-за его психического заболевания, а Левана снова отправили в психиатрическую больницу.
В тени отца
После очередного курса лечения Леван в 1988 году снова оказался дома. Некоторое время он вел относительно спокойную жизнь, но продлилось это недолго. Уже в 1990 году 20-летний Леван вновь попал в поле зрения правоохранителей: на этот раз — за участие в разбойном нападении вместе с компанией сверстников. Его задержали, но ситуация повторилась: судебно-медицинская экспертиза признала его невменяемым.
Вместо тюрьмы его снова отправили в психиатрическую больницу, где он прошел курс лечения. В начале 1990-х годов врачи решили, что он не представляет угрозы для общества. После этого Левана снова выпустили на свободу.
Уже через несколько месяцев последовал новый арест — теперь по обвинению в изнасиловании. Однако и этот эпизод не завершился судом: наличие психиатрического диагноза вновь освободило его от уголовной ответственности.
После ареста Леван стал чаще находиться рядом с отцом. Вахтанг Ароян был единственным человеком, кто мог хоть как-то сдерживать сына. Он устраивал его на разные должности в собственной фирме, держал поближе, пытаясь хоть как то контролировать.
В середине 1990-х годов Леван познакомился с девушкой по имени Оксана и между ними завязались отношения. Они съехались, но отношения быстро стали портиться. Любое недопонимание или бытовая мелочь приводили Левана в ярость. Он срывался, и у него случались приступы агрессии, справиться с которыми мог только его отец.
Оксана стала обращаться к Вахтангу за помощью. И в какой-то момент, несмотря на значительную разницу в возрасте, у них начались интимные отношения. Леван об этом узнал, когда следил за Оксаной. Он чувствовал себя преданным сразу с двух сторон: женщиной, которую любил и считал своей, и отцом, который всегда был для него ключевой фигурой.
После того как правда вскрылась, Леван расстался с Оксаной, затаив глубокую обиду.
Загадочный символ
В середине 1990-х годов Вахтанг Ароян уже считался одним из заметных предпринимателей Краснодара. Его фирма «Крайбыткомплект», основанная в 1992 году, занималась сразу несколькими направлениями: от торговли и управления имуществом до строительства. В те годы такие компании быстро набирали вес, и имя Арояна все чаще звучало в городских деловых кругах. Леван тоже все время был «под присмотром»: отец устроил его личным шофером.
Именно тогда в Краснодаре заговорили о необычном преступнике, который на годы останется на слуху у местных жителей. Летом 1996 года в городе пропала 25-летняя Виктория Шварлис. Девушка вышла по делам всего на несколько часов, но домой так и не вернулась. Родные сразу забили тревогу: Виктория никогда не уходила надолго, не предупредив родных. Через три дня милиция приняла заявление о ее пропаже. Еще спустя день ее обугленное тело нашли в лесополосе в пригороде Краснодара.
В эти годы Россия переживала экономический и политический кризис, уровень насилия был высоким. В Краснодаре, как и в других крупных городах, криминальные разборки не были редкостью, однако дело Шварлис было необычным. Девушку не просто убили. Ее задушили, а затем облили бензином и подожгли. При этом Шварлис не насиловали, а рядом остались практически все ее личные вещи, даже деньги. Пропала только пара недорогих серег.
Но главное — на ее теле нашли странную метку: в центре грудной клетки Шварлис был нарисован красный круг, перечеркнутый полосами. Следователи установили, что символ, скорее всего, нанесли губной помадой. На долгие месяцы следствие зашло в тупик. А потом произошло еще одно похожее убийство.
«Маньяк-таксист»
Осенью 1998 года на берегу канала в одном из пригородных поселков было найдено тело молодой женщины — Елены Черноивановой. Как и Викторию Шварлис, девушку задушили, затем облили бензином и подожгли. При ней остались почти все личные вещи, на этот раз пропало только золотое кольцо. Следов сексуализированного насилия также не обнаружили, а на лице убитой оказался все тот же загадочный символ.
Следователи предположили, что это мог сделать тот же убийца. Однако ни свидетелей, ни следов преступника правоохранители не нашли.
К весне 2001 года следственная группа так и не приблизилась к разгадке. Тем временем внимание милиции привлек новый эпизод: на 16-м километре Ростовского шоссе обнаружили очередное тело. Задушена была молодая женщина, следов изнасилования на теле не было. Но на этот раз тело не поджигали. Правоохранители задумались: новый ли это убийца или все тот же.
В это время в городе пропали еще три девушки — Ирина Нищенко, Валентина Яковлева и Юлия Павлова. Анализируя обстоятельства дел, эксперты наконец заметили еще одну общую деталь: каждая из них накануне смерти по разным причинам пыталась поймать такси или попутку — последний раз их видели на остановках общественного транспорта.
После этого расследованием исчезновений начали заниматься всерьез. 4 декабря 2001 года в городе была создана специальная следственно-оперативная группа, в которую вошли лучшие следователи и криминалисты края. Первым делом они проверили всех водителей, которые работали в такси или занимались частными перевозками. Тогда же преступник получил в городе прозвище «маньяк-таксист».
Вскоре следствие выстроило карту возможных перемещений преступника.
Начальник криминалистического отдела прокуратуры Краснодарского края Валерий Хан рассказывал редакции «99.РУ», что точки, в которых находили тела убитых девушек, выстроились в своеобразный треугольник из Прикубанского округа Краснодара, Северского, Славянского и Красноармейского районов и Абинска.
Оперативники решили попробовать поймать убийцу «на живца»: они использовали подставных девушек, которые изображали обычных пассажирок и ловили в городе машины. Актрис специально одели так, чтобы привлечь внимание: короткие юбки, яркий макияж, заметные украшения из золота. Однако план не дал результата. За две недели эксперимента расследование не продвинулось.
Знакомый почерк
После серии убийств 2001 года в Краснодаре наступило ...