Найти в Дзене
Копилка

Как слушать музыку часть 2

Многие люди музыку слушают фоном, делаю дело и слушаю. Поместите музыку в центр вашего внимания время прогулки, не выполняя параллельно никаких действий, более сложных, чем ходьба. А если мне нравится делать уборку под Моцарта или Шуберта (и других)? Конечно, это прекрасно, но слушанием это не называется. Знайте, что за музыку Вы слушаете Вам может показаться забавным, но множество людей, оказываясь на
концерте, говорят потом, что ходили на композитора такого-то или, хуже того, «на скрипку». Представьте, что Вы читаете книгу, не зная ни её названия, ни автора, ни времени, которому она принадлежит, ни языка, на котором написана в оригинале. Или что Вы пришли на выставку и долго рассматриваете картины, не уточняя, кем, когда, в какой стране и при каких обстоятельствах они написаны. Согласитесь: вряд ли кому-то захочется потратить время подобным образом! Не допускайте такого, очутившись на концерте. Обязательно уточните, что исполняется, в каком порядке, из скольких частей состоит, когда

Многие люди музыку слушают фоном, делаю дело и слушаю. Поместите музыку в центр вашего внимания время прогулки, не выполняя параллельно никаких действий, более сложных, чем ходьба.

А если мне нравится делать уборку под Моцарта или Шуберта (и других)? Конечно, это прекрасно, но слушанием это не называется.

Знайте, что за музыку Вы слушаете

Вам может показаться забавным, но множество людей, оказываясь на
концерте, говорят потом, что ходили на композитора такого-то или, хуже того, «на скрипку». Представьте, что Вы читаете книгу, не зная ни её названия, ни автора, ни времени, которому она принадлежит, ни языка, на котором написана в оригинале. Или что Вы пришли на выставку и долго рассматриваете картины, не уточняя, кем, когда, в какой стране и при каких обстоятельствах они написаны. Согласитесь: вряд ли кому-то захочется потратить время подобным образом! Не допускайте такого, очутившись на концерте. Обязательно уточните, что исполняется, в каком порядке, из скольких частей состоит, когда начинается и заканчивается. Вам будет гораздо интереснее слушать, если Вы будете понимать структуру сочинения и помнить, кем оно было создано. Посмотрите на фотографию или портрет композитора, узнайте, когда он жил и какое место занимает в музыкальной истории. Иногда такая информация приводится в программке или буклете, но ее очень просто узнать самостоятельно.

Слушайте разные исполнения

Мы говорили выше, что в большинстве случаев — от ренессанса до авангарда — академическая музыка представляет собой текст, который могут по-разному сыграть разные исполнители. Этим она отличается, например, от рока, где исполнение — это и есть текст. Мы можем сказать, что соната Прокофьева исключительно хороша, но пианист, например, Иванов, сыграл её посредственно. А вот сказать, что альбом, например, Чайковского прекрасен, но сыгран и спет слабовато, будет абсурдом.

В неакадемической музыке существует культура кавер-версии («перепевания» одним артистом песни другого). Однако это не то же самое, что интерпретация в классике: каверы всегда осознанно вторичны относительно оригинала и позволяют себе куда больше свободы, соавторства, перепридумывания. В классике же оригинал отсутствует как таковой, и исполнители стараются максимально точно сыграть текст, но находят при этом способ привнести в свою трактовку особое художественное содержание.

Если мы часто слушаем полюбившееся классическое сочинение в
одном исполнении, то мало-помалу склеиваем в своём восприятии одну
конкретную трактовку и произведение вообще. Нам кажется, что соната
Прокофьева — и есть то, как наш любимый пианист "Петров" её играет. Однако если мы услышим эту сонату в исполнении пианиста "Сидорова", то она покажется нам иной. Иногда — другой до неузнаваемости из-за разницы в темпах, произношении и артикуляции звука, строении фраз. Версия пианиста "Сидорова" не дальше и не ближе к «оригиналу» сонаты, поскольку оригинала, напомним, не существует вообще. Именно поэтому слушать знакомую музыку в разных исполнениях — так интересно: мы узнаем бессчётное множество подлинников одного сочинения. Из-за того, что текст нам уже знаком, мелкие нюансы и детали интерпретаций слышны очень хорошо. Иногда можно даже поймать исполнителя на неправильных нотах! Удовольствия в этом случае — ещё больше, а слушательский опыт накапливается стократ интенсивнее, чем при «утюжке» одной и той же трактовки любимой музыки.

Не слушайте суррогатное

Существует такое явление, как поп-обработки классических хитов. Оно
далеко не новое. "Одна из знаменитых его исторических вех — пластинка
«Hooked on classics», записанная в 1981 году британским Королевским
филармоническим оркестром. Там под бодрый танцевальный бит звучали
накрошенные в попурри шлягеры классической музыки — от Моцарта до
Чайковского." Сам по себе этот жанр неплох (вообще, нет ничего «плохого»
или «предосудительного» в том, чтобы любить какое-то художественное
явление). "Более того, у него были свои уникальные вершины: послушайте
альбом «Switched-оп Bach» американки Венди Карлос, вышедший ещё
раньше — в 1968 году: там музыка Баха звучит на винтажных модульных
синтезаторах. Или же возьмем культовую советскую пластинку
«Метаморфозы» 1980 года, где классика переложена для синтезатора Синти-
100. Единственное, чего точно не стоит делать, — это слушать «Грозу» из
«Времён года» на электроскрипке, считая, что это приближает вас к
открытию музыки Антонио Вивальди."

Оцените время, год или столетие создание музыки, которую Вы слушаете

Мы называем «современными» литературу и поэзию, которые были созданы в течение последних полутора-двух десятилетий. Приблизительно то же — с другими искусствами, хотя скорость «старения» может у них отличаться.

Разное время нужно для того, чтобы художественный язык обновился так сильно, что здание, спектакль или картина перестали быть «современными».

"Жёстче всего мы относимся к понятию актуальности в неакадемической музыке. Иногда явления, появившиеся в ней год или пару лет назад, уже считаются историей, не имеющей отношения к сегодняшнему дню. Это происходит потому, что такая музыка тесно связана с жизнью общества — его проблемами, субкультурами, меньшинствами, модой, политическим климатом, мгновенно меняющимся интернет-языком. Классическая музыка, напротив, кажется оторванной от нынешнего дня и его треволнений. Где мы, с нашими соцсетями, глобальным потеплением и политическими кризисами, а где симфонии Чайковского?

На самом деле, на протяжении всей своей истории музыка то и дело
комментировала актуальную повестку дня. Можно привести сотни
примеров от «Свадьбы Фигаро» (1786) — комической оперы Моцарта, в
которой рассыпаны вольнодумные по тем временам намёки — до «Чёрных
ангелов» американского авангардиста Джорджа Крама (1970) — плача по
жертвам Вьетнамской войны. Музыка напитывается атмосферой создавшего
её времени."

Мы с удовольствием слушаем написанное в XX, XIX, XVIII веках, но вряд ли сможем услышать эту музыку тем, современным ей слухом, который удивлялся тому, что кажется нам привычным, и считывал информацию, которая сегодня ускользает от нас. Поэтому «современной» стоит считать только музыку, созданную совсем недавно, — ту, что напитана сегодняшним воздухом и атмосферой самого близкого прошлого.
Какой бы «странной», «футуристической» и «шокирующей» ни казалась нам
музыка столетней давности, она — такая же классика, как Моцарт и других известных композиторов, и к современности никакого отношения не имеет.

Тяжеловесные и старомодные оперные постановки, скучные исполнения и ложный пафос — всем этим классическая музыка сильно испортила себе репутацию в глазах современного, а особенно молодого слушателя. Иногда она слишком крепко держится за традицию: настаивает на сценических прочтениях семидесятилетней давности, на массивной величавости оформления — от дизайна афиш до облика ведущих концертов.

И тогда современный слушатель может ощущать скуку, досаду, неловкость или желание рассмеяться. Если во время оперного спектакля вам хочется закричать «не верю!», глядя на роковые страдания героев, не думайте, что с Вами что-то не так. Не стыдитесь того, что Вы «не в силах понять великое искусство». Что-то не так со спектаклем. А хорошо исполненная и здорово воплощенная на сцене классическая музыка захватывает так же, как любая другая.

Скука бывает разной. Одно дело — скучать потому, что исполнитель на сцене демонстрирует нелепые, высосанные из пальца, «липовые» чувства и мотивации, или пытается «купить» ваше внимание нехитрыми средствами,
вроде преувеличенных эмоций или большой громкости. В этом случае мы
скучаем от банальности ситуации. Нам неловко за артистов и жалко тратить
на них время. Скучать от непонимания, когда не знаешь пароля к музыке,
не чувствуешь её языка. В этом случае мы досадуем на свою слушательскую
неопытность. Отличить одно от другого очень просто. Если Вы можете
аргументированно объяснить, почему исполнение или постановка никуда
не годятся — выходите из зала (только не во время музыки, дождитесь
паузы). Если же главная и единственная претензия — «я не понимаю», то
постарайтесь сохранять внимание, а к следующему концерту подготовьтесь
лучше. "Ведь это — как поход по сложной местности: нужна карта,
проводник и ответственные сборы".

Музыка должна быть красивой, приятно звучать. Нет ничего плохого в желании получить от музыки удовольствие — было бы странно через силу слушать нечто отвратительное. Но удовольствие она способна доставить не только симпатичными звуковыми красками и щемящим мотивом. Примите музыку странной, тяжёлой, непостижимой, ни на что не похожей, холодной, некрасивой, эмоционально давящей. Дайте ей быть свободной от ваших потребительских ожиданий. То, что вы услышите и узнаете в результате, вознаградит Вас.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал!

Читайте другие публикации канала: